Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ (Закон)

Документ

Название документа

Комментарий к содержанию

Комментарий к документу

Федеральный закон от 28.11.2007 № 275-ФЗ О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Изменения позволяют привести федеральное законодательство в соответствие с международными обязательствами РФ в сфере борьбы с коррупцией. Коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов, включены в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом и обязанных предпринимать меры, направленные на противодействие легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. Установлены дополнительные обязанности для организаций, осуществляющих названные операции. Эти организации должны: выявлять среди физических лиц, принимаемых или находящихся на обслуживании, иностранных публичных должностных лиц; уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым указанными должностными лицами, их супругами, близкими родственниками или от имени этих должностных лиц; принимать ряд иных мер в отношении этих должностных лиц. Также предусмотрено, что безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории РФ и из РФ, на всех этапах их проведения должны сопровождаться информацией о плательщике и номере его счета (при наличии). Исключение составляют операции по приему от физических лиц некоторых видов платежей, сумма которых не превышает 30 000 руб. либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 30 000 руб. Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" 03.12.2007, № 270. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 15 января 2008 г.
Федеральный закон от 16.11.2005 № 145-ФЗ О внесении изменения в статью 2 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Настоящим Федеральным законом из Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" исключено относившееся к лицам без гражданства определение "постоянно проживающие в Российской Федерации", означавшее, что действие закона распространяется только на эту категорию лиц без гражданства. Действие законодательства об отмывании преступных доходов распространяется на всех лиц без гражданства, находящихся на территории России.  
Федеральный закон от 28.07.2004 № 88-ФЗ О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Расширен перечень операций, подлежащих обязательному контролю. В состав операций, подлежащих обязательному контролю, включается предоставление (получение) юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, беспроцентных займов, а также сделки с недвижимым имуществом, если сумма, на которую они совершаются, равна или превышает 3 млн. рублей. Изменения касаются прав и обязанностей организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, перечень которых дополнен организациями, оказывающими посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Организация должна направлять в уполномоченный орган сведения о подозрительных операциях (операциях, осуществляемых в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма) не позднее рабочего дня, следующего за днем выявления таких операций. Кредитным организациям запрещается открывать счета (вклады) на анонимных владельцев, то есть без предоставления открывающим счет (вклад) физическим или юридическим лицом документов, необходимых для его идентификации; открывать счета (вклады) физическим лицами без личного присутствия или присутствия представителя; устанавливать и поддерживать отношения с банками-нерезидентами, не имеющими на территориях государств, в которых они зарегистрированы, постоянно действующих органов управления. Кроме того, установлены случаи, при которых кредитные организации вправе отказаться от заключения договора банковского счета (вклада) с физическим или юридически лицом. Требования Закона рапространяются также в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, на адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг. При наличии у адвоката, нотариуса, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить об этом уполномоченный орган. Вступает в силу по истечении 30 дней со дня официального опубликования.
Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле Целью настоящего Федерального закона является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты РФ и стабильности внутреннего валютного рынка РФ как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества. Введены понятия внешних ценных бумаг и внутренних ценных бумаг. Под внутренними ценными бумагами понимаются эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты РФ, выпущенные на территории Российской Федерации. Иные ценные бумаги относятся к внешним ценным бумагам. Из состава валютных ценностей исключены драгоценные металлы и драгоценные камни. Валютными ценностями являются иностранная валюта и внешние ценные бумаги. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций движения капитала, регулирование которых в соответствии с данным Законом осуществляется Правительством РФ и Банком России, а также операций купли-продажи иностранной валюты и чеков на внутреннем валютном рынке. Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением определенного Законом перечня, в который, в частности, входят операции, связанные с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени Российской Федерации, осуществляемых организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с российским законодательством, операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в бюджеты различных уровней в иностранной валюте в соответствии с российским законодательством. Резиденты могут без ограничений открывать счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР и ФАТФ. Обязательная продажа части валютной выручки резидентов (физических лиц - индивидуальных предпринимателей и юридических лиц) осуществляется в размере 30% суммы валютной выручки, если иной размер не установлен Банком России. Банк России вправе устанавливать иной размер обязательной продажи части валютной выручки указанных резидентов, но не свыше 30% ее суммы.  
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 13.07.2002 вступил в силу Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", который заменил ранее действовавший Федеральный закон от 02.12.1990 № 394-1. В новом законе сохраняется независимость Банка России, уточняются его статус, функции, полномочия, а также структура управления. Основные изменения касаются режима собственности имущества и уставного капитала Банка России. Уставной капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью, владение, пользование и распоряжение которой Банк России осуществляет от имени Российской Федерации. Сформулирована основная функция Банка России - защита и обеспечение устойчивости рубля, выполнение которой возложено на него в соответствии со ст.75 Конституции РФ. Более четко сформулированы исключительные полномочия и функции Банка России, уточнено понятие подотчетности Банка России Государственной Думе. Уточнено, что Банк России участвует в капиталах Сбербанка, Внешторгбанка и российских заграничных банков. Уточняются функции Совета директоров Банка России и Национального банковского совета. Признает утратившими силу федеральные законы:
от 19.06.2001 № 81-ФЗ; от 04.03.1998 № 34-ФЗ; от 28.04.1997 № 70-ФЗ; от 27.02.1997 № 45-ФЗ; от 20.06.1996 № 80-ФЗ; от 04.01.1996 № 1-ФЗ; от 27.12.1995 № 210-ФЗ; от 27.12.1995 № 214-ФЗ; от 31.07.1995 № 120-ФЗ; от 26.04.1995 № 65-ФЗ; от 02.12.1990 № 394-1.
Вносит изменения в федеральные законы:
от 21.03.2002 № 31-ФЗ; от 06.08.2001 № 110 -ФЗ; от 08.07.1999 № 139-ФЗ; от 31.07.1998 № 151-ФЗ; от 11.01.1995 № 4-ФЗ. Вносит изменения в Закон РФ от 24.06.1992 № 3119-1.
Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Настоящий Федеральный закон направлен на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Федеральный закон вступает в силу с 1 февраля 2002 года.
Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 О банках и банковской деятельности Изм. Федеральными законами от 03.02.1996 № 17-ФЗ, от 31.07.1998 № 151-ФЗ, от 08.07.1999 № 136-ФЗ.  

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510