ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Депозиты

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

12.new.gif (147 bytes) В отношении кредитной организации наложен запрет на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц.
Кредитная организация просит разъяснить возможность изменения кредитной организацией процентов по вкладам, тарифов, введение новых комиссий за обслуживание депозитов физических лиц по договорам, заключенным до введения указанного запрета, в порядке и в соответствии с заключенными договорами.
Согласно статье 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе, в частности, ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года.
В соответствии с пунктом 1.20.3 Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности» запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций означает требование территориального учреждения Банка России полностью прекратить осуществление соответствующих операций, предусмотренных выданными банковскими лицензиями, в частности запрет на привлечение денежных средств физических и юридических лиц во вклады означает, что кредитная организация не вправе с даты, установленной предписанием, принимать новые вклады.
Кроме того, положениями письма Банка России от 12.07.2000 № 133-Т «О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 31.03.97 № 59» предусмотрено, что с момента введения меры воздействия в виде запрета на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций кредитная организация не вправе заключать новые договоры. Одновременно запрещается продлевать договоры, заключенные до введения указанной выше меры воздействия, за исключением продления срока действия договоров на проведение банковской операции купли-продажи иностранной валюты в наличной и безналичной формах.
При этом согласно положениям части 3 статьи 29 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» по договору банковского вклада (депозита), внесенного гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, банком не может быть односторонне сокращен срок действия этого договора, уменьшен размер процентов, увеличено или установлено комиссионное вознаграждение по операциям, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Из вышеизложенного следует, что изменение банком процентов по вкладам, тарифов, введение новых комиссий за обслуживание депозитов физических лиц, взимаемых банком по договорам банковского счета и банковского вклада, уже действовавшим на момент введения указанного выше запрета, в порядке и в соответствии с условиями данных договоров допустимо только с учетом ограничений, установленных ч. 3 ст. 29 указанного Закона.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
11. На каком балансовом счете отражаются проценты, начисленные по вкладу физического лица, но не выплаченные в срок по причине неявки клиента в банк в установленный договором день: на балансовом счете № 47411 или их необходимо перенести на балансовый счет № 47608? Учет неисполненных обязательств по депозитам и прочим привлеченным средствам клиентов (кроме кредитных организаций и банков-нерезидентов) осуществляется в соответствии с требованиями, изложенными в пункте 4.71 части II «Характеристика счетов» Положения № 302-П и условиями договора банковского вклада. Ответы на вопросы Департамент банковского регулирования и надзора и Департамента бухгалтерского учета и отчетности Центрального Банка Российской Федерации от 27.03.2008 № 17-2-64/4175
10. В каких случаях физические и юридические лица - вкладчики вправе требовать досрочного возврата срочного вклада в банке? Норма п.2 ст.837 ГК РФ предоставляет гражданину, заключившему с банком договор о срочном вкладе, право требовать возврата всей суммы или ее части ранее установленного срока. Эти действия вкладчика следует рассматривать как одностороннее изменение условий договора, возможность которого предусмотрена законом (ст.310 ГК РФ). В результате договор о срочном вкладе становится договором о вкладе "до востребования". Вкладчик является экономически более слабой стороной правоотношения, и поэтому в законодательство впервые включена норма о повышенной защите его интересов: условие договора об отказе гражданина от права получить вклад по первому требованию ничтожно. Право юридического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, на досрочный возврат депозита может быть предусмотрено договором (ст.310 ГК РФ). В противном случае досрочный возврат допускается лишь с согласия банка. Некоммерческая организация не может требовать досрочного возврата вклада ни на основании договора (это прямо запрещено нормой ст.310 ГК РФ), ни на основании закона ввиду его отсутствия. Ассоциация российских банков.
22.08.2005. Л.Г.Ефимова.

 

 

9. Каков порядок исчисления процентов по вкладу в случае возврата вкладчику по его требованию срочного вклада (его части) до истечения срока? Пунктом 3 ст.837 ГК РФ предусмотрены последствия преобразования срочного вклада во вклад "до востребования", произведенного по инициативе клиента. В этом случае банк не связан первоначальными обязательствами по выплате процентов за пользование средствами вкладчика в течение всего срока действия договора. Он должен выплатить проценты в том размере, который установлен в договоре специально для этого случая. Такие проценты начисляются за весь период фактического пользования средствами вкладчика. Даже если он требует возврата части своего вклада, в течение оставшегося срока действия договора на невостребованную часть вклада проценты также начисляются в размере, установленном для вкладов "до востребования". При отсутствии в договоре условия о размере процентов при продлении действия договора депозита их размер на основании п.1 ст.809 ГК РФ определяется ставкой банковского процента (ставкой рефинансирования) на день уплаты заемщиком суммы долга или его соответствующей части (Постановление Президиума ВАС РФ от 06.04.2000 № 7930/99). Ассоциация российских банков.
22.08.2005. Л.Г.Ефимова.

