АРХИВ

НАЛОГИ


     Действующие

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

23. Банк оказывает услуги клиентам банка по проверке подлинности банкнот иностранных государств. Подлежат ли указанные услуги обложению НДС? В соответствии с пп.3 п.3 ст.149 НК РФ не подлежит обложению НДС на территории РФ осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в т.ч. кассовое обслуживание организаций и физических лиц. Согласно ст.5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" к банковским операциям относятся в том числе операции по кассовому обслуживанию физических и юридических лиц. Пунктом 9.15 Положения ЦБ РФ от 09.10.2002 № 199-П "О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации" установлено, что кредитная организация (за исключением обменных пунктов) может осуществлять проверку подлинности сомнительных банкнот иностранных государств (группы государств) по инициативе клиента. Из анализа вышеизложенных норм следует, что услуги клиентам банка по проверке подлинности банкнот иностранных государств относятся к кассовым операциям, которые согласно пп.3 п.3 ст.149 НК РФ не подлежат обложению НДС на территории РФ. Правомерность таких выводов подтверждается арбитражной практикой (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 10.10.2005 № А21-2230/2005-С1). Минфин России.
16.10.2006.
Ю.М.Лермонтов.
22. 1. Возможно ли в соответствии с п.1.1 ст.859 Гражданского кодекса РФ закрытие неработающих счетов, по которым имеется картотека № 2 и/или решение налогового органа о приостановлении операций по счетам? Каков порядок обращения с вышеуказанными документами при закрытии счетов по инициативе кредитной организации?

2. Каким образом следует уведомлять налоговые органы о закрытии счетов в вышеуказанных случаях, если в кредитной организации отсутствует достоверная информация о месте постановки клиента на учет в налоговом органе, а связь с клиентом полностью потеряна?
1. На основании п.1.1 ст.859 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив об этом клиента в письменной форме. Договор банковского счета считается расторгнутым по истечении двух месяцев со дня направления банком такого предупреждения, если на счет клиента в течение этого срока не поступили денежные средства. В соответствии с п.4 указанной статьи расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента. Согласно п.2 ст.453 ГК РФ при расторжении договора обязательства сторон прекращаются.
По нашему мнению, расторжение договора банковского счета и, соответственно, закрытие счета клиента означает прекращение всех обязательств кредитной организации по отношению к данному счету, в т.ч. обязательств, касающихся ведения картотеки к внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" (картотека № 2), и приостановление по решению налогового органа операций по счету клиента (если нет расчетного счета клиента - нет и расходных операций, которые можно было бы приостановить). Возврат расчетных документов из картотеки по внебалансовому счету 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в случае закрытия счета клиента осуществляется в порядке, предусмотренном п.2.20 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации". Согласно указанной норме платежные поручения возвращаются плательщику, расчетные документы, поступившие в банк в порядке расчетов по инкассо, возвращаются получателям средств (взыскателям) через обслуживающий их банк с указанием даты закрытия счета. При невозможности возврата платежных требований и инкассовых поручений в случае ликвидации банка получателя (взыскателя) или отсутствия информации о местонахождении получателя средств (взыскателя) они подлежат хранению вместе с юридическим делом клиента, счет которого закрывается.
2. Согласно п.1 ст.86 НК РФ банк обязан сообщить о закрытии счета юридического лица в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня закрытия счета. В соответствии с данной статьей банки открывают счета юридическим лицам только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Однако при закрытии счета обязанности банка требовать те или иные документы у клиента налоговым законодательством не предусмотрено. Следует учитывать, что основанием применения к банку ответственности, установленной п.2 ст.132 НК РФ, является несообщение им налоговому органу сведений о закрытии налогоплательщиком счета. В соответствии с п.1 ст.108 НК РФ никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренными НК РФ. В связи с этим полагаем, что, направив сообщение о закрытии счета юридического лица в налоговый орган, где это юридическое лицо состояло на учете на момент открытия счета (и в соответствии с имеющимися у кредитной организации сведениями), банк исполнит обязанность, возлагаемую на него абзацем вторым п.1 ст.86 НК РФ. Также следует отметить, что официальное разъяснение законодательства о налогах и сборах является прерогативой налоговых органов. В соответствии с п.1 ст.34.2 НК РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах дает Минфин России.
Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 2, февраль 2006.
21. Банк был реорганизован в 2003 году в форме присоединения. К правопреемнику перешли все требования и обязательства, включая требования по ссудам, по которым банк до реорганизации сформировал и учел при налогообложении прибыли резервы на возможные потери. Должен ли был банк при расчете налоговой базы восстановить сформированные до регистрации суммы резервов на возможные потери по ссудам и включить их в состав внереализационных доходов? В соответствии со ст.57 ГК РФ при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Согласно п.2 ст.58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом. В соответствии со ст.59 ГК РФ передаточный акт и разделительный баланс должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами. Согласно п.3 ст.55 НК РФ если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). Подпунктом 2 п.2 ст.291 НК РФ определено, что к расходам банка относятся суммы отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, подлежащим резервированию в порядке, установленном ст.292 НК РФ. Согласно ст.292 НК РФ суммы отчислений в резервы на возможные потери по ссудам, сформированные в порядке, устанавливаемом ЦБ РФ в соответствии с Федеральным законом от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", признаются расходом с учетом ограничений, предусмотренных данной статьей НК РФ. В соответствии с Инструкцией ЦБ РФ от 30.06.1997 № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (далее - Инструкция № 62а) (утратила силу с 01.08.2004 в связи с изданием Указания ЦБ РФ от 26.03.2004 № 1406-У) резерв на возможные потери по ссудам (далее - РВПС) представлял собой специальный резерв, необходимость формирования которого была обусловлена кредитными рисками в деятельности банков (п.1.1 Инструкции № 62а). Порядок, установленный ЦБ РФ для формирования и использования РВПС, не предусматривал восстановления РВПС по ссудной задолженности, передаваемой присоединяемой кредитной организацией в составе прав и обязанностей в соответствии с передаточным актом при осуществлении реорганизации в форме присоединения. Таким образом, налоговая база по налогу на прибыль для присоединяемого банка рассчитывается за период с 01.01.2003 до дня завершения реорганизации, например, 24.12.2003, с учетом суммы резервов на возможные потери по ссудам, созданных в соответствии с порядком, установленным ЦБ РФ по непогашенной ссудной задолженности, имевшейся у присоединяемого банка на дату завершения реорганизации. 04.11.2004.
Советник налоговой службы РФ II ранга В.Е.Мурзин.
20. Облагается ли НДС плата, взимаемая банками - эмитентами и банками - агентами за распространение банковских карт? Облагается ли НДС плата, взимаемая банком за переоформление карты? В соответствии со ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. Подпунктом 3 п.3 ст.149 НК РФ установлено, что не подлежит налогообложению осуществление банками банковских операций, за исключением операций по инкассации. К числу банковских операций согласно Федеральному закону от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" относятся операции, предусмотренные ч.1 ст.5 этого Закона. Вместе с тем пп.3 п.3 ст.149 НК РФ предусмотрен перечень иных операций (сделок) банков, которые освобождаются от НДС. В соответствии с вышеназванными документами к числу банковских операций, в частности, относятся операции по открытию и ведению банковских счетов организаций и физических лиц, по осуществлению расчетов по поручению организаций и физических лиц, включая осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, пластиковыми карточками и т.