Квалификация административных правонарушений валютного законодательства

Характер нарушения

Примечания

Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.1)

Меры воздействия

В настоящее время требования об обязательном использовании специальных счетов и требования о резервировании не установлены, в связи с чем данное нарушение может быть применено только в случае осуществления валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации.

blobul2c.gif (843 bytes) Запрещены валютные операции между резидентами, за исключением.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.9)

blobul2c.gif (843 bytes) Запрещены расчеты между нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации. Валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации в валюте Российской Федерации осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории Российской Федерации.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.10 ч.3)

blobul2c.gif (843 bytes) Запрещенными являются такие операции, как расчеты юридических лиц-резидентов с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле-продаже товаров, не относящейся к розничной торговле и не осуществляемой при обслуживании транспортных средств в определенных случаях.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.14, ч.2)

blobul2c.gif (843 bytes) Запрещенными являются валютные операции физических лиц-резидентов на территории Российской Федерации, связанные с расчетами (вне зависимости от суммы сделки) с нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации и иностранной валюте при купле-продаже товаров (за исключением приобретения и отчуждения в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет), оказании услуг, в том числе при осуществлении предпринимательской деятельности.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.14, ч.3)

blobul2c.gif (843 bytes) Участие в расчетах с резидентами нерезидентов нарушением закона со стороны последних не является. Вместе с тем при доказывании наличия вины резидента в нарушении положений закона необходимо установить, что субъект правонарушения знал или должен был и мог знать, что он осуществляет валютную операцию с нерезидентом.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.14)

blobul2c.gif (843 bytes) Запрещенными являются операции вывоза физическим лицом с таможенной территории Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10000 долларов США (в том числе в случае подачи пассажирской таможенной декларации на всю вывозимую валюту), при отсутствии у него документов (ввозной таможенной декларации или иных документов), подтверждающих ввоз или перевод в Российскую Федерацию валюты, вывозимой из Российской Федерации сверх установленной нормы.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.15)

Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.2)

Меры воздействия

Резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации не позднее одного месяца со дня открытия таких счетов (вкладов) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.12, ч.2)

Отчеты о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации резиденты представляют налоговым органам по месту своего учета.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.12, ч.7)

Материалы о нарушениях установленных порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и правил проведения валютных операций по указанным счетам (вкладам), а также об обоснованных подозрениях о наличии таких нарушений следует в оперативном порядке направлять в налоговые органы.

(Приказ Федеральной налоговой службы от 10.08.2006 г. № САЭ-3-09/518@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и о наличии счетов в банках за пределами территории Российской Федерации".)

Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.3)

Меры воздействия

В настоящее время не применяется, так как из закона исключены положения, касающиеся обязательной продажи валютной выручки.

Невыполнение резидентом в установленный срок (предусмотренный внешнеторговым договором (контрактом)) обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.4)

Репатриация резидентами валютной выручки

Меры воздействия

Не будет являться нарушением валютного законодательства Российской Федерации незачисление на счет данного резидента предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом) сумм комиссионного вознаграждения и банковских расходов в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, если в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) продавцу-резиденту причитаются денежные средства за переданный нерезиденту товар за вычетом банковских расходов и комиссий.

На сумму денежных средств, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, может влиять изменение количества и качества поставленного покупателю товара относительно количества товара, заявленного в ГТД, и качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД цена товара, если риски утери или порчи товара в соответствии с условиями договора несла российская сторона. В частности, представляется обоснованным недополучение денежных средств относительно заявленной в ГТД цены товаров, вызванное определенными обстоятельствами.

Кроме того, на сумму денежных средств, причитающихся резиденту за переданные нерезиденту товары, может влиять изменение сведений о количестве и качестве поставленного покупателю товара относительно количества товара, заявленного в ГТД, и качества товара, исходя из которого определялась заявленная в ГТД цена товара, если такое изменение вызвано разницей методик их определения или погрешностями методов измерения и подтверждено актом экспертизы, проведенной в соответствии с условиями договора.

Состав административного правонарушения отсутствует, если после вывоза товара с таможенной территории Российской Федерации, когда риски его утери или порчи в соответствии с условиями договора несла российская сторона, товар оказался уничтоженным, безвозвратно утерянным, его состояние ухудшилось вследствие аварии либо действия непреодолимой силы, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства. При подтверждении данных обстоятельств торгово-промышленной палатой государства, в котором они возникли, или российским торговым представительством в этом государстве непоступление выручки от экспорта товара может быть признано обоснованным.