 

 

8. Может ли банк не выдать деньги по вкладу и проценты по первому требованию? Нет, такого права у банка нет. Независимо от вида депозита банк обязан выдать сумму вклада или ее часть по первому требованию вкладчика (ст.837 ГК РФ, ст.36 Закона РФ "О банках и банковской деятельности"). Другое дело, если банк пропишет в договоре условие, что при досрочном снятии средств с депозита Вам выплатят более низкие проценты. На это банкиры имеют право. Поэтому при заключении договора обратите внимание, какая ставка будет при досрочном снятии, а также какую сумму комиссии и других выплат (штрафов) возьмет банк. "Главбух", № 23, 2004.
24.11.2004.
Начальник юридического отдела "ПРАДО Аудит", С.Е.Деркачев.
7.

Возможно ли применение территориальным учреждением Банка России к кредитной организации мер надзорного реагирования в связи с несоблюдением ею требований п.3.7 Положения Банка России от 26.06.1998 № 39-П "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета" о начислении процентов при закрытии банковских вкладов клиентов банков по привлеченным (размещенным) денежным средствам до дня (даты) фактического закрытия или передачи счета включительно?

Пунктом 1 приложения к письму Банка России от 24.03.1999 № 104-Т "О применении положений Банка России от 26.06.1998 № 39-П, от 31.08.1998 № 54-П, а также методических рекомендаций Банка России от 14.10.1998 № 285-Т" разъясняется следующее.
В соответствии со статьями 4 и 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций и ведения бухгалтерского учета. Целью Положения ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39-П является установление единого порядка начисления процентов по активным и пассивным операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств клиентов банков - физических и юридических лиц. К примеру, если буквально следовать требованиям ст.839 ГК РФ, то в случае начисления процентов на сумму банковского вклада (депозита) со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня, предшествующего ее возврату вкладчику, депозитные операции на стандартном условии "овернайт" (на один рабочий день), по существу, являются бесплатными при привлечении банками денежных средств на межбанковском рынке и от клиентов - юридических лиц. В то же время для банка - кредитора размещение денежных средств в банке - заемщике в депозит сроком на один рабочий день является  операцией кредитования, проценты по которой в соответствии со ст.809 ГК РФ должны начисляться со дня предоставления денежных средств заемщику  до дня их возврата. Таким образом, установленный ЦБ РФ порядок начисления процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам снимает противоречие между статьями 809 и 839 ГК РФ, по существу, одной и той же операции, выполняемой банком - кредитором и банком - заемщиком по одной заключенной сделке. Согласно статьям 834 - 836 ГК РФ условия договора банковского вклада (депозита), в т.ч. начисление процентов на вклад (депозит), должны отвечать требованиям, установленным законом или принятыми в соответствии  с ним банковскими правилами, т.е. в данном случае Положением ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39-П (с учетом изменений и дополнений). Поскольку установленный Положением ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39-П порядок начисления процентов по привлеченным средствам не ущемляет интересы вкладчиков банков, указанное Положение признано соответствующим нормам действующего гражданского законодательства и зарегистрировано Министерством юстиции РФ 23.07.1998 за номером 1565. Кроме того, по сообщению информационного агентства «РосБизнесКонсалтинг» от 07.07.2004 Председатель Правительства РФ М.Фрадков распорядился внести в Государственную думу проект закона "О внесении изменения в ст.839 ГК РФ", касающийся совершенствования законодательства РФ в части деятельности кредитных организаций по привлечению и размещению денежных средств. Законопроект вводит новый порядок начисления процентов на вклад и их выплаты, согласно которому проценты будут начисляться со следующего дня поступления вклада по день исполнения кредитной организацией своих обязательств включительно. Учитывая вышеизложенное, считаем возможным применение территориальным учреждением ЦБ РФ к кредитной организации мер надзорного реагирования в связи с несоблюдением ею требований п.3.7 Положения ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39-П о начислении процентов при закрытии банковских вкладов клиентов банков по привлеченным (размещенным) денежным средствам до дня (даты) фактического закрытия или передачи счета включительно.
Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 9, сентябрь 2004.
6. Установленный Положением Банка России от 26.06.1998 № 39-П (с учетом изменений и дополнений) порядок начисления процентов на сумму привлеченного банковского вклада (депозита), по мнению отдельных территориальных учреждений Банка России и банков, не соответствует ст.839 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой проценты на сумму банковского вклада начисляются со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня, предшествующего ее возврату вкладчику либо ее списания со счета вкладчика по иным основаниям. Целью Положения ЦБ РФ от 26.06.1998 № 39-П является установление единого порядка начисления процентов по активным и пассивным операциям банков, связанным с привлечением и размещением денежных средств клиентов банков - физических и юридических лиц. К примеру, если буквально следовать требованиям ст.839 ГК РФ, то в случае начисления процентов на сумму банковского вклада (депозита) со дня, следующего за днем ее поступления в банк, до дня, предшествующего ее возврату вкладчику, депозитные операции на стандартном условии "овернайт" (на 1 рабочий день), по существу, являются бесплатными при привлечении банками денежных средств на межбанковском рынке и от клиентов - юридических лиц. В то же время для банка - кредитора размещение денежных средств в банке - заемщике в депозит сроком на 1 рабочий день является операцией кредитования, проценты по которой в соответствии со ст.809 ГК РФ должны начисляться со дня предоставления денежных средств заемщику до дня их возврата. Таким образом, установленный Банком России порядок начисления процентов по привлеченным (размещенным) денежным средствам снимает противоречие между статьями 809 и 839 ГК РФ, по существу, одной и той же операции, выполняемой банком - кредитором и банком - заемщиком по одной заключенной сделке. Согласно статьям 834 - 836 ГК РФ условия договора банковского вклада (депозита), в т.