д. Согласно Положению ЦБ РФ от 09.04.1998 № 23-П "О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием" кредитная организация может осуществлять эмиссию банковских карт для физических и юридических лиц при условии, что ее лицензия на осуществление банковских операций предусматривает проведение операций по счетам вышеуказанных лиц в соответствующей валюте. В соответствии с п.1 Указания ЦБ РФ от 09.04.1999 № 536-У "Об изменении порядка распространения кредитными организациями платежных карт и предоплаченных финансовых продуктов" кредитные организации вправе осуществлять распространение платежных или банковских карт других эмитентов в соответствии с законодательством РФ на основании лицензии на право осуществления банковских операций. Однако такая операция (по распространению банковских карт других банков - эмитентов) не предполагает открытия покупателю банковской карты счета в банке и осуществления расчетных операций по его поручению, т.к. такая карта предназначена для получения ее держателем наличных денежных средств только в сети банкоматов банка - эмитента. Такие операции не относятся к банковским операциям, а являются сделками банков, осуществляемыми без специальной лицензии. Учитывая вышеизложенное, комиссия эмитента, взимаемая кредитной организацией - банком - эмитентом с клиента за осуществление операций с использованием банковских карт в соответствии с условиями заключенного договора между банком - эмитентом и клиентом, НДС не облагается. В то же время услуги банков - агентов по распространению физическим лицам платежных или банковских карт сторонних эмитентов не относятся к числу освобождаемых от обложения НДС банковских операций. Если банк при распространении банковских карт других эмитентов получает плату, то в части, остающейся в распоряжении банка - агента, вышеуказанная плата облагается НДС в общеустановленном порядке. Что касается обложения НДС доходов банков за осуществление прочих операций в процессе оборота банковской карты, то здесь также нужно руководствоваться Положением № 23-П, в соответствии с п.4.1 которого банковские карты могут быть использованы для осуществления операций по счетам юридических и физических лиц. Согласно ст.5 Федерального закона № 395-1 к банковским операциям кредитных организаций относится осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в т.ч. банков - корреспондентов, по их банковским счетам, а также кассовое обслуживание физических и юридических лиц. Таким образом, операции, связанные с временной либо постоянной блокировкой банковской карты, переоформлением ПИН-конверта, а также с выдачей дубликата карты в пределах средств банка на ее приобретение, подпадают под вышеназванное освобождение (как банковские операции), и вознаграждение, полученное банком при осуществлении вышеназванных операций, не подлежит обложению НДС. Что касается услуг по выемке и возврату банковской карты при захвате в устройствах системы, а также по установке устройств удаленного доступа к счету, то они не относятся к банковским операциям, и доходы, полученные от оказания таких услуг, являются объектом налогообложения в соответствии с п.1 ст.146 НК РФ. "Налоговый вестник" № 10, 2004.
07.09.2004. Г.И.Писцов.
19. Почему непомерно высок размер государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридических лиц? Государственная пошлина за регистрацию ликвидации юридического лица введена с 01.07.2002 на основании Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц". Размер госпошлины предусмотрен ч.6 ст.4 Закона РФ от 09.12.1991 № 2005-1 "О государственной пошлине" и составляет 2000 рублей. Процесс ликвидации занимает длительный промежуток времени, в течение которого юридическое лицо несколько раз представляет документы в регистрирующий (налоговый) орган, при этом госпошлина уплачивается на заключительном этапе ликвидации юридического лица при представлении заявления в соответствии со ст.21 Федерального закона № 129-ФЗ. Без уплаты госпошлины осуществляется:
- внесение записи в государственный реестр юридических лиц на основании ст.20 Федерального закона № 129-ФЗ;
- внесение записи в государственный реестр о назначении ликвидатора (ч.3 ст.20 Федерального закона № 129-ФЗ);
- внесение записи в государственный реестр о составлении промежуточного ликвидационного баланса (ч.3 ст.20 Федерального закона № 129-ФЗ).
Сроки и порядок внесения записи о ликвидации юридического лица, а также о регистрации едины и установлены статьями 8, 9 Федерального закона № 129-ФЗ (ст.22 Федерального закона № 129-ФЗ).
Интернет-конференция министра МНС РФ Г.И.Букаева.
12.11.2002.
