ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Валютные операции


Операции с ценными бумагами

     Архив

№ п/п Вопрос Ответ Источник
8. new.gif (147 bytes) Банк просит разъяснить порядок оплаты банком-эмитентом векселя, предъявленного к погашению нерезидентом, если банк-эмитент не является уполномоченным банком. В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа при расчетах между резидентом и нерезидентом является валютной операцией.
Согласно статье 6 Закона валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 указанного Закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты Российской Федерации, а также для поддержания устойчивости платежного баланса Российской Федерации.
Если иное не предусмотрено Законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами-резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации (ч. 2 ст. 14 Закона).
Кроме того, согласно статье 13 Закона нерезиденты на территории Российской Федерации вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Из вышеизложенного следует, что банку-эмитенту в отношении нерезидента, предъявившего банку-эмитенту к оплате вексель, выписанный в валюте Российской Федерации, следует осуществить перевод денежных средств на банковский счет, открытый нерезиденту в уполномоченном банке.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
7. В связи с вступлением в силу Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" действуют ли ограничения на взимание уполномоченными банками платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля? В соответствии с ч.1 ст.4 Закона валютное законодательство РФ состоит из Закона и принятых в соответствии с ним федеральных законов. Статьей 5 Закона установлено, что органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Банк России и Правительство РФ, которые для реализации функций, предусмотренных Законом, издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Банк России, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ (ч.2 ст.22 Закона). В соответствии с ч.5 ст.4 Закона органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций. Таким образом, указы Президента РФ не отнесены Законом ни к актам органов валютного регулирования, ни к актам органов валютного контроля. В соответствии со ст.90 Конституции РФ Президент РФ издает указы и распоряжения, которые не должны противоречить Конституции и федеральным законам. При этом в Конституции отсутствует перечень вопросов, подлежащих регулированию исключительно законом. Такие указы не должны противоречить Конституции и другим федеральным законам, а их действие во времени ограничивается периодом до принятия соответствующих законодательных актов. Указы Президента РФ, касающиеся вопросов валютного регулирования и валютного контроля и принятые до вступления в силу Закона, по нашему мнению, подлежат применению в части положений, регламентирующих вопросы, не урегулированные на законодательном уровне, если данные положения не противоречат федеральным законам или регулирование соответствующих вопросов не отнесено Законом к компетенции органов валютного регулирования и органов валютного контроля. В соответствии с положениями Закона уполномоченные банки вправе взимать плату за выполнение ими функций агентов валютного контроля, в т.ч. с клиентов, оформивших в этих банках паспорта сделок по внешнеторговым контрактам. При этом Законом ограничений по сумме взимаемого уполномоченными банками вознаграждения за осуществление ими функций агентов валютного контроля не установлено. На основании вышеизложенного, а также с учетом ст.421 ГК РФ считаем, что уполномоченные банки вправе самостоятельно определять размер и порядок взимания платы за выполнение ими функций агентов валютного контроля. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.03.2005 № 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ".
6. К какому виду ценных бумаг (внутренним или внешним) относится выпущенный на территории Российской Федерации вексель, номинированный в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации? В какой валюте (рублях или иностранной валюте) должна осуществляться оплата указанного векселя? Согласно п.41 Положения о переводном и простом векселе, утв. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 07.08.1937 № 104/1341 и которое в соответствии с Федеральным законом от 11.03.1997 № 48-ФЗ "О переводном и простом векселе" применяется на территории РФ, если вексель выписан в валюте, не имеющей хождения в месте платежа, то сумма может быть уплачена в местной валюте по курсу на день наступления срока платежа, за исключением случаев, когда векселедатель обусловил, что платеж должен быть совершен в определенной, указанной в векселе (оговорка эффективного платежа в какой-либо иностранной валюте). В соответствии со ст.77 Положения данное правило применяется и к простому векселю. Следовательно, вексель, выписанный в иностранной валюте без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте и назначением места платежа Российской Федерации, не создает обязанности платежа в иностранной валюте, а удостоверяет право на получение валюты РФ, и в соответствии с пп."б" п.3 ч.1 ст.1 Закона такой вексель относится к внутренним ценным бумагам. В соответствии с ч.8 ст.8 Закона денежные расчеты между резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ. Следовательно, уполномоченный банк в соответствии с Положением может осуществить оплату предъявленного нерезидентом векселя, номинированного в иностранной валюте, без оговорки эффективного платежа в иностранной валюте, в валюте, используемой в месте платежа (в случае, если местом платежа является Российская Федерация, - в рублях). Информационное письмо ЦБ РФ от 31.03.2005 № 31 "Вопросы, связанные с применением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ".
5. Если основным депозитарием по учету прав на внешние ценные бумаги является иностранный депозитарий (например, по операциям с Еврооблигациями РФ и корпоративными еврооблигациями), в котором российский субдепозитарий - проф. участник открыл счет, то соблюдается ли условие об учете прав на внешние ценные бумаги в депозитариях, созданных по законодательству РФ (в соответствии с пунктами 5 и 6 ч.1 ст.9 Закона), при открытии резидентами счетов депо для учета прав на внешние ценные бумаги в российском субдепозитарии? При открытии резидентами счетов депо для учета прав на внешние ценные бумаги в российском субдепозитарии полностью соблюдается установленное Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле" условие об учете прав на внешние ценные бумаги в депозитариях, созданных по законодательству РФ. "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).
