Письмо ЦБР от 18 января 2008 г. N 8-Т "О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Федеральным законом от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 49, ст. 6036) внесены изменения в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33, ст. 3418; 2002, N 30, ст. 3029; N 44, ст. 4296; 2004, N 31, ст. 3224; 2005, N 47, ст. 4828; 2006, N 31, ст. 3446, ст. 3452; 2007, N 16, ст. 1831; N 31, ст. 3993, ст. 4011) (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), заключающиеся, в частности, в установлении требований к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по выявлению среди физических лиц, находящихся или принимаемых на обслуживание, иностранных публичных должностных лиц (пункт 1.3 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ). Банк России информирует, что Федеральной службой по финансовому мониторингу (далее - Росфинмониторинг) издано информационное сообщение, размещенное на сайте Росфинмониторинга в Интернете (www.kfm.ru/news_29122007_302.html) по вопросу определения "иностранных публичных должностных лиц". Кроме того, Банк России сообщает, что определения "публичных должностных лиц" содержатся также в документах, изданных международными организациями (приложение к настоящему Письму). Доведите указанную информацию до сведения кредитных организаций. Приложение: на 4 л. Председатель Центрального банка Российской Федерации С.М. Игнатьев Приложение к письму ЦБР от 18 января 2008 г. N 8-Т Неофициальный перевод ¦----------------¦--------------------¦-------------------------------------------¦-------------------------¦ ¦ Организация ¦ Документ ¦ Определение ¦ Адрес сайта ¦ +----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+ ¦Группа ¦Сорок рекомендаций¦"Публичные должностные лица" определяются¦www.fatf-gafi.org ¦ ¦разработки ¦ФАТФ (Глоссарий;¦как лица, на которых возложены (или были¦ ¦ ¦финансовых мер¦Пояснительные ¦ранее возложены) важные государственные¦ ¦ ¦борьбы с¦примечания к¦функции в иностранном государстве,¦ ¦ ¦отмыванием денег¦Рекомендации N 6) ¦например, главы государств или¦ ¦ ¦(ФАТФ) ¦ ¦правительств, ведущие политики, высшие¦ ¦ ¦ ¦ ¦правительственные чиновники, должностные¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица судебных органов, высшие военные¦ ¦ ¦ ¦ ¦чиновники, руководители государственных¦ ¦ ¦ ¦ ¦корпораций, высшие должностные лица¦ ¦ ¦ ¦ ¦политических партий. При этом деловые¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношения с членами семьи и ближайшим¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружением несут аналогичные репутационные¦ ¦ ¦ ¦ ¦риски. Служащие среднего и низшего уровня¦ ¦ ¦ ¦ ¦не охватываются понятием "публичных¦ ¦ ¦ ¦ ¦должностных лиц" ¦ ¦ +----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+ ¦Вольфсбергская ¦Вольфсбергские ¦Определение "публичных должностных лиц"¦www.wolfsberg-principles.¦ ¦группа (The¦принципы, октябрь¦используется в отношении лиц, занимавших¦com ¦ ¦Wolfsberg Group)¦2000 г. (в редакции¦или занимающих должности, связанные с¦ ¦ ¦объединяет ¦от мая 2002 г.).¦общественным доверием: главы государства,¦ ¦ ¦следующие ¦Разъяснения ¦правительства и кабинета министров;¦ ¦ ¦крупнейшие ¦Вольфсбергской ¦правительственные чиновники; высшие¦ ¦ ¦международные ¦группы по вопросу¦партийные чиновники; политики; руководители¦ ¦ ¦финансовые ¦определения ¦государственных предприятий; влиятельные¦ ¦ ¦институты: ABN¦"публичных ¦функционеры в национализированных областях¦ ¦ ¦AMRO, Banco¦должностных лиц" ¦промышленности; высшие судьи; влиятельные¦ ¦ ¦Santander ¦ ¦чиновники и военные чиновники, а также лица¦ ¦ ¦Central Hispano,¦ ¦с аналогичными функциями в международных и¦ ¦ ¦Bank of Tokyo -¦ ¦внутренних государственных организациях.¦ ¦ ¦Mitsubishi UFJ,¦ ¦В эту категорию также включаются: члены¦ ¦ ¦Barclays, ¦ ¦правящих королевских семей, главы или¦ ¦ ¦Citigroup, ¦ ¦влиятельные представители религиозных¦ ¦ ¦Credit Suisse,¦ ¦организаций (если их функции связаны с¦ ¦ ¦Deutsche Bank,¦ ¦политическими, судебными, военными или¦ ¦ ¦Goldman Sachs,¦ ¦административными обязанностями).¦ ¦ ¦HSBC, J.P.¦ ¦Вольфсбергская группа распространяет¦ ¦ ¦Morgan Chase,¦ ¦определение "публичных должностных лиц" не¦ ¦ ¦Societe ¦ ¦только на родственников, но и на ближайшее¦ ¦ ¦Generale, UBS) ¦ ¦окружение. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦В категорию родственников входят: близкие¦ ¦ ¦ ¦ ¦члены семьи, такие как супруги, дети,¦ ¦ ¦ ¦ ¦родители и братья и кровные родственники, а¦ ¦ ¦ ¦ ¦также ставшие близкими в результате брака¦ ¦ ¦ ¦ ¦(например, сводные братья). Под ближайшим¦ ¦ ¦ ¦ ¦окружением понимается: партнеры по бизнесу¦ ¦ ¦ ¦ ¦и личные советники/консультанты, а также¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица, которые получают значительную¦ ¦ ¦ ¦ ¦материальную выгоду ввиду отношений с таким¦ ¦ ¦ ¦ ¦лицом. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦К "публичным должностным лицам" относятся¦ ¦ ¦ ¦ ¦лица, занимающие высокопоставленные¦ ¦ ¦ ¦ ¦должности в настоящем времени и в течение¦ ¦ ¦ ¦ ¦1 года после отставки. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦При установлении статуса лица как¦ ¦ ¦ ¦ ¦"публичного должностного лица" необходимо¦ ¦ ¦ ¦ ¦учитывать факторы, касающиеся политической¦ ¦ ¦ ¦ ¦и общественной ситуации в стране ¦ ¦ +----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+ ¦Европейский cоюз¦Директива ¦"Публичное должностное лицо" определяется¦http://eur-lex.europa.eu ¦ ¦ ¦Европейского ¦как физическое лицо, наделенное¦ ¦ ¦ ¦Парламента и Совета¦значительными публичными функциями, члены¦ ¦ ¦ ¦N 2005/60/ЕС от¦его семьи либо лица, о которых известно,¦ ¦ ¦ ¦26 октября 2005 г.¦что они тесно связаны с ним. Уделять¦ ¦ ¦ ¦"О предотвращении ¦внимание необходимо как бывшим, так и¦ ¦ ¦ ¦использования ¦действующим влиятельным политическим лицам,¦ ¦ ¦ ¦финансовой системы в¦особенно из стран с распространенной¦ ¦ ¦ ¦целях отмывания¦коррупцией ¦ ¦ ¦ ¦денег и¦ ¦ ¦ ¦ ¦финансирования ¦ ¦ ¦ ¦ ¦терроризма" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(Директива ¦ ¦ ¦ ¦ ¦2005/60/ЕС): ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Статья 3 (8) ¦ ¦ ¦ +----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------+ ¦ ¦Директива Комиссии¦С целью применения статьи 3 (8) Директивы¦http://eur-lex.europa.eu ¦ ¦ ¦Европейских ¦2005/60/ЕС под "публичными должностными¦ ¦ ¦ ¦Сообществ ¦лицами" понимаются: ¦ ¦ ¦ ¦N 2006/70/ЕС от¦- физические лица, которые занимают видные¦ ¦ ¦ ¦1 августа 2006 г.¦публичные должности: главы государств¦ ¦ ¦ ¦"О мерах ¦и правительств; министры, их заместители и¦ ¦ ¦ ¦по применению мер¦помощники; члены Парламента; члены¦ ¦ ¦ ¦Директивы 2005/60/ЕС¦Верховных судов, конституционных судов и¦ ¦ ¦ ¦Европейского ¦других высших судебных органов, на решение¦ ¦ ¦ ¦Парламента и Совета¦которых не подается апелляция; члены¦ ¦ ¦ ¦в отношении¦коллегий аудиторов и члены советов¦ ¦ ¦ ¦определения ¦директоров центральных банков; послы;¦ ¦ ¦ ¦"публичного ¦высшие военные чиновники; члены¦ ¦ ¦ ¦должностного лица" и¦административных, управленческих и¦ ¦ ¦ ¦технических ¦надзорных подразделений государственных¦ ¦ ¦ ¦критериев для¦предприятий; ¦ ¦ ¦ ¦проведения процедур¦- члены их семей: законные супруги; лица,¦ ¦ ¦ ¦тщательной проверки¦которые считаются супругами по¦ ¦ ¦ ¦клиентов": Статья 2 ¦национальному праву государства¦ ¦ ¦ ¦ ¦(гражданские браки); дети и супруги детей;¦ ¦ ¦ ¦ ¦либо лица, которые считаются супругами¦ ¦ ¦ ¦ ¦детей по национальному праву государства;¦ ¦ ¦ ¦ ¦родители; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦- лица, о которых известно, что они связаны¦ ¦ ¦ ¦ ¦с "публичными должностными лицами": лица,¦ ¦ ¦ ¦ ¦которые совместно с публичным должностным¦ ¦ ¦ ¦ ¦лицом владеют юридическим лицом или ведут¦ ¦ ¦ ¦ ¦иной бизнес; либо имеют иные тесные деловые¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношения; а также юридические лица,¦ ¦ ¦ ¦ ¦принадлежащие близким деловым партнерам¦ ¦ ¦ ¦ ¦публичного должностного лица или созданные¦ ¦ ¦ ¦ ¦к выгоде публичного должностного лица. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦При отнесении клиентов к "публичным¦ ¦ ¦ ¦ ¦должностным лицам" необходимо учитывать¦ ¦ ¦ ¦ ¦социальные, политические и экономические¦ ¦ ¦ ¦ ¦различия между странами. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦Статус "публичного должностного лица" в¦ ¦ ¦ ¦ ¦отношении физического лица сохраняется¦ ¦ ¦ ¦ ¦в течение года после его отставки ¦ ¦ ¦----------------+--------------------+-------------------------------------------+-------------------------¦
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510