ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

9. new.gif (147 bytes) Кредитная организация просит разъяснить нормативные требования Банка России применительно к порядку регистрации общих фондов банковского управления и порядку предоставления отчетности кредитной организации, выступающей в качестве доверительного управляющего. Общие для всех кредитных организаций Российской Федерации требования Банка России к порядку осуществления операций доверительного управления и порядку ведения бухгалтерского учета этих операций определены нормами Инструкции Банка России от 02.07.1997 № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации» (далее - Инструкция).
В соответствии с нормами указанной Инструкции общим фондом банковского управления признается имущественный комплекс, состоящий из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления.
Решение о создании общих фондов банковского управления (ОФБУ) принимается органом управления кредитной организации- доверительного управляющего, уполномоченным на принятие такого решения в соответствии с законодательством Российской Федерации или уставом кредитной организации, одновременно с утверждением инвестиционной декларации и общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.
Кредитная организация направляет документы на регистрацию ОФБУ в регистрирующий орган в срок не позднее двух недель с момента принятия решения о создании ОФБУ. Для регистрации ОФБУ кредитная организация представляет в регистрирующий орган в двух экземплярах документы согласно п. 6.7 Инструкции.
Регистрирующий орган в течение четырех недель с момента поступления указанных в п. 6.7 документов рассматривает информацию, содержащуюся в регистрационных документах, на предмет ее соответствия банковским правилам и указанной Инструкции. При отсутствии оснований для отказа в регистрации ОФБУ регистрирующий орган обязан зарегистрировать ОФБУ, поставить отметку о регистрации на титульном листе общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ и передать этот экземпляр заявителю.
В случае возврата регистрационных документов на доработку срок рассмотрения доработанных документов начинает исчисляться заново с момента представления доработанных документов в регистрирующий орган.
В день регистрации ОФБУ регистрирующий орган направляет в Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России электронный файл по форме приложения 5 к Инструкции, содержащий сведения обо всех ОФБУ, зарегистрированных данным регистрирующим органом.
Регистрирующий орган отвечает за полноту представленных документов, но не отвечает за достоверность информации, содержащейся в них.
При отказе в регистрации ОФБУ регистрирующий орган письменно формулирует причины отказа и претензии к кредитной организации, создающей ОФБУ, на основании которых был сделан отказ. Кредитная организация-доверительный управляющий, получившая отказ территориального учреждения Банка России в регистрации ОФБУ, может обратиться в Банк России для повторного рассмотрения вопроса о регистрации данного ОФБУ. Комплект документов, представленных в территориальное учреждение Банка России, уведомление территориального учреждения Банка России с обоснованием причин отказа и пояснительная записка с изложением причин несогласия с принятым решением направляются кредитной организацией в Банк России.
Комплект документов, представленных в Банк России, рассматривается в порядке и сроки, установленные Банком России.
До регистрации ОФБУ кредитная организация не имеет права публиковать общие условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ и осуществлять операции по аккумулированию средств учредителей доверительного управления.
Если доверительный управляющий ОФБУ нарушает вышеназванные требования Инструкции, Банк России вправе запретить дальнейшее привлечение учредителей управления в ОФБУ на срок до шести месяцев и применить другие меры воздействия в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
Необходимо отметить, что согласно пунктам 7.1-7.3 Инструкции кредитные организации, осуществляющие доверительное управление имуществом, обязаны ежегодно представлять в территориальные учреждения Банка России информацию в соответствии с перечнем, приведенным в приложении 3 к Инструкции. Данная информация должна быть представлена до 10 февраля года, следующего за отчетным годом. Ответственность за достоверность поданных материалов возлагается на отчитывающуюся кредитную организацию. Информация по форме приложения 3 представляется в территориальное учреждение Банка России в электронной и бумажной формах в двух экземплярах. Территориальные учреждения Банка России обязаны контролировать сроки поступления информации, проверять соблюдение формы, целостность и непротиворечивость поступивших данных. Территориальные учреждения Банка России передают в Банк России собранную информацию в бумажной и электронной формах до 1 марта года, следующего за отчетным годом. Банк России устанавливает порядок, сроки и процедуру раскрытия представленной информации.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
8. Проблема совмещения термина "справедливая стоимость", используемого в документах Банка России, и термина "рыночная стоимость", используемого в документах ФСФР.