18. Что ждет налогоплательщиков в 2003 году? Каковы планы Министерства? Планы Министерства грандиозны. Налогоплательщиков ждет много интересного. К настоящему времени приняты все необходимые законодательные акты и поправки. С 01.01.2003 начнет действовать упрощенная система налогообложения малого бизнеса. Условия перехода уже известны: это доходы не более 15 млн. руб., численность работающих менее 100 человек и стоимость амортизируемого имущества менее 100 млн. руб. Этот налог заменяет налог на прибыль, НДС, налог с продаж, единый социальный налог, налог на имущество. Известны и ставки налога. Если налогоплательщик платит от "размера дохода", то налог - 6%. Если используется вариант "доход минус расход", то ставка налога - 15%.
Следующий налог, который вводится с 1 января следующего года, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Он также заменяет НДС, налог на прибыль, налог с продаж, налог с имущества, единый социальный налог. Этот налог могут применять юридические лица, занимающиеся определенными видами деятельности. Здесь добровольности нет. Это, в первую очередь, розничная торговля, общепит, бытовые услуги, ремонт автомобилей. К этому налогоплательщикам необходимо активно готовиться.
Теперь перейдем к транспортному налогу. Он заменяет два налога: налог на пользователей автодорог и налог с владельцев транспортных средств. Единая налоговая база по этому налогу устанавливается в зависимости от мощности двигателя. Чем больше мощность двигателя, тем больше ставка. Условия, сроки уплаты и ставку налога принимает законодательное собрание каждого субъекта Федерации. Закон вступает в жизнь с 01.01.2003. Он коснется всех. Юридические лица сами рассчитывают налог и предоставляют отчетность в инспекцию. Многие из нас являются владельцами автомобилей. Налоговые органы будут для каждого физического лица - автовладельца рассчитывать сумму налога и предъявлять к оплате в определенные сроки. Ранее только во время техосмотра было необходимо предъявить квитанцию об оплате налога. Теперь этого не будет. Если на учете в ГАИ есть автомобиль, не важно, пользуетесь вы им или нет, сломался он или вы его выбросили и забыли о нем - мы в любом случае предъявим вам, уважаемый налогоплательщик, требование об уплате налога. В 2003 году вводится акциз на ГСМ (горюче-смазочные материалы), который сегодня платят нефтеперерабатывающие заводы. Теперь этот акциз будут уплачивать на заправочной станции, т.е. практически все, кто будет заниматься реализацией ГСМ. Это и нефтеперерабатывающие заводы, и оптовики, и розница. Для этого законодатель ввел специальный документ - свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. До 01.01.2003 необходимо всем, кто занимается реализацией ГСМ, получить эти свидетельства. Без этого документа никто не имеет права заниматься реализацией горюче-смазочных материалов. Наша задача организовать администрирование акциза на ГСМ на всех этапах его реализации. Мы впервые создаем компьютерную систему, которая должна отслеживать физические объемы, движение ГСМ от завода к оптовику, от оптовика к рознице и с этих физических объемов каждый участник рынка заплатит налог. Если, например, в январе был получен объем 80 ед., то 10-го февраля с 80 ед. бензина должен быть уплачен акциз. Не важно, реализован ГСМ или нет - будь добр уплати! В России сегодня около 30 тыс. заправок. Информация о них должна обрабатываться в целом по системе. В МНС России создана автоматизированная система учета, проходящая апробацию. С января мы начнем ее применять. Это позволит с каждой тонны выработанного и реализованного ГСМ получить акциз.
Интернет-конференция министра МНС РФ Г.И.Букаева.
12.11.2002.
17. Какой порядок постановки на учет вновь созданных юридических лиц в налоговом органе по месту нахождения после 1 июля 2002 года? В целях реализации п.5 постановления Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 "Об утверждении форм документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, и требований к их оформлению" разработан приказ МНС России от 09.08.2002 № БГ-3-09/426 "О порядке постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения юридического лица, зарегистрированного после 1 июля 2002 года" (далее - приказ). Приказом установлено, что одновременно с заявлением о государственной регистрации юридического лица при создании или заявлением о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, и комплектом документов, представленным при государственной регистрации юридического лица в соответствии со статьями 12 и 14 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" подается заявление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством РФ, по месту нахождения на территории РФ.На основании перечисленных документов осуществляется постановка юридического лица на учет в налоговом органе по месту его нахождения и выдается (направляется) ему Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе в течение пяти дней со дня государственной регистрации юридического лица. Интернет-конференция министра МНС РФ Г.И.Букаева.