4. Вправе ли резиденты РФ (физические и юридические лица) осуществлять между собой операции с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, с расчетами в иностранной валюте? Резиденты РФ вправе осуществлять между собой расчеты в иностранной валюте по внешним ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации, без использования специальных счетов (п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле") при условии, что эти сделки осуществляются через организаторов торговли и условии учета прав на эти бумаги российскими депозитариями. "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).
3. Вправе ли регистратор отказать клиенту в осуществлении валютной операции по переводу ценных бумаг клиента в ситуации, когда для перевода ценных бумаг клиентом соблюдены все требования законодательства о рынке ценных бумаг (в том числе Закона "О рынке ценных бумаг"), но не соблюдены требования Закона или инструкций ЦБ РФ - например, в надлежаще оформленном поручении регистратору на перевод ценных бумаг (форма которого утверждена нормативными актами ФКЦБ) не указан (в отсутствие соответствующей графы в утвержденной ФКЦБ форме) специальный раздел лицевого счета, на который / с которого зачисляются или списываются ценные бумаги? Регистратор не должен отказывать клиенту в осуществлении валютной операции, если соблюдены требования Федерального закона "О рынке ценных бумаг". Для выполнения требований Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" и инструкций Банка России (например, указание в передаточном распоряжении спецразделов счетов депо (лицевых счетов) необходимо внесение соответствующих изменений в нормативные акты ФСФР. "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).
3. Включает ли понятие "операции с внутренними ценными бумагами", используемое в Законе, а также распространяются ли правила об использовании специальных счетов, установленные инструкциями, на сделки, базовым активом которых являются внутренние ценные бумаги, но по которым не происходит поставки ценных бумаг? Например, если резидент и нерезидент заключают форвардную сделку купли - продажи внутренних ценных бумаг и до даты поставки ценных бумаг заключают встречную сделку и в результате зачета встречных обязательств сторон поставки ценных бумаг не происходит, а сторона, чье денежное обязательство больше, уплачивает другой стороне сумму разницы, должна ли такая сумма разницы быть выражена в рублях и зачисляться на / списываться со специального счета нерезидента? Нет. Согласно Федеральному закону "О валютном регулировании и валютном контроле" (ч.1 ст.1) производные финансовые инструменты не включаются в понятие "внутренние ценные бумаги" и "внешние ценные бумаги", так как не являются ценными бумагами в соответствии с российским законодательством. "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).
2. Обязательно ли перечисление депозитарием доходов по внешним ценным бумагам именно на банковский счет самого резидента либо возможно перечисление по распоряжению резидента на третье лицо (во исполнение обязательств резидента перед третьим лицом)? Обязательно ли перечисление депозитарием доходов по внутренним ценным бумагам именно на банковский счет самого нерезидента либо возможно перечисление по распоряжению нерезидента на третье лицо (во исполнение обязательств нерезидента перед третьим лицом)? Брокер по поручению клиента - нерезидента продал внутренние ценные бумаги и ожидает поступления от контрагента суммы оплаты, которые должны поступить на специальный брокерский счет. При этом у этого же клиента - нерезидента имеется неисполненное денежное обязательство перед третьим лицом. Вправе ли брокер, действуя на основании поручения своего клиента - нерезидента, отдать распоряжение своему контрагенту перевести денежные средства, причитающиеся клиенту - нерезиденту по заключенной брокером сделке, напрямую на счет третьего лица (без зачисления на специальный брокерский счет) в погашение обязательств клиента - нерезидента перед третьим лицом? Валютное законодательство не содержит запрета на перечисление депозитарием по распоряжению резидента в пользу третьего лица (во исполнение обязательств резидента перед третьим лицом) доходов по внешним ценным бумагам. При этом указанные расчеты должны осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О валютном регулировании и валютном контроле". "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).
1. В каком объеме организатор торговли обязан осуществлять контроль за соблюдением участниками торгов требований валютного законодательства при совершении ими сделок с ценными бумагами (как от своего имени и за свой счет, так и от имени и за счет их клиентов) при условии, что участники торгов не определяют банковских счетов и счетов депо (счетов номинального держателя), используемых для проведения расчетов по заключенным сделкам? Соответствующие реквизиты участники торгов доводят до сведения друг друга после заключения сделки, минуя организатора торговли. Должны ли профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществлять функции агентов валютного контроля до момента определения Правительством РФ порядка представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации агентам валютного контроля (п.3 ст.23 Закона)? В настоящее время Правительством РФ не установлены ни порядок проведения проверок соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования, ни порядок обмена информацией и документами, относящимися к проводимым резидентами и нерезидентами валютным операциям. Должны ли проф. участники осуществлять функции агентов валютного контроля до установления указанных порядков, если да, то каким образом? Частью 2 ст.22 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле") наделяет профессиональных участников рынка ценных бумаг, не являющихся уполномоченными банками, функцией агентов валютного контроля. При этом согласно ч.1 и 4 ст.23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (их копии), связанные с проведением валютных операций. Поэтому до установления Правительством РФ в соответствии с ч.6 и 11 ст.22 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" порядка взаимодействия и обмена информацией органов и агентов валютного контроля, профессиональные участники рынка ценных бумаг осуществляют функции агентов валютного контроля на основании норм Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". "Вопросы применения инструкций ЦБ РФ от 07.06.2004 № 115-И, № 116-И".
Текст документа размещен на сайте Банка России в Internet (http://www.cbr.ru).

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510