В Положении № 302-П введено понятие оценки ценных бумаг по "текущей (справедливой) стоимости". Методы оценки ценных бумаг определяются в учетной политике кредитной организации. При этом методы оценки ценных бумаг, находящихся в портфеле кредитной организации и в доверительном управлении должны быть одинаковыми.

При этом ФСФР в Порядке осуществления деятельности по управлению ценными бумагами (приказ от 03.04.2007 г. № 07-37 пз-н) определяет оценочную стоимость ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, как равную их рыночным ценам, сложившимся на торгах организаторов торговли на момент такой оценки.

Таким образом, встает вопрос о том, как совместить эти понятия.
Учет ценных бумаг, полученных в доверительное управление и приобретенных в его процессе, осуществляется по текущей (справедливой) стоимости, в соответствии с Положением № 302-П.

В случае невозможности надежного определения текущей (справедливой) стоимости ценные бумаги, полученные в доверительное управление, учитываются по определенной в договоре цене, а приобретенные в процессе доверительного управления - по цене приобретения.

В соответствии с требованиями к деятельности по управлению ценными бумагами помимо условий, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, управляющий и учредитель управления должны письменно согласовать методику оценки стоимости объектов доверительного управления при приеме их от учредителя управления, а также при указании их оценочной стоимости в отчете о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами (пункт 2.15.8. приказа ФСФР РФ от 03.04.2007 № 07-37/пз-н "Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами").

Кроме этого управляющий обязан использовать единую для всех учредителей управления методику оценки стоимости объектов доверительного управления при указании их оценочной стоимости в отчете о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами.

При этом оценочная стоимость ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, должна признаваться равной их рыночным ценам, сложившимся на торгах организаторов торговли на момент такой оценки, а в случае отсутствия информации об их рыночных ценах - в соответствии с методикой, согласованной учредителем управления и управляющим.

Если на момент осуществления оценки ценной бумаги, находящейся в доверительном управлении, информация о ее рыночных ценах раскрывается несколькими организаторами торговли, управляющий должен производить денежную оценку такой ценной бумаги по наименьшей из раскрываемых рыночных цен, в случае если иное не предусмотрено договором доверительного управления.

Департамент бухгалтерского учета и отчетности в ответах и разъяснениях по некоторым вопросам, связанным с изменением порядка бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги и операций с ценными бумагами в связи с переходом кредитных организаций на учет доходов и расходов по методу "начислений", размещенных на сайте Банка России 29 декабря 2006 года отвечал на вопрос об определении текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг.

Ценная бумага считается котируемой на активном рынке, если информацию о ценовых котировках можно оперативно и регулярно получать от биржи, дилера, брокера, отраслевой группы, ценовой службы или регулирующего органа, и эти цены отражают фактические и регулярные рыночные сделки, совершаемые независимыми участниками рынка. Наличие опубликованных ценовых котировок активного рынка является наилучшим показателем для определения справедливой стоимости ценной бумаги, и когда такие котировки имеются в наличии, именно они используются для оценки.