12.11.2002.
16. В каком отчетном периоде подлежат отражению в налоговой декларации доходы и расходы кредитной организации, относящиеся к 2001 году, а оплаченные в 2002 году? В письме не указано, какой метод определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения применяется в учетной политике организацией - метод начисления либо кассовый метод после 01.01.2002 в связи с вступлением в силу положений гл.25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ. Кроме того, для конкретного ответа в письме необходимо указать, о каких непосредственно банковских операциях идет речь. Письмо Минфина РФ от 31.05.2002 № 04-02-06/5/8.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
15. В какие сроки должны уплачиваться ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль? Госдумой 24.05.2002 принят в третьем чтении проект Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены изменения в ст.287 НК РФ. Так, в соответствии с указанным законопроектом ежемесячные авансовые платежи, подлежащие уплате в течение отчетного периода, уплачиваются в срок не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление налога. Письмо Минфина РФ от 31.05.2002 № 04-02-06/5/8.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
14. Каков порядок учета для целей налогообложения прибыли у коммерческого банка депозитарных, регистрационных и прочих расходов, связанных с приобретением и реализацией ценных бумаг? Согласно п.4 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. В соответствии с письмом МНС РФ от 23.09.1999 № ВГ-6-05/751 к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы,  уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги, и иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг. Таким образом, расходы, уплачиваемые специализированным организациям - регистраторам и банкам за депозитарные услуги по оформлению перехода прав собственности на ценные бумаги согласно требованиям Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", относятся к указанным выше расходам. Учитывая вышеизложенное, расходы по хранению ценных бумаг, ведению счета депо и прочим регистрационным и депозитарным услугам учитываются при исчислении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль по операциям, связанным с выбытием ценных бумаг. В соответствии со ст.3 Закона РФ от 22.04.1996 № 39-ФЗ брокерской деятельностью признается совершение гражданско-правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Таким образом, в соответствии с письмом МНС России от 24.07.2000 № 02-06-12/335  в случае, если организацией - профессиональным участником рынка ценных бумаг, имеющим лицензию на осуществление брокерской деятельности, оплачиваются услуги по поручению комитента других организаций - депозитариев и регистраторов за хранение ценных бумаг клиентов и ведение счета депо и указанные расходы возмещаются клиентами, то данные расходы не учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в части комиссионного вознаграждения организации - комиссионера. При этом должен быть обеспечен раздельный учет указанных доходов и расходов по обслуживанию ценных бумаг клиента и доходов и расходов по ценным бумагам самой организации. Письмо Управления МНС по г. Москве от 14.03.2001 № 03-12/12284.
Зам. руководителя Управления государственный советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин.
13. Банк просит дать разъяснения по следующему вопросу. Участвуют ли в расчете доли прибыли основные фонды, принадлежащие банку и переданные им в совместную деятельность, доход от которой зачисляется в доходы банка? Согласно ст.1043 ГК РФ внесенное товарищами имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества. При внесении товарищем имущества в общее дело право собственности на это имущество остается за товарищем. Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности, являющимся юридическим лицом, после распределения, включается во внереализационные доходы (у банка - доходы, относимые на финансовые результаты деятельности банков) и облагается налогом в составе валовой прибыли (дохода) по установленным ставкам налога на прибыль (доход). По нашему мнению, принадлежащие банку и переданные им в совместную деятельность основные средства должны участвовать в расчете доли налога на прибыль головного банка. Письмо Минфина РФ от 22.05.2000 № 04-02-05/5.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев.
