ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Денежные средства в валюте РФ
№ п/п | Вопрос |
Ответ |
Источник |
9. | Пунктом
3.1 Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения
кассовых операций и правилах хранения, перевозки
и инкассации банкнот и монеты Банка России в
кредитных организациях на территории Российской
Федерации» предусмотрено, что при приеме
наличных денег кассовым работником от
организаций для зачисления (перечисления) на их
банковские счета наряду с объявлением на взнос
наличными организацией представляется также
реестр проведенных операций, предусмотренный
нормативным актом Банка России,
регламентирующим порядок ведения кассовых
операций на территории Российской Федерации. Каким нормативным актом Банка России предусмотрена форма указанного выше реестра проведенных операций? |
В соответствии с пунктом 3.1 Положения Банка
России от 24.04.2008 № 318-П «О
порядке ведения кассовых операций и правилах
хранения, перевозки и инкассации банкнот и
монеты Банка России в кредитных организациях
территории Российской Федерации» при приеме
наличных денег кассовым работником от
коммерческой организации, не являющейся
кредитной организацией, наряду с объявлением на
взнос наличными 0402001
указанной организацией представляется реестр
проведенных операций, предусмотренный
нормативным актом Банка России,
регламентирующим порядок ведения кассовых
операций на территории Российской Федерации. Требование указанного пункта распространяется на коммерческие организации, не являющиеся кредитными организациями, которые осуществляют прием наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств в пользу лиц, оказывающих такие услуги (выполняющих такие работы), только в случае заключения коммерческой организацией договора с кредитной организацией, заключившей договоры с организациями-получателями средств о переводе денежных средств в их пользу. Порядок осуществления банковских операций, предусмотренных п. 9 части первой ст. 5 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности», с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями, в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги для последующего перевода принятых наличных денежных средств кредитными организациями в пользу лиц, оказывающих услуги (выполняющих работы) установлен Указанием Банка России от 20.06.2007 № 1842-У «О порядке осуществления банковских операций по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия им банковских счетов кредитными организациями с участием коммерческих организаций, не являющихся кредитными организациями». При приеме кредитной организацией наличных денег от коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией, наряду с объявлением на взнос наличными 0402001 указанной организацией представляется реестр проведенных операции, который является основанием для составления кредитной организацией платежных поручений на перевод денежных средств организациям-получателям средств. Пунктом 6 данного Указания предусмотрено предоставление коммерческой организацией в кредитную организацию реестра проведенных операций, являющегося основанием для составления платежных поручений кредитной организации на перевод денежных средств организациям-получателям средств. Согласно указанной норме форма, порядок и сроки представления реестра проведенных операций устанавливаются в договоре, заключаемом кредитной организацией и коммерческой организацией. |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 9 (123) сентябрь 2008 г. |
8. | Возможно ли совершение физическими лицами-гражданами Российской Федерации операций по внесению и снятию наличных денежных средств с текущих банковских счетов, счетов по вкладам при предъявлении ими в качестве документа, удостоверяющего личность, не паспорта гражданина Российской Федерации, а общегражданского заграничного паспорта, если на момент заключения договора банковского счета (вклада) клиент был полностью идентифицирован в соответствии с требованиями действующего законодательства? | В соответствии со статьей
10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О
гражданстве Российской Федерации» паспорт
гражданина Российской Федерации или иной
основной документ, содержащий указание на
гражданство лица, являются документами,
удостоверяющими гражданство Российской
Федерации. Согласно данной норме виды основных
документов, удостоверяющих личность гражданина
Российской Федерации, определяются федеральным
законом. Однако в настоящее время исчерпывающий
перечень такого рода документов федеральными
