НАЛОГИ

Общие вопросы

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

9. Вправе ли налоговые органы проводить повторные проверки банков по вопросу исполнения банками поручений на перечисление налогов и сборов и решений о взыскании налогов и сборов? По общему правилу, закрепленному в ст.87 НК РФ, налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам. Банки, исполняя публично-правовую обязанность по обеспечению перечисления налоговых платежей в бюджет, установленную ст.60 НК РФ, сами не являются налогоплательщиками, и, следовательно, контрольные мероприятия, проводимые налоговыми органами на основании ст.31 (пп.11 п.1) НК РФ в отношении банков по данному вопросу, не могут быть отнесены к налоговым проверкам. Порядок оформления результатов контрольных мероприятий, проводимых налоговыми органами в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, регламентирован ст.101.1 НК РФ. Поскольку законодательство о налогах и сборах содержит запрет только на повторное проведение выездных налоговых проверок налогоплательщиков по одним и тем же налогам за уже проверенный период, то контрольные мероприятия в отношении лиц, не являющихся налогоплательщиками, в данном случае банков, могут проводиться налоговыми органами повторно за период, проверенный по данному вопросу ранее. 27.11.2003.
Советник налоговой службы РФ II ранга Ю.В.Лыкова.
8. Банк открыл счет организации 7 апреля 2003 года, а сообщил в налоговый орган об этом 17 апреля 2003 года. Будет ли банк привлечен к ответственности, установленной п.2 ст.132 НК РФ? Согласно п.1 ст.86 НК РФ банк должен сообщить об открытии счета организации в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня открытия счета. В данном случае с учетом положений ст.6.1 НК РФ сведения об открытии счета должны были быть направлены в налоговый орган не позднее 14 апреля 2003 г., но этот срок был нарушен. Пунктом 2 ст.132 НК РФ предусмотрена ответственность банка за несообщение налоговому органу сведений об открытии или закрытии счета организации или индивидуальному предпринимателю. Однако законодатель, устанавливая ответственность за нарушение налогового законодательства, различает понятия "несообщение" и "несвоевременное сообщение", в частности в ст.129.1 НК РФ. Исходя из основных принципов налогового законодательства (ст.3 НК РФ) и общих положений об ответственности за налоговые правонарушения (ст.106, п.1 ст.108 НК РФ), считаем, что расширительное толкование норм о налоговой ответственности недопустимо. Поэтому учитывая, что в п.2 ст.132 НК РФ прямо указывается на наступление ответственности в случае "несообщения" соответствующих сведений налоговому органу, за несвоевременное сообщение таких сведений, что имеет место в рассматриваемой ситуации, данная ответственность применяться не может. Такой подход к решению данного вопроса подтверждается и судебной практикой (п.21 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 № 71). Государственная корпорация "Агентство по реструктуризации кредитных организаций".
10.04.2003. В.Н.Быков.    
7. Обязан ли банк сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) корреспондентского счета? В соответствии с п.1 ст.86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Согласно п.2 ст.11 НК РФ используемое для целей налоговых правоотношений понятие счета распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций. На основании ст.860 ГК РФ правила гл.45 "Банковский счет" распространяются на корсчета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами. Таким образом, банк обязан сообщать в налоговый орган об открытии (закрытии) корреспондентского счета. 02.04.2003.
Советник налоговой службы РФ III ранга С.В.Гладилин.
6. Банк, выплачивающий доход иностранной организации, на момент выплаты дохода уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации и имеет в распоряжении нотариально заверенную копию свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленную не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде. Возникает ли при наличии указанных выше документов необходимость удержания налога в случае, если доход выплачивается не на расчетный счет постоянного представительства, а на счет его головной организации (открытый в иностранном банке), либо сторонней организации - нерезиденту? Что понимается под выражением "свидетельство о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленное не ранее, чем в предшествующем налоговом периоде" - не ранее предшествующего налогового периода должна быть дата выдачи данного свидетельства либо дата его нотариального заверения? Департамент налоговой политики рассмотрел запрос по вопросу исчисления и удержания налоговым агентом суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, и в рамках своей компетенции сообщает следующее. В п.2 ст.310 НК РФ, в частности, установлено, что исчисление и удержание суммы налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, не производится, если "налоговый агент уведомлен получателем