12. На основании заключенного договора поручения с иностранным юридическим лицом банк, выступая поверенным по сделке, продает от имени и за счет доверителя ценные бумаги. При этом третьим лицом по сделке является фирма - резидент РФ. Статьей 971 ГК РФ обязанности по сделке, совершенной поверенным, возникают непосредственно у доверителя. Кто должен удерживать налог у источника: банк, выступающий поверенным по договору поручения или фирма - резидент, приобретающая ценные бумаги и перечисляющая денежные средства в пользу нерезидента? Следует ли удерживать налог у источника в случае, если третьим лицом по сделке является фирма - нерезидент? В соответствии с главой 49 Гражданского кодекса РФ по договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия. Поскольку доход фирмы - нерезидента, являющейся доверителем по договору поручения, выплачивается иностранному юридическому лицу по условиям договора непосредственно банком - поверенным, то обязанность по удержанию налога у источника возникает у банка независимо от того, является ли третьим лицом по сделке фирма - резидент или фирма - нерезидент. Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 1, январь 2000.
Консультант отдела налогообложения прибыли (дохода) организаций Департамента налоговой политики Минфина РФ Р.Н.Митрохина.
11. Банк просит дать разъяснения по следующему вопросу. Следует ли уведомлять налоговый орган об открытии и закрытии ссудных и депозитных счетов с учетом того, что указанные счета не соответствуют определению понятия "банковский счет", указанному в НК РФ? Согласно п.2 ст.11 НК РФ под термином счет (счета) понимаются расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей. Ссудные счета открываются на основании кредитного договора (ст.819 ГК РФ). Обращаем внимание на то, что отношение по договору банковского вклада (депозита) могут оформляться как путем открытия особого банковского счета (к которому в этом случае в соответствии с п.3 ст.834 ГК РФ применяются правила гл.45 ГК РФ о договоре банковского счета и ст.86 НК РФ), так и путем выдачи вкладчику специальной ценной бумаги - сберегательного или депозитного сертификата (статьи 143, 844 ГК РФ), о чем налоговый орган не уведомляется. Учитывая изложенное, в соответствии с положениями части первой НК РФ банки обязаны представить в налоговые органы информацию об открытии или закрытии организациями, индивидуальными предпринимателями и иными лицами только тех счетов, которые открываются на основании договора банковского счета. Вместе с тем в соответствии со ст.7 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса РФ" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст.2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ и подлежат приведению в соответствие с частью первой НК РФ. В связи с этим действует положение Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1212 в отношении счетов, не подпадающих под соответствующее определение ст.11 НК РФ. В связи с этим и с учетом ст.86 НК РФ банки обязаны сообщать обо всех случаях открытия или закрытия счетов организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Письмо Минфина РФ от 22.01.2001 № 04-01-10/14.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев.
10. Банк просит дать разъяснение по следующему вопросу. Могут ли в соответствии со ст.20 НК РФ признаваться взаимозависимыми лицами юридическое лицо - работодатель и физическое лицо - работник данного юридического лица? В отношении взаимозависимых лиц п.1 ст.20 части первой НК РФ определен перечень конкретных случаев признания лиц взаимозависимыми в целях налогообложения. Признать организации взаимозависимыми по иным основаниям, предусмотренным в п.2 этой статьи, в т.ч. и в случае оказания влияния результатов экономической деятельности юридического и физического лица, может только суд. Письмо Минфина РФ от 22.01.2001 № 04-01-10/14.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев.
9. Должны ли банки при открытии счетов организациям и индивидуальным предпринимателям требовать представления справок из государственных социальных внебюджетных фондов? Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" в Российской Федерации с 01.01.2001 введен единый социальный налог (ЕСН) (взнос). Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ установлено, что с 01.01.2001 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФ РФ, ФСС РФ и ФОМС), уплачиваемых в составе ЕСН (взноса), осуществляется налоговыми органами РФ. В отношении налогоплательщиков ЕСН (взноса) налоговые органы проводят все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля. В соответствии со ст.86 НК РФ банки открывают счета организациям, индивидуальным предпринимателям только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе. Банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Согласно ст.2 Федерального закона № 118-ФЗ Федеральный закон от 02.01.2000 № 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в ПФ России", в соответствии с которым банки и иные кредитные организации открывают расчетные и иные счета плательщикам страховых взносов при предъявлении ими документа, подтверждающего регистрацию в органах ПФ РФ, признан утратившим силу. Кроме того, ст.29 Федерального закона № 118-ФЗ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со ст.2 настоящего Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ и настоящему Федеральному закону. Таким образом, при открытии в банках расчетных и иных счетов организациям и индивидуальным предпринимателям действующим законодательством не предусмотрено представление справок из государственных социальных внебюджетных фондов. 01.02.2001.
