Письмо      Ассоциации    российских    банков    
                от  16  октября 2006 г. N А-02/1Е-517

     См.  ответ, приведенный в письме Департамента финансового мониторинга
и валютного контроля ЦБР от 28 ноября 2006 г. N 12-1-5/2490

     Обращаемся  к Вам в связи с изданием Банком России Письма от 30.08.06
N 115-Т  "Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации
(отмыванию)    доходов,  полученных  преступным  путем,  и  финансированию
терроризма" в части идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием
технологий       дистанционного    банковского    обслуживания    (включая
интернет-банкинг)"  (далее  -  Письмо  N 115-Т),  в соответствии с которым
кредитным    организациям    следует   идентифицировать  не  только  лицо,
заключающее  договор  банковского  счета  (банковского вклада), но также и
лиц,  которым  предоставляются  либо  будут  предоставлены  полномочия  по
распоряжению банковским счетом (банковским вкладом), включая полномочия по
распоряжению  банковским  счетом  (банковским  вкладом)  с  использованием
технологий       дистанционного    банковского    обслуживания    (включая
интернет-банкинг).
     Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных  преступным  путем,  и  финансированию  терроризма" не содержит
норм,  предъявляющих  к кредитным организациям требование об идентификации
кредитными   организациями  лиц,  которым  предоставляются  полномочия  по
распоряжению  банковским  счетом  (банковским  вкладом)  с  использованием
технологий       дистанционного    банковского    обслуживания    (включая
интернет-банкинг). Более того, по мнению банковского сообщества, указанное
требование является трудно выполнимым по следующим причинам.
     Кроме  того очевидно, что при осуществлении операций с использованием
технологий  дистанционного  обслуживания единственной информацией, которая
поступает  в кредитную организацию извне о лице, совершающем эту операцию,
является  электронная  цифровая  подпись  (либо ее аналог). Как следствие,
установить    какие-либо    иные    данные,  позволяющие  идентифицировать
совершающее  операции  лицо,  не  представляется  возможным за исключением
случаев,  когда  уполномочивание  третьего  лица осуществляется владельцем
счета  путем  оформления  договора  или иного документа, представленного в
банк.
     Даже  в  случае  изменения  методики совершения операций и технологий
дистанционного  обслуживания  путем истребования у клиентов дополнительной
информации кредитная организация не сможет осуществить проверку сообщенной
в  электронном  виде информации и, как следствие, ни при каких условиях не
сможет достоверно идентифицировать указанных клиентов.
     В  связи  с  изложенным  считаем целесообразным исключить обязанность
кредитных  организаций  по  идентификации  клиентов, имеющих полномочия по
распоряжению    банковским  счетом  лиц,  обслуживаемых  с  использованием
технологий       дистанционного    банковского    обслуживания    (включая
интернет-банкинг),   либо  закрепить  в  нормативных  актах  Банка  России
исчерпывающий  перечень  мер, реализация которых будет признаваться Банком
России  достаточной для надлежащего исполнения требований, предусмотренных
пунктом    1   статьи  7  Федерального  закона  от  07.08.01  N 115-ФЗ  "О
противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным
путем,  и  финансированию  терроризма"  независимо  от  того,  удалось  ли
кредитной организации реально идентифицировать таких клиентов.

     Президент Ассоциации                                     Г.А. Тосунян

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510