законами не установлен. Пунктом 2.2 Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российсской Федерации» (далее - Положение № 318-П) предусмотрена обязанность кредитной организации при осуществлении кассовых операций осуществлять идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодествия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 262-П). Кроме того, пункт 5.4 Положения № 318-П и пункт 1.8.12 части III Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения: бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» предусматривают предъявление клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, при выдаче ему денежных средств. Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пункту 1.1 Положения № 262-П организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в этой организации, и установить в отношении физического лица фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей установлен Положением № 262-П.Согласно пункту 4.1 приложения 1 к Положению № 262-П к документам, удостоверяющим личность физического лица-гражданина Российской Федерации, относится в том числе общегражданский заграничный паспорт. В связи с этим полагаем, что если при заключении соответствующего договора банковского счета кредитной организацией была проведена идентификация клиентов-физических лиц в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ и Положения № 262-П, операции по приему и выдаче наличных денежных средств со счетов клиентов могут осуществляться кредитной организацией при предъявлении клиентом-физическим лицом общегражданского заграничного паспорта. |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 10 (124) октябрь 2008 г. |
7. | Должна ли кредитная организация обладать сведениями или иметь документальное подтверждение о принадлежности лица к организации, на счет которой это лицо осуществляет внесение денежных средств по объявлению на взнос наличными? | Положением Банка России от
24.04.2008 № 318-П «О порядке
ведения кассовых операций и правилах хранения,
перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка
России в кредитных организациях на территории
Российской Федерации» (приложение 6) не
предусмотрена расшифровка подписи вносителя
наличных денежных средств в объявлении на взнос
наличными 0402001. В связи с
этим полагаем, что у кредитной организации
отсутствуют основания предъявлять требование о
подтверждении принадлежности вносителя к
организации, на счет которой вносятся денежные
средства. В то же время, по нашему мнению, если из объявления на взнос наличными усматривается, что осуществляемая операция в соответствии с требованиями законодательства подлежит обязательному контролю, кредитной организации следует осуществить необходимые процедуры по документальному фиксированию и представлению в уполномоченный орган сведений об этой операции в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 10 (124) октябрь 2008 г. |
6. | За счет каких поступлений денежной наличности в кассу по договору комиссии (агентскому договору) — из общего объема поступлений или только за счет вознаграждения — комиссионер (агент) вправе осуществлять расчеты с комитентами (принципалами), а также расходовать на цели, определенные Указанием Банка России от 20.07.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»? | Полагаем, что наличные
денежные средства, полученные в качестве
вознаграждения, комиссионер (агент) вправе
использовать на цели, определенные абзацем
первым п. 2 Указания Банка
России от 20.07.2007 № 1843-У «О
предельном размере расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег, поступивших в
кассу юридического лица или кассу
индивидуального предпринимателя» (далее -
Указание), а именно на заработную плату, иные
выплаты работникам (в том числе социального
характера), стипендии, командировочные расходы,
на оплату товаров (кроме ценных бумаг), работ,
услуг, выплату за оплаченные ранее за наличный
расчет и возвращенные товары, невыполненные
работы, неоказанные услуги, выплату страховых
возмещений (страховых сумм) по договорам
страхования физических лиц с учетом положений п. 1 Указания. При этом наличные денежные средства, полученные по сделке, комиссионер (агент) должен передать в порядке, предусмотренном в договоре комиссии (агентском договоре), комиссионеру (принципалу). Согласно абзацу второму пункта 2 Указания наличные деньги, принятые юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями, и индивидуальными предпринимателями от физических лиц в качестве платежей в пользу иных лиц в случаях, соответствующих законодательству Российской Федерации, не могут расходоваться на цели, указанные в абзаце первом п. 2 Указания, и подлежат сдаче в полном размере в кассы кредитных организаций (их структурных подразделений). |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 10 (124) октябрь 2008 г. |
5. | Указанием Банка
России от 20.06.2007 № 1843-У "О
предельном размере расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег, поступивших в
кассу юридического лица или кассу
индивидуального предпринимателя"
установлено, что юридические лица и
индивидуальные предприниматели могут
расходовать наличные деньги, поступившие в их
кассы за проданные ими товары (выполненные
работы и оказанные услуги), а также страховые
