АРХИВ

ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Средства на счетах и средства в расчетах

     Действующие

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

27. Банк просит разъяснить порядок заполнения графы «Счет получателя» в платежном требовании на взыскание с клиентов банка-юридических лиц комиссий, облагаемых НДС.
Взимание комиссии отражается в балансе банка следующими проводками: Дт 40702/ Kт 70107/Kт 60309.
Допустимо ли в платежном требовании в поле, предназначенном для проставления номера счета по кредиту, указывать два счета и разбивку суммы требования по этим счетам?
В соответствии с пунктом 17 приложения 12 к Положению Банка России от 3.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» в графе «Счет №» номер лицевого счета в кредитной организации может не проставляться, если получателем средств является кредитная организация. Разбивка по счетам (№ 70107, 60309) в данной ситуации производится при проводке документа. "Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 09 (111) сентябрь 2007 г.
26. В соответствии с Положением ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П (п.1.1.15) при перечислении денежных средств юридическим лицом в пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка платежным поручением на общую сумму с использованием реестра, допускается зачисление поступившей на корреспондентский счет общей суммы на счета физических лиц отдельными суммами не позже дня, следующего за днем поступления расчетного документа. Однако счет, на котором может быть учтена общая сумма зачисленного на корсчет платежного поручения, до дня зачисления частных сумм на счета физических лиц (т.е. следующего дня) в данном документе не поименован (п.2.2 Приложения к Положению № 222-П). Использование счета по учету сумм, поступивших на корсчета до выяснения (БС 47416), возможно, как гласит данный документ, только при неполучении реестра в установленный срок. Департамент платежных систем и расчетов Банка России для разрешения вышеизложенной ситуации предлагает использовать БС 47422 "Обязательства банка по прочим операциям". Однако Департамент бухучета и отчетности ранее (письмом от 23.04.2002 № 18-2-2-6/910) информировал, что использование БС 47422 в качестве промежуточного счета противоречит его характеристике. Поступивший на корреспондентский счет кредитной организации в Банке России платеж в пользу нескольких физических лиц зачисляется на счета непосредственных получателей на основании реестра без использования каких-либо промежуточных счетов. При несвоевременном поступлении реестра, в связи с чем кредитная организация не может осуществить зачисление сумм на счета физических лиц в установленные сроки, поступившие на корреспондентский счет средства относятся на счет 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения". В случае невозможности зачисления средств на счета физических лиц в день поступления эти суммы должны быть отражены на счете по незавершенным расчетам. Письмо ЦБ РФ от 06.02.2004 № 18-2-2-10/194.
25. До вступления в силу Указания ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1294-У физическому лицу на основании заключенного договора банковского счета открывался счет на балансовом счете 42301 "Депозиты до востребования". В соответствии с изменениями, внесенными Указанием ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1294-У в Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 № 205-П, с 01.07.2003 текущие счета физическим лицам по договору банковского счета открываются на балансовом счете 40817. Разъяснения Банка России от 18.09.2003 № 18-2-2-10/1940, к сожалению, не прояснили вопроса, который в первую очередь интересует кредитные организации, а именно, как следует поступить со счетами, которые были открыты физическим лицам на балансовом счете 42301 до выхода Указания ЦБ РФ № 1294-У на основании договора банковского счета. Введение Положением Банка России от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" в практику текущих счетов физических лиц, открываемых на основании договора банковского счета, на балансовом счете 40817 "Физические лица", который регулируется главой 45 Гражданского кодекса РФ, а поэтому не влечет закрытие или переоформление депозитных счетов, открываемых на основании договора банковского вклада, режим функционирования которых регулируется нормами главы 44 Гражданского кодекса РФ "Банковский вклад". Положение № 222-П не устанавливает требований к открытию, ведению или закрытию депозитных счетов. Письмо ЦБ РФ от 06.02.2004 № 18-2-2-10/194.
24. Может ли использоваться печать дополнительного офиса банка для заверения подписи уполномоченного лица банка при оформлении карточки в соответствии с п.10 Указания? В соответствии с п.9.2 Инструкции № 75-И дополнительные офисы относятся к внутренним структурным подразделениям. Согласно п.12.6 данной Инструкции дополнительный офис кредитной организации (филиала) может осуществлять банковские операции, которые предусмотрены лицензией на осуществление банковских операций, выданной кредитной организации, или Положением о филиале.