Соответствующей рыночной котировкой для имеющейся ценной бумаги обычно считается текущая цена спроса, а для приобретаемой ценной бумаги – текущая цена предложения. В случае отсутствия информации о цене спроса и предложения основой для определения текущей (справедливой) стоимости может служить цена самой последней сделки, при условии, что с момента ее проведения и до отчетной даты не произошло существенных изменений экономических условий.
Письмо Банка России от 18.12.2008 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности"
7. В соответствии с главой 5 приложения 11 к Положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение) и п. 8, 8.2, 8.9, 8.14 указанного Положения банк осуществляет переоценку ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении и предназначенных для торговли. В главе Б Плана счетов отдельных лицевых счетов второго порядка для учета переоценки не выделено, вследствие этого банк учитывает суммы переоценки на отдельных аналитических счетах балансовых счетов № 80901А, 85401П в корреспонденции со счетом № 80201. В соответствии с приложением 11 к Положению свертка счетов переоценки на счета прибылей (убытков) не предусмотрена. Однако пункты 8.9 и 8.14 Положения предписывают ежемесячно (ежеквартально) осуществлять свертку доходов (расходов) на счета прибылей (убытков). Возможно ли в целях выполнения требований главы 5 приложение 11 к Положению не осуществлять свертку счетов по учету переоценки в балансе доверительного управления? Согласно пункту 8.2 главы Б «Счета доверительного управления» Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение) учет ценных бумаг, полученных в доверительное управление и приобретенных в его процессе, в том числе переоценки по текущей (справедливой) стоимости, а также доходов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с приложениями 3 и 11 к Положению.
В соответствии с пунктами 8.2, 8.9, 8.14 главы Б Положения суммы переоценки ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, отражаются следующим образом:
-    при увеличении стоимости ценных бумаг (положительные разницы) - по дебету счета 80201 «Ценные бумаги в управлении» и кредиту счета 85401 «Доходы от доверительного управления»;
-    при уменьшении их стоимости (отрицательные разницы) - по кредиту счета 80201 «Ценные бумаги в управлении» и дебету счета 80901 «Расходы по доверительному управлению».

Исходя из изложенного и в соответствии с порядком учета переоценки ценных бумаг, установленным приложениями 3 и 11 к Положению, для учета сумм переоценки на счетах № 85401 и 80901 открываются отдельные лицевые счета по ценным бумагам «оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток», аналогичные счетам № 70602 «Доходы от переоценки ценных бумаг» и № 70607 «Расходы от переоценки ценных бумаг», а по ценным бумагам «имеющимся в наличии для продажи» - отдельные лицевые счета, аналогичные счету № 10603 «Положительная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи» и счету № 10605 «Отрицательная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи».
Списание сумм переоценки ценных бумаг с указанных счетов следует производить в соответствии с порядком, установленным приложением 11 к Положению.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 6 (120) июнь 2008 г.
6. В соответствии с главой 5 приложения 11 к Положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Положение) и п. 8, 8.2, 8.9, 8.14 указанного Положения банк осуществляет переоценку ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении и предназначенных для торговли. В главе Б Плана счетов отдельных лицевых счетов второго порядка для учета переоценки не выделено, вследствие этого банк учитывает суммы переоценки на отдельных аналитических счетах балансовых счетов № 80901А, 85401П в корреспонденции со счетом № 80201. В соответствии с приложением 11 к Положению свертка счетов переоценки на счета прибылей (убытков) не предусмотрена. Однако пункты 8.9 и 8.14 Положения предписывают ежемесячно (ежеквартально) осуществлять свертку доходов (расходов) на счета прибылей (убытков).
Возможно ли в целях выполнения требований главы 5 приложение 11 к Положению не осуществлять свертку счетов по учету переоценки в балансе доверительного управления?
Согласно пункту 8.2 главы Б «Счета доверительного управления» Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее - Положение) учет ценных бумаг, полученных в доверительное управление и приобретенных в его процессе, в том числе переоценки по текущей (справедливой) стоимости, а также доходов по ценным бумагам осуществляется в соответствии с приложениями 3 и 11 к Положению.
В соответствии с пунктами 8.2, 8.9, 8.14 главы Б Положения суммы переоценки ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, отражаются следующим образом:
-    при увеличении стоимости ценных бумаг (положительные разницы) - по дебету счета 80201 «Ценные бумаги в управлении» и кредиту счета 85401 «Доходы от доверительного управления»;
-    при уменьшении их стоимости (отрицательные разницы) - по кредиту счета 80201 «Ценные бумаги в управлении» и дебету счета 80901 «Расходы по доверительному управлению».