премии на цели, определенные этим документом. 1. Возможныли расчеты наличными деньгами комиссионером (агентом) не только за счет вознаграждения, которое является для комиссионера (агента) поступлением в кассу за оказанную услугу, но и за счет всей суммы поступлений денежной наличности в рамках договора комиссии (агентского договора)? 2. Возможно ли расходование ломбардами наличных денег, поступающих в их кассу при погашении займов, на выдачу займов физическим лицам, принимая во внимание, что краткосрочные займы данным Указанием не заявлены ни в качестве источников, ни в качестве направлений расходования денежных средств? |
Указание Банка
России от 20.06.2007 № 1843-У "О
предельном размере расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег, поступивших в
кассу юридического лица или кассу
индивидуального предпринимателя"
распространяется на всех юридических лиц и
граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица,
в сферу деятельности которых входит реализация
товаров (выполнение работ, оказание услуг), в
рамках договоров, заключаемых в соответствии с
требованиями законодательства Российской
Федерации. 1. В письме Банка России от 25.01.2008 № 29-1-1-9/304 отмечено, что установленный п. 2 данного Указания перечень целей расходования наличных денег из кассы юридического лица и индивидуального предпринимателя предусматривает возможность оплаты наличными деньгами любых товаров (за исключением оплаты ценных бумаг), работ и услуг, в том числе при выполнении обязательств по договору комиссии (агентскому договору) в пределах суммы вознаграждения, полученного при исполнении указанных договоров. 2. Согласно вышеназванному Письму, поскольку кредитование граждан под залог принадлежащих им вещей является основным видом деятельности ломбардов, являющихся юридическими лицами, ломбарды могут расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы при возврате залогов или реализации невостребованных вещей, на выдачу гражданам краткосрочных займов. Также в указанном Письме отмечена необходимость согласования с обслуживающим учреждением банка целей расходования наличных денег из поступающей в их кассы выручки (п. 7 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 № 40. п. 2.7 Положения Банка России от 05.01.1998 № 14-П «О правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации»). С этой целью в обслуживающее учреждение банка должен представляться расчет по форме 0408020 "Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу на __ год", установленной приложением 1 к указанному Положению, с заполнением всех предусмотренных реквизитов. |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 3 (117) март 2008 г. |
4. | Между юридическими
лицами осуществляются расчеты наличными
денежными средствами. Предприятие оформляет
приходный кассовый ордер, а основанием для
расчетов наличными деньгами являются
счета-фактуры, накладные. При этом отсутствуют
чеки контрольно-кассовой техники. Расчеты
осуществляются предприятием с одним и тем же
юридическим лицом ежедневно в течение
нескольких дней с соблюдением предельного
размера расчетов наличными деньгами и со ссылкой
на счета-фактуры или накладные с разными
номерами и датами. При этом письменный договор
между этими юридическими лицами не заключается. Являются ли нарушением расчеты наличными денежными средствами между юридическими лицами по такого рода денежным документам при соблюдении установленного Указанием Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» предельного размера расчетов наличными деньгами? Каков в таких случаях порядок применения контрольно-кассовой техники? |
Указанием Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» (далее - Указание) установлено, что расчеты наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в рамках одного договора, заключенного между указанными лицами, могут производиться в размере, не превышающем 100 тыс. рублей. Следует отметить, что расчеты между субъектами гражданского права не могут осуществляться вне договорных отношений. При этом в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации договор (сделка) может быть заключен в любой разрешенной законом форме: устной, письменной (простой, нотариальной или требующей государственной регистрации), в форме конклюдентных действий, в форме молчания в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон (ст. 158-165 ГК РФ). Отношения, возникающие между сторонами договора при совершении сделок, а также требования к форме соответствующего договора регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации. Исходя из положений статьи 861 ГК РФ и пункта 1 Указания полагаем, что в соответствии с названным пунктом указанным в нем субъектам необходимо соблюдать лимит расчетов наличными денежными средствами при любой передаче денежных средств, расцениваемой в соответствии с гражданским законодательством как расчеты по заключенным сделкам. Таким образом, по нашему мнению, если расчеты осуществляются юридическими лицами без заключения единого договора в письменной форме (например, купли-продажи), установленный Указанием предельный размер расчетов наличными денежными средствами должен соблюдаться при каждой передаче денежных средств по каждой отдельной сделке. Порядок применения контрольно-кассовой техники организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров (выполнения работ или оказания услуг) определен Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». | Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организация", № 01 (115) январь 2008 г. |
