Письмо Управления МНС по г. Москве от 18 декабря 2003 г. N 11-24/69763

     Вопрос: 1. Вправе ли налоговые органы проводить проверки предприятий, 
учреждений и организаций по вопросам соблюдения юридическими лицами установленных 
предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные 
ценности, выполненные работы и оказанные услуги, соблюдения порядка хранения 
свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег в 
пределах установленных лимитов?
     2. Вправе ли налоговые органы составлять протоколы об административных 
правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях 
и налагать штрафы по указанным составам административных правонарушений?
     3. Каков порядок действий налоговых органов, обнаруживших указанные административные 
правонарушения?
     4. Является ли оприходование организацией в кассу денежной наличности 
за прошедшие рабочие дни нарушением порядка работы с денежной наличностью, 
выразившимся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности?
     5. Является ли неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной 
наличности длящимся административным правонарушением?

     Ответ: 1. В соответствии со ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.91 
N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" налоговым органам предоставляется 
право в том числе осуществлять контроль за полнотой учета выручки в организациях 
и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением 
контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения 
по вопросам, возникающим при проведении проверок, налагать штрафы на организации, 
а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства 
Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении 
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.
     В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ 
"О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных 
расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон 
N 54-ФЗ) налоговые органы в том числе осуществляют контроль за соблюдением 
организациями и индивидуальными предпринимателями требований данного закона; 
осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных 
предпринимателей.
     Однако в соответствии с п. 2.14 Положения о правилах организации наличного 
денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.98 N 14-П, 
утвержденного Советом директоров Банка России (протокол от 19.12.97 N 47) 
(далее - Положение), учреждения банков в целях максимального привлечения наличных 
денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки 
от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного 
Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью 
в соответствии с рекомендациями, изложенными в Приложении 7 Положения. Материалы 
проверок оформляются справкой по форме 0408026. При необходимости копии справок 
направляются в соответствующие органы Государственной налоговой службы Российской 
Федерации для принятия к предприятиям мер финансовой и административной ответственности 
за несоблюдение порядка работы с денежной наличностью в соответствии с предоставленными 
им правами.
     В соответствии с Приложением 7 "Рекомендации по осуществлению кредитными 
организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной 
наличностью" Положения круг предприятий, подлежащих проверке, определяется 
руководителем учреждения банка в зависимости от объема налично-денежного оборота 
и имеющейся в банке информации о соблюдении предприятиями установленного порядка 
работы с денежной наличностью. При этом учитывается также информация других 
контролирующих органов.
     Таким образом, налоговые органы не вправе проводить проверки предприятий, 
учреждений и организаций по вопросам соблюдения юридическими лицами установленных 
предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные 
ценности, выполненные работы и оказанные услуги, соблюдения порядка хранения 
свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег в 
пределах установленных лимитов.
     2. В соответствии со ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных 
правонарушениях (далее - КоАП) протоколы об административных правонарушениях, 
предусмотренных КоАП, составляются должностными лицами органов, уполномоченных 
рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 
23 КоАП, в пределах компетенции соответствующего органа.
     В соответствии с частью 1 ст. 23.5 Кодекса налоговые органы рассматривают 
дела об административных правонарушениях, предусмотренных в том числе ст. 
15.1 КоАП.
     В соответствии со ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью 
и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов 
наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании 
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка 
хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных 
денег сверх установленных лимитов, - влечет наложение административного штрафа 
на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров 
оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров 
оплаты труда.
     Таким образом, налоговые органы вправе составлять протоколы об административных 
правонарушениях, а также рассматривать дела об административных правонарушениях 
и налагать штрафы по сведениям, предоставляемым банками и другими органами, 
осуществляющими проверки соблюдения предприятиями, учреждениями и организациями 
порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью, 
выразившихся в превышении юридическим лицом установленных предельных сумм 
расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные 
ценности, выполненные работы и оказанные услуги, несоблюдении порядка хранения 
свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх 
установленных лимитов.
     3. При обнаружении в ходе проведения проверок налоговыми органами административного 
правонарушения, выразившегося в превышении юридическим лицом установленных 
предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами за товарно-материальные 
ценности, выполненные работы и оказанные услуги, несоблюдении порядка хранения 
свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх 
установленных лимитов, необходимо уведомить соответствующее учреждение банка 
с целью проведения последними проверки организации в соответствии с Положением.
     4. В соответствии со ст. 4 Закона N 54-ФЗ требования к контрольно-кассовой 
технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок 
и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской 
Федерации.
     Пунктом 2 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации 
от 30.07.93 N 745 "Об утверждении положения по применению контрольно-кассовых 
машин при осуществлении денежных расчетов с населением и перечня отдельных 
категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую 
деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими 
торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в 
силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут 
осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых 
машин" Совет Министров - Правительство Российской Федерации поручило Министерству 
финансов Российской Федерации разработать и утвердить в месячный срок совместно 
с Комитетом Российской Федерации по торговле, Комитетом Российской Федерации 
по машиностроению, Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии 
и сертификации и по согласованию с Государственной налоговой службой Российской 
Федерации типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин.
     Пунктом 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при 
осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных письмом Министерства 
финансов Российской Федерации от 30.08.93 N 104, предусмотрено, что при закрытии 
предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия 
предприятия, кассир должен:
     - подготовить денежную выручку и другие платежные документы;
     - составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом 
по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях 
с одной-двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).
     Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в "Книгу 
кассира-операциониста".
     По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется 
сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих 
счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом 
старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно-кассовой 
машины.
     После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения 
и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" 
и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.
     Пунктом 22 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, 
утвержденного решением Совета Директоров Центрального Банка России от 22.09.93 
N 40 (далее - Порядок), также предусмотрено, что все поступления и выдача 
наличных денег предприятия учитываются в кассовой книге.
     Согласно п. 24 Порядка записи в кассовую книгу производятся кассиром 
сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему 
его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций 
за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию 
в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге 
за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой 
книге.
     Однако организацией за одни дни допущено неполное оприходование в кассу 
денежной наличности, а за другие дни оприходование в кассу денежной наличности 
совершено через несколько месяцев, то есть допущено неоприходование в кассу 
денежной наличности в дни, за которые фактически данная наличность поступила.
     Таким образом, организацией допущено нарушение порядка работы с денежной 
наличностью, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу 
денежной наличности.
     Согласно ст. 15.1 КоАП нарушение порядка работы с денежной наличностью 
и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов 
наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании 
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка 
хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных 
денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа 
на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров 
оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров 
оплаты труда.
     5. В соответствии с частью 1 ст. 4.5 КоАП постановление по делу об административном 
правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения 
административного правонарушения.
     В соответствии с частью 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном 
правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 данной статьи, начинают исчисляться 
со дня обнаружения административного правонарушения.
     Неполное оприходование в кассу денежной наличности не является длящимся 
правонарушением.
     Из представленных документов следует, что административное правонарушение 
(нарушение порядка работы с денежной наличностью) выразившееся в неоприходовании 
(неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, совершено 10.11.2002, 
05.12.2002, 06.12.2002, 07.12.2002, 08.12.2002, 26.12.2002, 19.02.2003, 19.06.2003.
     Постановление по делу об административном правонарушении о привлечении 
организации к административной ответственности вынесено 17.11.2003, то есть 
по истечении срока, установленного частью 1 ст. 4.5 КоАП.
     В соответствии с п. 6 ст. 24.5 КоАП производство по делу об административном 
правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению 
в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.


Заместитель руководителя Управления МНС России 	
по г. Москве советник налоговой службы 	
Российской Федерации I ранга 	Ю.А. Мавашев

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510