ч. начисление процентов на вклад (депозит), должны отвечать требованиям, установленным законом или принятыми в соответствии с ним банковскими правилами, т.е. в данном случае - Положением Банка России от 26.06.1998 № 39-П. Поскольку установленный Положением № 39-П порядок начисления процентов по привлеченным средствам не ущемляет интересы вкладчиков банков, указанное Положение признано соответствующим нормам действующего гражданского законодательства и зарегистрировано Минюстом РФ 23.07.1998 за номером 1565. Письмо ЦБ РФот 24.03.1999 № 104-Т
5. Налоговая инспекция обратилась в банк, где находился депозитный счет организации, с инкассовым распоряжением о перечислении с указанного счета определенной суммы в счет уплаты недоимки по земельному налогу. Обязан ли банк выполнить указанное инкассовое поручение? На основании ст.46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика или налогового агента причитающейся к уплате суммы налога. Нормами п.5 ст.46 НК РФ предусмотрено, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика или налогового агента, если не истек срок действия депозитного договора. При наличии указанного депозитного договора налоговый орган вправе дать банку поручение (распоряжение) на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика или налогового агента, если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога. 15.07.2003.
Советник налоговой службы II ранга Т.А.Савина.
4. В каких случаях российский банк (налоговый агент) может прекратить удержание и перечисление в бюджет налога на доход с процентов, выплачиваемых иностранному юридическому лицу? В соответствии с п.2 ст.310 НК РФ исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п.1 ст.309 НК РФ, во всех случаях выплаты таких доходов, за исключением следующих случаев:
1) когда налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде;
2) если в отношении дохода, выплачиваемого иностранной организации, предусмотрена нулевая ставка в соответствии со ст.284 НК РФ;
3) при выплате доходов, полученных при выполнении соглашений о разделе продукции, если законодательством РФ о налогах и сборах предусмотрено освобождение таких доходов от удержания налога в Российской Федерации при их перечислении иностранным организациям;
4) при выплате доходов, в соответствии с международными договорами не облагаемых налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного п.1 ст.312 НК РФ.
Согласно п.5 ст.24 НК РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.
"Финансовая газета", № 7, 2003.
Е.Васюкова (Минфин России).
3. Иностранное юридическое лицо, не осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство, получает проценты по валютным вкладам с территории Российской Федерации. Подлежат ли указанные доходы налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты? В соответствии с пп.3 п.1 ст.309 гл.25 НК РФ к доходам, подлежащим обложению налогом у источника выплаты, относится, в частности, процентный доход от долговых обязательств любого вида. Согласно п.1 ст.269 НК РФ в целях настоящей главы под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы, банковские вклады, банковские счета или иные заимствования независимо от формы их оформления. Таким образом, процентный доход по валютным вкладам, выплачиваемый иностранному юридическому лицу, подлежит налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода. "Финансовая газета", № 7, 2003.
Е.Васюкова (Минфин России).
2. Вопрос о порядке расчета налога с процентных доходов по вкладам. Проценты начисляются и выплачиваются за месяц по вкладу в долларах США. Часть месяца по вкладу действовала ставка 8% годовых и часть месяца - 10% годовых. Как определить налоговую базу: как разность между суммой процентов, выплаченных за часть месяца по ставке 10% годовых, и суммой, рассчитанной исходя из 9% годовых за тот же срок (часть месяца, где действовала ставка менее 9%, не учитывается), или как положительную разность между общей суммой процентов за месяц и суммой, рассчитанной исходя из 9% годовых за тот же месяц? В соответствии с п.28 ст.217 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы в виде процентов, получаемые налогоплательщиками по вкладам в банках, находящихся на территории РФ, если установленная ставка не превышает 9% годовых по вкладам в иностранной валюте. Если по валютным вкладам начисление процентного дохода производится в больших размерах, то банки, находящиеся на территории РФ, открывшие такие вклады и начисляющие процентные доходы, по отношению к своим вкладчикам - физическим лицам являются источниками выплаты дохода и как налоговые агенты должны определять облагаемый доход в виде положительной разницы между процентным доходом, начисленным согласно условиям банковского договора, и процентами, определенными п.27 ст.217 Кодекса.
Согласно ст.223 Кодекса датой фактического получения дохода является день выплаты дохода, в т.ч. перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц. В приведенном примере начисление процентов осуществляется в конце месяца, причем за часть месяца - по ставке 8%, а за оставшуюся часть месяца - 10% годовых. Налоговая база в отношении процентного дохода определяется исходя из суммы начисляемых за месяц процентов и суммы, рассчитанной исходя из 9% годовых.