Согласно п.2 Указания карточка представляется в кредитную организацию (филиал), имеющую право на открытие и ведение банковских счетов юридических и / или физических лиц, вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета. На основании п.10.4 Указания подпись уполномоченного лица скрепляется печатью, определенной для этих целей распорядительным актом. Отсутствуют правовые препятствия для использования печати дополнительного офиса.
"Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
23. Допустимо ли скрепление в соответствии с п.10.4 Указания подписи уполномоченного лица кредитной организации (подразделения расчетной сети Банка России) имеющимися в наличии печатями или требуется изготовление специальных печатей, предназначенных для этих целей? В соответствии с п.10.4 Указания для скрепления подписи уполномоченного лица кредитной организации при оформлении карточки возможно применение имеющихся в наличии печатей в случае определения таковых распорядительным актом кредитной организации. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
22. Принадлежит ли поверенному (иному лицу, уполномоченному руководителем) право подписи в поле "Подпись клиента" или подпись в этом поле может проставить только руководитель юридического лица? Как следует из п.5.12 Указания, в поле "Подпись клиента" проставляется собственноручная подпись руководителя клиента - юридического лица (руководителя обособленного подразделения), который в соответствии с законом или учредительными документами (положением об обособленном подразделении) осуществляет руководство этим юридическим лицом (обособленным подразделением). Данная подпись свидетельствует о подтверждении руководителем делегированного другим лицам права на доступ к счету. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
21. Следует ли при применении п.5.13 Указания проставлять в поле "Срок полномочий лиц, временно пользующихся правом подписи" срок, на который избираются руководители клиентов на основании решений, принимаемых учредителями (срок полномочий исполнительного органа, определенный уставом юридического лица)? Можно ли предположить, что в данном пункте речь идет лишь о временных карточках на временно назначенных должностных лиц? Упомянутое поле предназначено для тех случаев, когда работнику по каким-либо причинам право подписи предоставляется на конкретный срок (например, в связи с исполнением обязанностей временно отсутствующего работника) распорядительным актом, а также по доверенности или в иных случаях. Таким образом, поле "Срок полномочий лиц, временно пользующихся правом подписи" заполняется в случае наличия указания на срок полномочий в распорядительном акте клиента либо выданной им доверенности. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
20. В соответствии с пунктами 4, 9 и 10 Указания к каждому банковскому счету карточка оформляется в единственном экземпляре и подписи всех лиц, указанных в карточке, подлежат обязательному удостоверению. Возможно ли нотариальное удостоверение подписи представителя юридического лица в карточке с последующей легализацией в стране регистрации юридического лица - нерезидента, после чего российские представители юридического лица дополнительно проставляют свои подписи в карточке и удостоверяют свои подписи непосредственно у российского нотариуса или в банке в соответствии с пунктом 10 Указания? Порядок оформления карточки определен Указанием. Данное Указание устанавливает две модели удостоверения собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, а именно: подписи могут быть удостоверены либо нотариально, либо в присутствии уполномоченного сотрудника кредитной организации. Оформление карточки с образцами подписей и оттиска печати в ином порядке не предусмотрено. Кроме того, согласно п.2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.1999 № 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с заключением, исполнением и расторжением договора банковского счета" банк несет ответственность за последствия исполнения поручений, выданных неуполномоченными лицами, и в тех случаях, когда с использованием предусмотренных банковскими правилами и договором процедур банк не мог установить факты выдачи распоряжения неуполномоченными лицами. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати".