дохода, что выплачиваемый доход относится к постоянному представительству получателя дохода в Российской Федерации, и в распоряжении налогового агента находится нотариально заверенная копия свидетельства о постановке получателя дохода на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде". Слово "оформленная" в рассматриваемой формулировке п.2 ст.310 НК РФ может относиться только к слову "копия". В случае если бы законодатель связывал требование к оформлению в предшествующем налоговом периоде с самим свидетельством о постановке на учет, то вместо слова "оформленная" должно было бы использоваться слово "оформленного". Таким образом, в периоде, предшествующем выплате дохода, должна быть оформлена нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации - получателя дохода на учет в налоговых органах. Следует иметь в виду, что на учете в налоговых органах состоит не постоянное представительство иностранной организации, а сама иностранная организация в связи с осуществлением ею деятельности в Российской Федерации. В связи с этим не имеет значения, выплачивается ли доход на счета постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации или на счета головной организации. В случае перечисления налоговым агентом платежа, причитающегося иностранной организации, осуществляющей деятельность через постоянное представительство, по ее поручению третьему лицу, фактическим получателем дохода остается иностранная организация, с которой у налогового агента имеются договорные отношения, в счет которых осуществляется выплата дохода. Именно об этой иностранной организации налоговый агент должен указать сведения в Налоговом расчете (информации) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов, утв. Приказом МНС России от 24.01.2002 № БГ-3-23/31 в соответствии со статьями 289 и 310 НК РФ. При этом удержания налогов при выплате дохода иностранной организации с перечислением платежа в пользу третьего лица налоговым агентом также не производится. Письмо Минфина РФ от 11.03.2003 № 04-06-05/1/15.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев.
5. Вправе ли проводить выездные налоговые проверки налогоплательщика инспекции МНС России других субъектов Российской Федерации при условии, что указанный налогоплательщик не осуществляет на территории других субъектов Российской Федерации деятельности, не имеет имущества и пр.? Может ли налоговый орган проводить "выездную встречную налоговую проверку"? Обязана ли кредитная организация предоставлять налоговому органу, запрашивающему документы по налогоплательщику - клиенту кредитной организации в рамках встречной проверки, документы и информацию по своим счетам, счетам других клиентов и корреспондентов банка? Порядок постановки на учет в налоговых органах в целях проведения налогового контроля установлен ст.83 НК РФ. На основании п.1 ст.82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, а также в других формах, предусмотренных НК РФ. Согласно Методическим указаниям по проведению комплексных выездных налоговых проверок налогоплательщиков - организаций (налоговых агентов, плательщиков сборов), в состав которых входят филиалы (представительства) и иные обособленные подразделения, утв. Письмом МНС России от 07.05.2001 № АС-6-16/369@, налоговый орган по месту нахождения филиала (представительства) налогоплательщика вправе проводить выездные налоговые проверки данных филиалов и представительств налогоплательщика - организации независимо от проведения проверок налогоплательщика - организации. При этом Инструкцией № 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утв. Приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138, определено, что в акте проверки должно обеспечиваться отражение всех существенных обстоятельств, относящихся к выявленным правонарушениям, в т.ч. сведений о непредставленных в налоговый орган налоговых декларациях; о правильности и полноте отражения финансово - хозяйственных операций в бухгалтерском учете; об источниках оплаты произведенных затрат; об обстоятельствах, исключающих применение мер ответственности за совершение налогоплательщиком правонарушения и т.д. Учитывая изложенное, выездную налоговую проверку налогоплательщика вправе проводить налоговый орган, в котором организация стоит на налоговом учете по месту своего нахождения, а также вышестоящие налоговые органы. Проведение "выездной встречной налоговой проверки" НК РФ не предусмотрено. В соответствии со ст.87 НК РФ налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Если при проведении камеральных и выездных налоговых проверок у налоговых органов возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами, налоговым органом может быть проведена так называемая встречная проверка путем истребования у этих лиц документов, относящихся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора). При этом на основании ст.86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством РФ, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа.