Интернет-сайт МНС России (www.nalog.ru), 12.02.2003.
Государственный советник
налоговой службы III ранга В.М.Акимова.

1. Согласно действующему законодательству нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы при оформлении наследства о доходах физических лиц, полученных ими в виде вкладов в банках. Однако в отдельных случаях отделения Сбербанка России отказывают в предоставлении нотариусам такой информации. Правомерно ли в этом случае несообщение нотариусами налоговым органам о вкладах в банках, полученных наследниками? Статьей 2 Закона РФ от 12.12.1991 № 2020-1 "О налоге с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения" установлено, что объектами налогообложения являются в том числе суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Нотариусы, а также должностные лица, уполномоченные совершать нотариальные действия, обязаны в 15-дневный срок (с момента выдачи свидетельства или удостоверения договоров) направить в налоговый орган по месту их нахождения справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (п.3 ст.5).
Согласно ст.1 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 № 4462-1 нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, названными Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. Ст.5 Основ установлено, что нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией РФ, конституциями республик в составе Российской Федерации, настоящими Основами, законодательными актами РФ и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в т.ч. и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия. Ст.16 Основ определено, что нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред. Нотариус выполняет свои обязанности в соответствии с Основами, законодательством республик в составе Российской Федерации и присягой. Нотариус обязан хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности.
Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества, переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Таким образом, нотариусы обязаны сообщать в налоговые органы информацию о сумме денежного вклада, причитающегося наследнику, необходимую для определения налоговой базы и исчисления налога. Они несут всю полноту ответственности за несообщение этой информации. В случае непредставления сведений налоговые органы вправе привлекать нотариусов к налоговой ответственности. Статьей 857 ГК РФ определено, что сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренном законом. Отказ Сбербанка России в предоставлении нотариусам информации неправомерен, т.к. эти сведения требуются как раз в порядке, предусмотренном законодательством. При этом необходимо подчеркнуть, что нотариусы несут ответственность за разглашение сведений, полученных ими при осуществлении профессиональной деятельности.

"Аудиторские ведомости", № 10, 2002.
Советник налоговой службы
РФ III ранга Н.А.Шорохова.

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510