19. Возможно ли предоставление руководителем юридического лица права первой подписи главному бухгалтеру? Согласно ст.6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером. Права и обязанности главного бухгалтера определены ст.7 упомянутого Федерального закона. В соответствии с п.6 Указания право второй подписи принадлежит главному бухгалтеру и (или) лицам, уполномоченным на ведение бухгалтерского учета письменным распоряжением (приказом) юридического лица. Таким образом, право первой подписи не может быть предоставлено главному бухгалтеру. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
18. Каким образом банк может использовать одну карточку для осуществления операций по нескольким счетам клиента, учитывая, что в полях "Отметка банка" и "№ банковского счета" предусмотрены только одна дата принятия карточки и только один номер счета, присвоенный клиенту, а также каким образом в этом случае оформлять поля "Прочие отметки" и "Выданы денежные чеки"? Согласно п.4 Указания в случае расчетно-кассового обслуживания одним операционным работником кредитной организации (филиала) или подразделения расчетной сети Банка России нескольких банковских счетов и при условии совпадения лиц, обладающих правом подписи, кредитная организация (филиал) или подразделение расчетной сети Банка России вправе не требовать оформления карточки к каждому банковскому счету. Если открытие нескольких банковских счетов клиента происходит не единовременно, момент принятия карточки для совершения операций по другому счету может быть отражен в поле "Прочие отметки". "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
17. Может ли юридическое лицо - нерезидент не проставлять в соответствующей карточке с образцами подписей и оттиска печати оттиск печати при отсутствии намерений использовать какую-либо печать для проведения операций по счетам, открытым на его имя в уполномоченном банке? Исходя из п.2.10 Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" обязательным реквизитом расчетного документа является оттиск печати (в установленных случаях). Таким образом, в случае, если законодательство иностранного государства (и соответственно учредительные документы юридического лица), в соответствии с нормами которого создано юридическое лицо, не содержит требования о наличии соответствующей печати у данного юридического лица, последнее вправе не проставлять оттиск печати в карточке. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
16. Должен ли банк при принятии карточек с образцами подписей и оттиска печати проводить проверку гербовых печатей на соответствие их требованиям Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 51511-2001 "Печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации. Форма, размеры и технические требования" (принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 25.12.2001 № 573-ст)? Следует ли рассматривать включение слов, не предусмотренных ГОСТом, в печать как противоречие ГОСТу и вправе ли банк в таком случае отказать клиенту в принятии карточек при условии, что основные данные о юридическом лице (наименование, ИНН, ОГРН) отражены в печати верно?

 

 

В соответствии с п.8 Указания образец оттиска печати юридического лица (обособленного подразделения), проставляемый клиентом в карточке с образцами подписей и оттиска печати, должен соответствовать печати, которую имеет клиент согласно его учредительным документам (положению об обособленном подразделении), иным документам и федеральным законам, устанавливающим требования к печатям юридических лиц. Согласно пп.26 п.6 Положения о Государственном комитете РФ по стандартизации и метрологии (далее - Госстандарт России), утв. Постановлением Правительства РФ от 07.05.1999 № 498, Госстандарт России устанавливает порядок осуществления государственного надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, а также организует проведение указанного контроля и надзора. Положением об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации, утв. Правительством РФ от 16.05.2003 № 287, предусмотрено, что данный контроль и надзор включают в себя в том числе государственный контроль и надзор за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований государственных стандартов к продукции (товарам), работам и услугам.
Исходя из изложенного банкам не следует отказывать в приеме карточки с образцами подписей и оттиска печати в случае несоответствия печати ГОСТу.
"Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
15. Вправе ли банк предусмотреть в договоре банковского счета или внутренних документах обязанность юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, для открытия счетов представлять карточку только с нотариальным удостоверением подлинности подписей? На основании п.10 Указания карточка может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации (филиала), уполномоченного распорядительным актом кредитной организации (филиала). Таким образом, назначение уполномоченного лица для оформления карточки является правом, а не обязанностью кредитной организации. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
14. Может ли банк взимать плату с клиентов - физических и юридических лиц за оказание им услуги по оформлению карточки уполномоченным лицом банка? Правовых препятствий для взимания банком платы за оказание услуг по оформлению карточки не усматривается. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
13. Обязан ли банк при открытии счета использовать только карточку, изготовленную типографским способом в соответствии с формой 0401026 по ОКУД, которая заполняется с обеих сторон, или допускается технология формирования карточки, при которой обе стороны карточки (лицевая и оборотная) распечатываются банком на одной стороне печатного листа формата А4 с соблюдением формата каждой из сторон в соответствии с Приложением к Указанию? Бланк формы 0401026 по ОКУД (Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93), установленный Приложением к Указанию, содержит указание на оборотную сторону карточки, данное понятие встречается также в тексте Указания. Между тем требования к формату бланка, к размерам полей карточки не установлены. Обязательное изготовление карточки типографским способом Указанием также не предусматривается. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
12. Правомерно ли использование в практике работы банка с физическими лицами самостоятельно разработанного упрощенного образца карточки? Согласно п.2 Указания карточка с образцами подписей и оттиска печати представляет собой бланк формы, установленной Приложением к данному Указанию. Указание представляет собой нормативный акт Банка России, который в соответствии со ст.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" является обязательным для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Учитывая изложенное, а также в целях единообразного применения установленного образца карточки с образцами подписей и оттиска печати не представляется возможным использование кредитной организацией самостоятельно разработанного упрощенного бланка карточки с образцами подписей и оттиска печати, содержащего иное количество полей, чем предусмотрено данным Указанием. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
11. Возможно ли представление в банк после введения в действие Указанием Банка России от 21.06.2003 № 1297-У "О порядке оформления карточки с образцами подписей и оттиска печати" (далее - Указание) новой формы карточки и порядка ее заполнения:
- карточек, заверенных вышестоящей организацией;
- незаверенных карточек по счетам министерств и ведомств?