Исходя из изложенного и в соответствии с порядком учета переоценки ценных бумаг, установленным приложениями 3 и 11 к Положению, для учета сумм переоценки на счетах № 85401 и 80901 открываются отдельные лицевые счета по ценным бумагам «оцениваемым по справедливой стоимости через прибыль или убыток», аналогичные счетам № 70602 «Доходы от переоценки ценных бумаг» и № 70607 «Расходы от переоценки ценных бумаг», а по ценным бумагам «имеющимся в наличии для продажи» - отдельные лицевые счета, аналогичные счету № 10603 «Положительная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи» и счету № 10605 «Отрицательная переоценка ценных бумаг, имеющихся в наличии для продажи».
Списание сумм переоценки ценных бумаг с указанных счетов следует производить в соответствии с порядком, установленным приложением 11 к Положению.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 6 (120) июнь 2008 г.
5. По условиям заключаемых банком договоров доверительного управления дата прекращения действия договора определена.
В течение трех рабочих дней с наступления даты прекращения действия договора (получения заявления на прекращение в иных случаях) управляющий должен направить учредителю список объектов доверительного управления.
После того как перечень объектов доверительного управления направлен учредителю, управляющий не вправе совершать каких- либо сделок с объектами доверительного управления без прямого указания учредителя управления.
По условиям договора фактический возврат имущества учредителю осуществляется в течение семи рабочих дней с момента направления сведений учредителю, но не ранее получения от учредителя реквизитов для перечисления имущества.
Как банк должен поступить, если в период между датой прекращения договора и датой возврата имущества производится выплата купонов по облигациям:
— вывести финансовый результат на балансе доверительного управления, учитывая, что хотя договор и прекратил действие, ценные бумаги еще учитываются на балансе доверительного управления, и направить уточненные данные о составе имущества учредителю.
Иными словами, учредителю считать это доходом от доверительного управления;
— в дату выплаты купона финансовый результат на балансе доверительного управления не выводить, НКД уплаченный и НКД, полученный от эмитента, не сворачивать, НКД полученный передавать в составе затрат на приобретение ценных бумаг, НКД уплаченный перечислить платежным поручением учредителю в полном размере. В этом случае учредитель выводит финансовый результат на своем балансе. Иными словами, учредителю считать это доходом от собственных вложений?
В данной ситуации банку надлежит перечислить полученный после окончания срока действия договора доверительного управления накопленный купонный доход учредителю управления в полном объеме.
Согласно пункту 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Указанной статьей определено, что к договорам применяются правила о двух- и многосторонних сделках, а к обязательствам, возникшим из договора, - общие положения об обязательствах, установленные Гражданским кодексом, если иное не установлено правилами для отдельных видов договоров.
По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). В ходе исполнения договора доверительного управления доверительный управляющий осуществляет
в пределах, предусмотренных законом и договором доверительного управления имуществом, правомочия собственника в отношении имущества, переданного в доверительное управление (п. 1 ст. 1020 ГК РФ). Владелец (собственник) облигации имеет право на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации, если это предусмотрено облигацией. Срок действия договора доверительного управления имуществом является в силу п. 1 ст. 1016 ГК РФ существенным условием. По окончании срока действия договора доверительный управляющий обязан возвратить имущество учредителю управления.
На наш взгляд, по договору доверительного управления у доверительного управляющего возникают следующие обязательства:
- принять переданное в управление имущество (ст. 1012 ГК РФ);
- осуществить правомочия собственника в отношении имущества (ст. 1020);
- предоставить отчет учредителю о своей деятельности в сроки и в порядке, которые установлены договором доверительного управления имуществом (ст. 1020);
- возвратить имущество учредителю управления по окончании срока действия договора (ст. 1012).
Пунктом 3 статьи 425 ГК РФ установлено, что договор, в котором отсутствует условие о том, что окончание срока действия договора прекращает обязательства сторон, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. На дату окончания срока действия договора неисполненным является лишь обязательство по возврату имущества учредителю.