Советник налоговой службы I ранга М.В.Федорович.
8. Имеет ли право банк открыть счет филиалу организации, если налоговыми органами вынесено решение о приостановлении операций по счету данной организации? В соответствии со ст.72 НК РФ одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов является приостановление операций по счетам в банке. Согласно ст.76 НК РФ данный способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов применяется к организациям, являющимся налогоплательщиками, плательщиками сборов, либо выполняющими функции налоговых агентов. При этом предусмотрено, что при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета. В соответствии со ст.19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не признаются самостоятельными налогоплательщиками,  а лишь исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. Таким образом, учитывая, что в соответствии с действующим законодательством филиалы не являются самостоятельными субъектами права (в т.ч. не признаются самостоятельными налогоплательщиками) и действуют от имени юридического лица, являясь его обособленными подразделениями, запрет на открытие новых счетов при наличии решения о приостановлении операций по счетам организации распространяется как на счета, открываемые самой организации, так и на счета, которые открываются филиалам данной организации. "Финансовая газета" № 10, март 2001.
Управление МНС России по г. Москве.
Инспектор налоговой службы I ранга А.Волобуев.
7. Главой 21 части второй Налогового кодекса РФ предусмотрено, что от налога на добавленную стоимость освобождаются операции с ценными бумагами. Банк, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, оказывает брокерские услуги клиентам. Должен ли банк уплачивать налог на добавленную стоимость с суммы полученного вознаграждения? В соответствии с пп.12 п.2 ст.149 НК РФ не подлежит налогообложению реализация ценных бумаг. Вместе с тем п.7 названной статьи установлено, что освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров. Брокерской деятельностью согласно ст.3 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" признается совершение гражданско - правовых сделок с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера, действующего на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера в договоре. Поэтому вознаграждение, полученное банком за оказание брокерских услуг, подлежит обложению налогом на добавленную стоимость. 04.12.2000.
Советник налоговой службы I ранга Л.М.Никулина.
6. Обязан ли банк, выступая налоговым агентом по операциям, производимым физическими лицами - нерезидентами с ценными бумагами, ставка налога по которым установлена в размере 30 процентов, производить удержание налога на доходы физических лиц? Банк, выступая налоговым агентом по операциям, производимым физическими лицами - нерезидентами с ценными бумагами, ставка налога по которым установлена в размере 30%, обязан производить удержание налога с сумм выручки по каждой операции от реализации ценных бумаг в соответствии со ст.224 НК РФ. 22.01.2001.
Советник налоговой службы II ранга И.Н.Ивер.