Пункт 9 Указания устанавливает, что подлинность собственноручных подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, может быть удостоверена нотариально. При этом п.10 Указания определяет, что карточка может быть оформлена без нотариального свидетельствования подлинности подписей в присутствии сотрудника кредитной организации (филиала) или подразделения расчетной сети Банка России, уполномоченного распорядительным актом кредитной организации (филиала) или подразделения расчетной сети Банка России. Таким образом, каких-либо иных способов удостоверения / свидетельствования подлинности подписей лиц, обладающих правом первой или второй подписи, а также возможности представления незаверенной карточки с образцами подписей и оттиска печати Указание не предусматривает. В связи с принятием Указания Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" применяется в части, не противоречащей Указанию. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
10. Согласно п.4 Указания карточка представляется в кредитную организацию в одном экземпляре к каждому банковскому счету. Распространяется ли требование о представлении клиентом карточки на счета, открываемые для учета вкладов? Должен ли банк требовать от своих клиентов представления карточки по счетам, открытым банком на основании договора банковского счета на балансовом счете 42301 (депозиты до востребования), которые были открыты до 01.07.2003? На основании ст.834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами главы 44 ГК РФ или не вытекает из существа договора банковского вклада. В соответствии с п.2 Указания карточка представляется юридическим лицом (обособленным подразделением), или физическим лицом, или гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или физическим лицом, занимающимся в установленном законодательством порядке частной практикой, в кредитную организацию (филиал), имеющую право на открытие и ведение банковских счетов юридических и / или физических лиц, вместе с другими документами, необходимыми для открытия банковского счета. Из вышесказанного не следует каких-либо изъятий по кругу субъектов, открывающих банковские счета, либо по виду открываемых банковских счетов. Вместе с тем в соответствии с п.1.1.10 Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" расчетные документы, заполняемые физическими лицами, принимаются банком к исполнению при наличии на первом экземпляре расчетного документа подписи физического лица, заявленной в карточке ф. 0401026. Из вышесказанного следует, что в случае, если при открытии банком счета физическому лицу на основании договора банковского вклада карточка не представлялась, для проведения расчетных операций по данному счету необходимо представление карточки с образцами подписей и оттиска печати в соответствии с Указанием. "Вестник Банка России", 09.01.2004, № 1.
"Обобщение практики применения Указания ЦБР от 21.06.2003 № 1297-У".
9. В каком порядке должен осуществляться банками контроль реквизитов расчетных документов, направляемых в банк в электронной форме? Правила заполнения и контроля полей 101-110 расчетного документа являются едиными как для расчетных документов на бумажном носителе, так и для направляемых в электронной форме. При получении от клиента электронного документа, в котором заполнено поле 101, банк обязан провести контроль на наличие информации в полях 102-110 в соответствии с п.2.16 части I Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (в ред. Указания № 1256-У). Интернет-сайт ЦБ РФ (www.cbr.ru), 23.05.2003.
8. В каком порядке должен осуществляться банками контроль реквизитов в полях 101-110 платежного поручения и инкассового поручения? Пунктом 1.2 Указания № 1256-У предусмотрен порядок контроля банками расчетных документов при их приеме к исполнению в части заполнения полей 101-110 платежного поручения и инкассового поручения, в соответствии с которым расчетные документы, содержащие информацию в поле 101, подлежат проверке на обязательное указание информации в полях 102-110. При этом на банки не возложена обязанность осуществлять проверку правильности указания информации в полях 101-110 расчетных документов. Если в расчетных документах поле 101 не заполнено, проверка на указание информации в полях 102-110 не осуществляется. При контроле расчетного документа не проводится анализ его реквизитов для установления цели платежа (в бюджетную систему РФ либо в иных целях). Таким образом, при осуществлении контроля расчетных документов в части заполнения полей 101-110 банк вправе не принимать к исполнению (возвращать без исполнения) расчетные документы только в том случае, если поле 101 расчетного документа заполнено и не заполнены поля (какое-либо из полей) 102-110. При заполнении полей 102, 104-110 расчетного документа и невозможности указать конкретное значение показателя вместо него проставляется символ "ноль" ("0"), что не противоречит п.2.10 части I Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", в соответствии с которым поля, реквизиты которых не имеют значений, остаются незаполненными, поскольку проставленный в соответствующем поле расчетного документа символ "0" следует рассматривать в качестве значения данного поля. Интернет-сайт ЦБ РФ (www.cbr.ru), 23.05.2003.