"Финансовая газета" № 7, 2003.
Советник налоговой службы II ранга А.Курочкин.

 

4. Каков порядок отнесения доходов и расходов банка к доходам (расходам) от реализации и внереализационным? Применительно к деятельности коммерческих банков деление доходов и расходов на доходы (расходы) от реализации и внереализационные, прежде всего, зависит от того, относится ли определенная операция непосредственно к банковской деятельности или нет. При выполнении банковских операций и сделок в рамках банковской деятельности банк получает доходы (осуществляет расходы), которые по признании банком таковыми относятся к доходам (расходам) от реализации для целей налогообложения. Все остальные доходы (расходы), не подпадающие в соответствии с осуществляемыми видами деятельности под определение доходов (расходов) от реализации и непосредственно не связанные с уставной банковской деятельностью, банки могут признавать для целей налогообложения внереализационными. Статьями 290 и 291 гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ для банков установлены особенности определения доходов и расходов, в соответствии с которыми банки, помимо общего присущего всем организациям перечня доходов и расходов, в рамках банковской деятельности могут получать иные доходы (осуществлять иные расходы) при осуществлении уставной деятельности. Как правило, эти доходы (расходы) непосредственно не связаны с реализацией банковских услуг. Письмо Минфина РФ от 31.05.2002 № 04-02-06/5/8.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
3. Применяются ли понятия "незавершенное производство" и "готовая продукция" к деятельности кредитных организаций? Как распределяются расходы банка на прямые и косвенные? Специфика банковской деятельности и учета банковских операций не предусматривает наличия понятий "незавершенного производства" и "готовой продукции". Исходя из этого гл.25 НК РФ не предусмотрено деление расходов для целей налогообложения, осуществляемых банками в рамках банковской деятельности, на прямые и косвенные (прочие) расходы. Письмо Минфина РФ от 31.05.2002 № 04-02-06/5/8.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
2. Могут ли к Межгосударственному банку, местонахождением которого в соответствии с Соглашением об учреждении является г. Москва, быть применены положения Соглашения об избежании двойного налогообложения с Белоруссией для целей возврата налога, удержанного в Белоруссии? Статьей 1 Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995 установлено, что настоящее Соглашение применяется к лицам, которые являются лицами с постоянным местопребыванием в одном или обоих Договаривающихся государствах. В соответствии со ст.4 Соглашения для целей настоящего Соглашения термин "лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся государстве" означает любое лицо, которое по законодательству этого Государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, постоянного места пребывания, места регистрации в качестве юридического лица или любого иного аналогичного критерия. Однако этот термин не включает любое лицо, которое подлежит налогообложению в этом Государстве только в отношении доходов из источников в этом Государстве или в отношении находящегося в нем имущества. Согласно положениям ст.1 Устава Межгосударственного банка, утв. Соглашением об учреждении Межгосударственного банка от 22.01.1993, Банк является международным расчетным и кредитно - финансовым учреждением. Банк является юридическим лицом с местонахождением в г. Москве. Статьей 2 Соглашения между Правительством РФ и Межгосударственным банком об условиях пребывания Межгосударственного банка на территории РФ от 30.07.1996 установлено, что Банк пользуется правами юридического лица на территории РФ и за Банком признаются те же процессуальные права для защиты своих интересов, которые закреплены законодательством РФ за юридическими лицами. Вопросы налогообложения Банка определены ст.6 Соглашения об условиях пребывания Банка в России. С учетом изложенного для возврата налогов, удержанных в Белоруссии, к Банку могут быть применены положения Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1996 как к лицу, имеющему постоянное местопребывание в Российской Федерации.

26.03.2002.
Советник налоговой службы РФ II ранга Е.Н.Сорокина.

1. Российский банк по операциям с иностранным банком выплачивает доход этому иностранному банку. В каких случаях иностранному банку не требуется предъявлять российскому банку (налоговому агенту) подтверждение постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, согласно положениям которого доходы иностранного юридического лица не облагаются налогом в Российской Федерации? В соответствии с пп.4 п.2 ст.310 НК РФ в случае выплаты доходов российскими банками по операциям с иностранными банками подтверждение факта постоянного местонахождения иностранного банка в государстве, с которым имеется международный договор об избежании двойного налогообложения, не требуется, если такое местонахождение подтверждается сведениями общедоступных информационных справочников. Такими справочниками являются "The bankers' Almanac" (издание "Reed information services", England) и "International bank identifier code" (издание S.W.I.F.T., Belgium & International Organization for Standardization, Switzerland). 19.03.2002.
Советник налоговой службы I ранга И.Б.Покровская.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510