По нашему мнению, в изложенной ситуации банку надлежит НДК, полученный в период между датой прекращения договора и датой возврата имущества, перечислить учредителю управления в полном объеме. В данном случае, на наш взгляд, определение финансового результата с учетом рассматриваемой выплаты купона неправомерно в силу того, что он получен не в процессе доверительного управления, а в течение периода, установленного договором для возврата имущества учредителю управления.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 01 (115) январь 2008 г.
4. Какой срок уведомления об отказе от договора доверительного управления вправе установить кредитная организация-доверительный управляющий и учредитель управления в общих условиях создания и доверительного управления имуществом общего фонда банковского управления? В соответствии с пунктом 2 статьи 1024 ГК РФ при отказе одной стороны от договора доверительного управления имуществом другая сторона должна быть уведомлена об этом за три месяца до прекращения договора, если договором не предусмотрен иной срок уведомления.
Таким образом, из вышеуказанной нормы Гражданского кодекса следует, что в договоре может быть установлен и иной (как меньший, так и больший) срок уведомления одной стороны другой стороной об отказе от договора доверительного управления.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (114) декабрь 2007 г.
3. Коммерческий банк предоставляет своим клиентам - физическим лицам услуги доверительного управления имуществом при осуществлении операций на рынке ценных бумаг, в частности функционирует Общий фонд банковского управления (ОФБУ), предусматривающий объединение имущества каждого учредителя в единый имущественный комплекс. Взаимоотношения банка - доверительного управляющего с учредителем ОФБУ регулируются на основании договора доверительного управления имуществом, как и при индивидуальном доверительном управлении. Следует ли осуществлять налогообложение доходов учредителя по окончании налогового периода (если условиями ОФБУ предусмотрено отнесение по итогам года суммы прибыли / убытка на увеличение / уменьшение капитала учредителя), если расторжения договора не происходит и выплата дохода не осуществляется? Необходимо ли ведение раздельного учета по разным видам доходов, в частности по дивидендам, по курсовым разницам, по процентам по государственным облигациям? В соответствии с абз.1 п.8 ст.214.1 НК РФ расчет и уплата суммы налога осуществляются налоговым агентом по окончании налогового периода или при осуществлении им выплаты денежных средств налогоплательщику до истечения очередного налогового периода. Под выплатой денежных средств понимаются выплата наличных денежных средств, перечисление денежных средств на банковский счет физического лица или по его требованию на счет третьего лица. Согласно ст.1012 ГК РФ передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Учредитель управления сохраняет право собственности на переданное в ОФБУ имущество. Вместе с тем имущество, переданное в доверительное управление ОФБУ и приобретенное в результате доверительного управления, является общей долевой собственностью лиц, являющихся учредителями доверительного управления (п.2.5 Инструкции ЦБ РФ от 02.07.1997 № 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации"), что означает наличие у каждого из них права на долю в праве собственности на это имущество, а не на долю в самом имуществе. Согласно п.6.20 вышеназванной Инструкции доходы (за вычетом вознаграждения, причитающегося доверительному управляющему, и компенсации расходов доверительного управляющего на управление ОФБУ) делятся пропорционально доле каждого учредителя доверительного управления в имуществе ОФБУ. Конкретный порядок распределения прибыли ОФБУ устанавливается кредитной организацией - доверительным управляющим самостоятельно и отражается в договоре доверительного управления. По операциям, осуществляемым доверительным управляющим в пользу учредителя доверительного управления (выгодоприобретателя), налоговая база определяется согласно п.8 ст.214.1 НК РФ на дату окончания налогового периода или на дату выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг) до истечения очередного налогового периода. НДФЛ подлежит уплате в течение одного месяца с даты окончания налогового периода или даты выплаты денежных средств (передачи ценных бумаг). При расторжении договора доверительного управления налоговая база по НДФЛ определяется в виде положительной разницы между стоимостью имущества, получаемого учредителем при расторжении договора, и стоимостью имущества, переданного им в доверительное управление. Если учредитель не расторгал договор доверительного управления в течение налогового периода, доверительный управляющий - банк, согласно п.8 ст.214.1 НК РФ, по окончании налогового периода должен произвести расчет налоговой базы исходя из дохода, полученного по итогам операций доверительного управления и распределенного между учредителями. Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом финансовый результат по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученном финансовом результате (по каждому виду доходов) для учета этого результата учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы. В связи с этим кредитные организации, осуществляющие операции доверительного управления ценными бумагами, обязаны осуществлять ведение раздельного учета по разным видам доходов. Журнал "Налоговый вестник" № 6, 2005.
Т.В.Назарова.
2. Что представляет собой общий фонд банковского управления (ОФБУ)? Какими нормативными документами следует руководствоваться банку при создании и доверительном управлении  имуществом общего фонда банковского управления? В соответствии с п.2.5 Инструкции ЦБ РФ от 02.07.1997 № 63 общими фондами банковского управления (ОФБУ) признаются имущественные комплексы, состоящие из имущества, передаваемого в доверительное управление разными лицами и объединяемого на праве общей собственности, а также приобретаемого доверительным управляющим при осуществлении доверительного управления. В этом случае между кредитной организацией - доверительным управляющим - создающей ОФБУ, и учредителями управления, средства которых аккумулируются в фонде, заключается договор, содержание которого во многом предопределено нормативно. Банк России разработал Общие  условия создания и доверительного управления имуществом ОФБУ (приложение 2 к Инструкции ЦБ РФ № 63) и рекомендовал использовать их в качестве стандартной формы для заключения договора присоединения с учредителями управления, а  также обязал кредитные организации публиковать утвержденные ими общие условия в открытой печати. В соответствии с п.6.5 Инструкции ЦБ РФ № 63 общие условия конкретного банка должны содержать: описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ; описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ, в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг - описание механизма оценки их стоимости; описание существенных рисков совершения операций с ними; сроки и объем предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности; размер вознаграждения доверительного управляющего; порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.
Кредитная организация, создающая ОФБУ, обязана утвердить инвестиционную декларацию, которая должна содержать информацию: о предельном стоимостном объеме имущества в ОФБУ; о доле каждого вида имущества и ценных бумаг, доле средств, размещаемых в валютные ценности; об отраслевой диверсификации вложений (по видам отраслей - эмитентов ценных бумаг). Кроме того, кредитная организация - доверительный управляющий - обязана зарегистрировать ОФБУ в ТУ Банка России.
Ассоциация российских банков.
17.09.2002. Л.Г.Ефимова
1. В каком порядке проводятся операции доверительного управления ценными бумагами и в соответствии с какими нормативными документами установлен указанный порядок? Статьей 1025 ГК РФ предусмотрено, что особенности доверительного управления ценными бумагами должны быть определены законом, который в настоящее время отсутствует. Поэтому до его издания следует руководствоваться ст.5 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг", а также рядом подзаконных нормативных актов.
В соответствии со ст.5 Закона № 39-ФЗ к объектам доверительного управления относятся: сами ценные бумаги; денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги; денежные средства и ценные бумаги, получаемые в процессе управления ценными бумагами. Из ст.1025 ГК РФ усматривается, что ценные бумаги могут передаваться в доверительное управление двумя способами: во-первых, как имущество, определяемое индивидуально, и, во-вторых, как имущество, определяемое родовыми признаками. В первом случае доверительный управляющий заключает с учредителем управления индивидуальный договор и учитывает переданные им ценные бумаги на отдельном лицевом счете внутреннего бухгалтерского учета, открытом на имя учредителя управления. Во втором случае ценные бумаги нескольких учредителей объединяются в общий фонд банковского управления и обезличиваются.
Ассоциация российских банков.
17.09.2002. Л.Г.Ефимова.

 

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510