7. В каком порядке должны приниматься (исполняться) платежные поручения, платежные требования, инкассовые поручения и платежные ордера с учетом срока вступления в силу Указания Банка России от 03.03.2003 № 1256-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации"? Указание ЦБ РФ от 03.03.2003 № 1256-У (далее - Указание № 1256-У) вступает в силу с 01.06.2003 и предусматривает внесение изменений в действующие форматы расчетных документов. Начиная с даты вступления в силу Указания № 1256-У форматы платежного поручения, платежного требования, инкассового поручения и платежного ордера без учета внесенных изменений не подлежат применению. При этом с 01.06.2003 не подлежат приему к исполнению банком плательщика платежные поручения и банком - эмитентом, обслуживающим получателя средств (взыскателя), платежные требования и инкассовые поручения, оформленные с использованием форматов расчетных документов без учета изменений, внесенных Указанием № 1256-У. Вместе с тем платежные требования и инкассовые поручения, принятые банком - эмитентом до 01.06.2003 и поступившие в исполняющий банк, обслуживающий плательщика, после указанного срока, подлежат приему к исполнению исполняющим банком. Инкассовые поручения, оформленные с использованием форматов расчетных документов без учета изменений, внесенных Указанием № 1256-У, направляемые непосредственно в исполняющий банк в случаях, установленных законодательством, в т.ч. когда взыскатели не имеют счетов в банках, не подлежат приему к исполнению исполняющим банком с 01.06.2003.
В отношении платежных поручений, платежных требований, инкассовых поручений и платежных ордеров, принятых банками до 01.06.2003, в т.ч. находящихся в картотеках неоплаченных расчетных документов, п.2 Указания № 1256-У установлен порядок, согласно которому указанные расчетные документы и платежные ордера не подлежат переоформлению и исполняются в соответствии с проставленными в них реквизитами. Дата списания денежных средств со счета плательщика в расчетных документах в данном случае проставляется в средней части свободного места верхнего поля. При составлении платежного ордера на частичную оплату указанных расчетных документов поля 101-110 не заполняются.
Интернет-сайт ЦБ РФ (www.cbr.ru), 23.05.2003.
6. В Главное управление поступают запросы кредитных организаций по порядку проведения операций перечисления денежных средств с расчетного счета юридического лица на несколько лицевых счетов физических лиц, которые осуществляются на основании одного платежного поручения с одновременным направлением реестра перечислений в банк получателя платежа. При этом возникают случаи, когда указанная в реестре общая сумма перечислений меньше / больше суммы денежных средств, уже зачисленных на корреспондентский счет кредитной организации - получателя на основании платежного поручения, или когда имеются расхождения указанных в реестре отдельных реквизитов с базой данных кредитной организации (несоответствие Ф.И.О. отдельных получателей, номеров лицевых счетов).
Каковы дальнейшие действия кредитной организации в вышеуказанных случаях:
- возвращает всю перечисленную платежным поручением на корреспондентский счет сумму на счет плательщика?
- зачисляет всю сумму платежного поручения на балансовый счет 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения" до даты представления дополнительного реестра перечислений на счета физических лиц (но не более 5 дней)? В случае необходимости использования иного балансового счета, просим указать какой;
- перечисляет средства на лицевые счета физических лиц - получателей средств, а остаток суммы платежного поручения (в случае расхождения общей суммы) или частную сумму по отдельному физическому лицу (по которому установлены расхождения реквизитов в реестре) зачисляет на балансовый счет 47416? В случае необходимости использования иного балансового счета просим указать, какой.