5. Уполномоченный банк выпустил дисконтный вексель, номинированный в иностранной валюте. Последним держателем векселя,  предъявившим его к погашению, является австрийский банк. Должен ли предъявитель векселя представлять при погашении векселя какие-либо дополнительные документы, подтверждающие его право на получение дохода по векселю? Вексель по определению является долговым документом, содержащим ничем не обусловленное долговое обязательство. Требования по надлежащему оформлению (форме) векселей и  порядок передачи прав по ним регулируются нормами вексельного законодательства. В соответствии с гражданским законодательством РФ вексель является ценной бумагой, с передачей которой переходят все удостоверяемые ею (ценной бумагой) права в  совокупности. Права по ордерной ценной бумаге передаются путем совершения на ней индоссамента (передаточной надписи), который в свою очередь может быть как именным, так и бланковым, т.е. не указывающий лицо, которому должно быть произведено исполнение. Законное держание векселя должно основываться на непрерывном ряде индоссаментов, даже если последний индоссамент является бланковым (содержащим только подпись). Нормативные правовые акты не содержат императивной нормы о предоставлении дополнительных документов при погашении векселя. В соответствии с п.4 ст.2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убытки) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. В интересах самого налогоплательщика представить документы, подтверждающие цену приобретения векселя, с целью включения в состав расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу, при исчислении налогооблагаемой прибыли. В противном случае налог будет взиматься полностью с цены погашения. Письмо Минфина РФ от 04.12.2000 № 04-02-05/5.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
4. Может ли дисконтный доход по векселю быть отнесен к "процентам" в соответствии со ст.43 НК РФ? В соответствии со ст.5 гл.I разд.I Единообразного закона о переводном и простом векселе, установленного Конвенцией, подписанной в г. Женеве 07.06.1930, процентная ставка должна быть указана в переводном векселе, при отсутствии такого указанное условие считается ненаписанным. В связи с этим, а также учитывая,  что ст.43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в т.ч. в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления), то разницу между ценой реализации (погашения) и ценой приобретения следует  рассматривать как полученный спекулятивный доход от операций с ценными бумагами. Письмо Минфина РФ от 04.12.2000 № 04-02-05/5.
Зам. руководителя Департамента налоговой политики А.И.Косолапов.
3. Каков порядок учета для целей налогообложения коммерческого банка комиссии за отправку сообщений (SWIFT) по сделкам с еврооблигациями по счету депо? Согласно п.4 ст.2 Закона РФ от 27.12.1991 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации. В соответствии с письмом МНС РФ от 23.09.1999 № ВГ-6-05/751 к расходам по оплате услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг для целей налогообложения относятся суммы, уплачиваемые специализированным организациям за консультационные, информационные и регистрационные услуги; вознаграждения, уплачиваемые организациям, с участием которых приобретены ценные бумаги; иные расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению и реализации (выбытию) ценных бумаг. Таким образом, расходы по оплате услуг за отправку сообщений (SWIFT) по сделкам с еврооблигациями могут относиться к указанным выше расходам. Учитывая вышеизложенное, данные расходы учитываются при определении финансового результата по операциям, связанным с выбытием ценных бумаг.
См. также письмо Управления МНС РФ по г. Москве от 24.01.2001 № 03-12/3717.
"Московский налоговый курьер" № 6, 2001.
Зам. руководителя Управления, гос. советник налоговой службы III ранга А.А.Глинкин.
2. Обязаны ли плательщики единого социального налога (ЕСН) (взноса) производить исчисление и уплату этого налога при каждом получении средств на оплату труда в банке в течение отчетного месяца? В соответствии со ст.243 НК РФ исчисление авансовых платежей по ЕСН (взносу) производится по окончании отчетного периода. Отчетным периодом по ЕСН (взносу) является календарный месяц. Уплата авансовых платежей по ЕСН (взносу) налогоплательщиками - работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов налогоплательщика на счета работников или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Таким образом, НК РФ установлена однократная уплата авансовых платежей по налогу по окончании отчетного месяца и не предусмотрена их уплата при каждом получении налогоплательщиком в банке средств на оплату труда в течение отчетного месяца. Письмо МНС РФ от 19.06.2001 № СА-6-07/463@.
1. Организация изготовила визитные карточки для своих сотрудников. Должна ли она платить налог на рекламу? Определение рекламы дано в Законе РФ № 108-ФЗ. На наш взгляд, т.к. визитная карточка, предназначенная для ограниченного круга лиц, не способствует реализации товаров, идей и начинаний, не формирует и не поддерживает интерес к физическому лицу, она не отвечает требованиям, предъявляемым к информации, на основании которых можно признать ее рекламой. Таким образом, можно сделать вывод, что визитные карточки не являются рекламой и организация, изготовившая их, не является плательщиком налога на рекламу. "Финансовая газета", № 5, январь 2002.
Управление МНС России по Московской области.
С.Пилькевич.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510