Также не могут признаваться административным правонарушением случаи неполучения денежных средств за переданные нерезиденту товары, связанные с возвратом резиденту ранее переданного товара в контрактные сроки получения денежных средств за данный товар или в сроки, установленные в соглашении о возврате товара, при условии, что такое соглашение заключено в контрактные сроки получения денежных средств.

В случае, когда внешнеторговый договор (контракт) не предусматривает срок получения резидентом от нерезидента денежных средств, причитающихся за переданные резидентом товары, то контроль за исполнением резидентом требований законодательства должен осуществляться с использованием документов, содержащих информацию о сроке оплаты товаров (платежа за товары) нерезидентом.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
- товар передан в соответствии с условиями внешнеторгового договора (контракта) резидентом нерезиденту;
- денежные средства, причитающиеся за переданные нерезиденту товары, не получены резидентом в предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом) сроки, а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) сроки получения резидентом денежных средств не установлены, - в месячный срок со дня передачи товара нерезиденту.

Получение с нарушением сроков, предусмотренных внешнеторговым договором (контрактом), денежных средств за товары, еще не переданные нерезиденту (предварительная оплата или оплата против отгрузки до передачи товара покупателю), нарушением требований законодательства не является.

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.5)

Меры воздействия

При этом указанную обязанность резиденты обязаны выполнять только при осуществлении внешнеторговой деятельности.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.19, часть 1)

Требования по возврату распространяются на резидентов при исполнении ими сделок, результатом осуществления которых должен являться и (или) является ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации либо вывоз товара с таможенной территории Российской Федерации, а также сделок в области внешней торговли услугами, информацией и интеллектуальной собственностью.

Не распространяется на резидентов, заключивших договоры, по условиям которых товары передаются нерезидентом резиденту за пределами таможенной территории Российской Федерации без последующего ввоза на таможенную территорию Российской Федерации.

Когда внешнеторговый договор устанавливает срок передачи нерезидентом товара на таможенной территории Российской Федерации, и в этот срок товар еще не получен резидентом, хотя и ввезен на таможенную территорию Российской Федерации, денежные средства за товар не возвращены в Российскую Федерацию в предусмотренный договором срок, налицо невыполнение резидентом обязанности, установленной статьей 19 Закона.

Поводом для возбуждения дела об административном правонарушении являются следующие факты и обстоятельства в совокупности:
- денежные средства перечислены нерезиденту за товары в соответствии с внешнеторговым договором (контрактом);
- товары не ввезены на таможенную территорию Российской Федерации (не получены от нерезидента на таможенной территории Российской Федерации) в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом);
- денежные средства, уплаченные нерезиденту за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (неполученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, не возвращены в Российскую Федерацию в сроки, предусмотренные внешнеторговым договором (контрактом), а в случае отсутствия в контракте сроков возврата денежных средств - в сроки, установленные внешнеторговым договором (контрактом) для ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), а в случае, если внешнеторговым договором (контрактом) не установлены сроки возврата денежных средств и сроки ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации (получения товаров на таможенной территории Российской Федерации), - в месячный срок со дня перечисления денежных средств нерезиденту.

Если товары ввезены в Российскую Федерацию (переданы резиденту на таможенной территории Российской Федерации) с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором (контрактом), но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков административного правонарушения.

В случае, когда внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрен возврат нерезидентом денежных средств после выставления покупателем-резидентом требования об их возврате, указанное требование должно быть выставлено в срок, обеспечивающий возврат денежных средств в течение срока действия договора. В случае отсутствия во внешнеторговом договоре (контракте) срока возврата нерезидентом денежных средств после выставления резидентом требования об их возврате может быть применено правило пункта 2 статьи 314 ГК России об обязанности должника исполнить обязательство в семидневный срок.

Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам (полученных нерезидентами) денежных средств, то есть без вычета банковских расходов и комиссий.

Состав административного правонарушения в действиях импортера-резидента отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски несла российская сторона, оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой силы или неправомерных действий органов или должностных лиц иностранного государства.

Продление контрактных сроков получения денежных средств, причитающихся за переданные нерезиденту товары, либо сроков возврата денежных средств за непереданные резиденту товары путем заключения дополнения к внешнеторговому договору (контракту) может свидетельствовать об отсутствии события правонарушения в случае, если указанное дополнение заключено до истечения данных сроков.

Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок.

(Кодекс об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, ст.15.25, ч.6)

Меры воздействия

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.24, часть 2, п.2)

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Банк России.

(Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", ст.5, п.4 )

 

(Письмо Федеральной таможенной службы от 10.01.2008 №01-11/217 " О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства")

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510