Нормативными актами Банка России не предусмотрен порядок совершения платежей юридическими лицами в пользу нескольких физических лиц, обслуживаемых в одном банке, одним платежным поручением. Вместе с тем осуществление указанной операции не противоречит нормам действующего законодательства и нормативным актам Банка России. Перечисление юридическим лицом денежных средств со своего банковского счета в пользу нескольких физических лиц, являющихся клиентами одного банка (сумм заработной платы, выплат социального характера и других выплат, предусмотренных законодательством РФ), может осуществляться в соответствии с условиями договора, заключенного юридическим лицом с банком, обслуживающим физических лиц - получателей. При этом перечисление денежных средств осуществляется общей суммой платежным поручением юридического лица с использованием реестра. Передача реестра банку получателя осуществляется юридическим лицом самостоятельно либо обслуживающим его банком (при наличии данного условия в договоре банковского счета) любыми способами, в т.ч. с использованием средств связи, позволяющими достоверно установить, что информация или документ исходит от стороны по договору, заключенному банком с юридическим лицом. При этом юридическое лицо должно осуществить передачу реестра в банк в срок, обеспечивающий зачисление банком получателя поступивших на его корреспондентский счет (субсчет) денежных средств по платежному поручению на счета физических лиц отдельными суммами не позже дня, следующего за днем поступления расчетного документа. При неполучении реестра в установленный срок денежные средства отражаются по балансовому счету 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения" для принятия мер к зачислению средств по назначению. По истечении установленного Положением ЦБ РФ от 05.12.2002 № 205-П срока для выяснения вся сумма по платежному поручению подлежит возврату в банк плательщика. Аналогичные операции осуществляются в случае расхождения указанных в реестре отдельных реквизитов физических лиц. Письмо ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу от 28.03.2003 № 14-0-09/2703.
5. Какими документами (мемориальным ордером, платежным ордером, иным документом) следует оформлять операции по зачислению на балансовый счет 47416 суммы, поступившей на корреспондентский счет, но не перечисленной на счета физических лиц из-за имеющихся расхождений, а также операции индивидуальных перечислений сумм с балансового счета 47416 на лицевые счета физических лиц - получателей средств при получении кредитной организацией подтверждающего документа? Считаем возможным оформление операций по зачислению на балансовый счет 47416 "Суммы, поступившие на корреспондентские счета до выяснения", а также перечислений с указанного счета на счета физических лиц - получателей мемориальными ордерами, являющимися внутрибанковским платежным инструментом, порядок использования которого регулируется Положением ЦБ РФ от 05.12.2002 № 205-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации". Письмо ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу от 28.03.2003 № 14-0-09/2703.
4. Допускается ли использование балансового счета 40911 "Транзитные счета" при осуществлении операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета при наличии счета в том же банке? Каким документом осуществляется зачисление денежных средств на счета юридических лиц? Характеристика балансового счета 40911 "Транзитные счета" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях с учетом изменений, внесенных Указанием ЦБ РФ от 20.06.2003 № 1294-У "О внесении изменений и дополнений в Положение ЦБ РФ от 05.12.2002 № 205-П "О Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ", позволяет его использование при осуществлении операции перевода денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета на счета получателей, открытые в том же банке. Перечисление денежных средств с указанного счета на счет получателя средств производится платежным поручением, составляемым банком в порядке, предусмотренном п.1.2.3 Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П. Разъяснения Департамента эмиссионно - кассовых операций ЦБ РФ.
3. Распространяются ли требования Налогового кодекса Российской Федерации в части исполнений банками решений налоговых органов о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков на таможенные платежи? В соответствии со ст.76 НК РФ (далее - Кодекс) приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, а также в случае непредставления или отказа от представления налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов. Таким образом, приостановление операций означает прекращение банком всех расходных операций по счету налогоплательщика по платежам, исполнение которых в соответствии с гражданским законодательством РФ отнесено к очередности, следующей за исполнением налоговых платежей, и, соответственно, не распространяется на налоговые платежи, в т.ч. на платежи налогоплательщика, связанные с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора. Изложенное подтверждается ст.134 Кодекса, согласно которой исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика его поручения, связанного с исполнением обязанностей по уплате налога или сбора, исключает применение к банку мер ответственности. Вместе с тем сообщается, что понятие налога или сбора приведены в ст.8 Кодекса. При этом в соответствии со ст.32.1 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесение изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" статьи 13, 14 и 15 НК РФ, относящие налоги и сборы соответственно к федеральным, региональным и местным налогам и сборам, вводятся в действие со дня признания утратившим силу Закона РФ "Об основах налоговой системы Российской Федерации" от 27.12.1991 № 2118-1. Согласно ст.2 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет или внебюджетный фонд, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1, не взимаются. Таким образом, приостановление операций не распространяется на платежи, связанные с исполнением обязанностей по уплате налогов и сборов, установленных статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1. В соответствии с пп.18 ст.18 Таможенного кодекса РФ под таможенными платежами понимаются таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы, сборы за выдачу лицензий, плата и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ. Перечень таможенных платежей установлен ст.110 Таможенного кодекса РФ. Учитывая изложенное, приостановление операций по счетам налогоплательщика в банке не распространяется на таможенные платежи, установленные  статьями 19, 20 и 21 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 и взимаемые в установленном порядке таможенными органами РФ, в частности, таможенную пошлину, НДС и акцизы. Интернет - конференция министра РФ по налогам и сборам Г.И.Букаева "В интересах налогоплательщика" (12.11.2002).
2. Не противоречат ли положения Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" действующему законодательству? В соответствии с п.8 Указа Президента РФ от 23.05.1994 № 1006 банки и другие кредитные учреждения обязаны информировать налоговые органы о совершении физическими лицами (включая нерезидентов) операций на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше. Согласно п.8.1 "Порядка применения положений Указа Президента Российской Федерации от 23.03.1994 № 1006 "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей" в случае совершения физическим лицом (резидентом или нерезидентом) в банке разовой операции в рублях или иностранной валюте в наличной или безналичной форме, зачислении средств на счет по вкладу физического лица, либо совершение любой другой операции по поступлению денежных средств в пользу физического лица, а также в случае снятия средств со счета по вкладу физического лица, покупки или продажи ценных бумаг или иностранной валюты) на сумму, эквивалентную 10 тысячам долларов США и выше, банк сообщает об этом в налоговый орган по месту налогового учета банка. Согласно положениям ст.6 НК РФ, нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:
1) издан органом, не имеющим в соответствии с настоящим Кодексом права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка издания таких актов;
2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, установленные настоящим Кодексом;
3) изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные настоящим Кодексом;
5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные настоящим Кодексом;
6) разрешает или допускает действия, запрещенные настоящим Кодексом;
7) изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены настоящим Кодексом;
8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных в настоящем Кодексе, либо использует эти понятия и термины в ином значении, чем они используются в настоящем Кодексе;
9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.
Учитывая изложенное, МНС России не находит оснований полагать, что требования, предъявляемые налоговыми органами к банкам и кредитным учреждениям в части представления сведений по таким операциям, противоречат нормам законодательства РФ о налогах и сборах.
Интернет - конференция министра РФ по налогам и сборам Г.И.Букаева "В интересах налогоплательщика" 12.11.2002.
1. Может ли банк проводить списание (перечисление) денежных средств с вновь открытого счета до получения от налогового органа информационного письма о получении извещения об открытии счета налогоплательщику - предприятию? В соответствии с п.7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" при открытии банковского счета предприятия кредитная организация обязана незамедлительно известить об открытии счета налоговый орган, в котором предприятие состоит на учете. Операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета начинают производиться только после получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении указанного извещения.
В соответствии со ст.86 части первой НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Принимая во внимание, что начало операций по снятию (перечислению) денежных средств со счета Кодексом не регламентируется, п.7 Указа в части установления банкам запрета производить операции по снятию (перечислению) денежных средств со счета до получения кредитной организацией от налогового органа подтверждения о получении извещения об открытии организации счета не противоречит Кодексу.
Одновременно сообщается, что решение Верховного суда РФ от 18.09.2001 № ГКПИ01-1421, признавшее второе предложение абзаца 5 "Порядка открытия счетов налогоплательщикам - предприятиям в соответствии с п.7 Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1212", утв. Госналогслужбой РФ от 11.11.1996 № ПВ-6-12/773, Минфином России от 10.11.1996 № 95 и Банком России от 24.10.1996 № 349, незаконным и не подлежащим применению со дня введения в действие части первой НК РФ, на Указ не распространяется.
Интернет - конференция министра РФ по налогам и сборам Г.И.Букаева "В интересах налогоплательщика" 12.11.2002.
Основание: письмо МНС России от 19.09.2002 № ШС-6-24/1444@.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510