3. | Необходимо ли кредитной организации при выдаче своему клиенту денежных средств для выплаты заработной платы одновременно требовать от клиента платежное поручение на перечисление налога на доходы физических лиц и единого социального налога? | В настоящее время в
отличие от ранее предусмотренного порядка в
редакции главы 24
«Единый социальный налог» части второй
Налогового кодекса РФ отсутствует положение о
том, что банк не вправе выдавать своему
клиенту-налогоплательщику средства на оплату
труда без предъявления им платежных поручений на
перечисление налога. Действующее
законодательство также не содержит иных норм,
запрещающих банку выдавать клиенту денежные
средства на оплату труда без представления им
платежных поручений на уплату налога на доходы
физических лиц и единого социального налога. В связи с изложенным полагаем, что у банков отсутствуют правовые основания требовать от своего клиента платежное поручение на перечисление налогов при выдаче денежных средств на заработную плату, если иное не предусмотрено договором банковского счета. |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (114) декабрь 2007 г. |
2. | Пунктом
1 Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О
предельном размере расчетов наличными деньгами
и расходовании наличных денег, поступивших в
кассу юридического лица или кассу
индивидуального предпринимателя» установлено,
что расчеты наличными деньгами в Российской
Федерации между юридическими лицами, а также
между юридическим лицом и гражданином,
осуществляющим предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица,
между индивидуальными предпринимателями,
связанные с осуществлением ими
предпринимательской деятельности, в рамках
одного договора, заключенного между указанными
лицами, могут производиться в размере, не
превышающем 100 тыс. рублей. Будут ли нарушены требования данного пункта, если в течение одного дня одними и теми же субъектами осуществляется несколько расчетов наличными денежными средствами, при этом общая сумма сделок превышает установленный настоящим Указанием предельный размер расчетов наличными деньгами? |
Указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя» не устанавливает каких-либо временных ограничений для осуществления расчетов наличными деньгами (например, в течение одного дня), а содержит ограничение по сумме (100 тыс. рублей) в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами, а также между юридическим лицом и гражданином, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, между индивидуальными предпринимателями, независимо от срока действия договора и периодичности осуществления расчетов по нему. | "Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (114) декабрь 2007 г. |
1. | В соответствии с пунктом 2 Указания Банка
России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере
расчетов наличными деньгами и расходовании
наличных денег, поступивших в кассу юридического
лица или кассу индивидуального предпринимателя»
юридические лица и индивидуальные
предприниматели могут расходовать наличные
деньги, поступившие в их кассы за проданные ими
товары, выполненные ими работы и оказанные ими
услуги, а также страховые премии на заработную
плату, иные выплаты работникам (в том числе
социального характера), стипендии,
командировочные расходы, на оплату товаров
(кроме ценных бумаг), работ, услуг, выплату за
оплаченные ранее за наличный расчет и
возвращенные товары, невыполненные работы,
неоказанные услуги, выплату страховых
возмещений (страховых сумм) по договорам
страхования физических лиц в пределах 100 тыс.
рублей по одному договору. Вправе ли ломбарды в пределах установленного размера расчетов наличными деньгами расходовать денежные средства, поступившие в их кассу, на предоставление ссуд населению под залог движимого имущества? |
В пункте 5 письма Банка России от 04.12.2007 № 190-Т «О разъяснениях по вопросам применения Указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У» указано, что юридические лица и индивидуальные предприниматели не вправе расходовать наличные деньги, поступившие в их кассы за проданные товары, выполненные ими работы, оказанные ими услуги, а также в качестве страховых премий на предоставление займов. В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей. В связи с этим полагаем, что ломбарды не вправе расходовать наличные денежные средства, поступающие в их кассы, на предоставление ссуд населению под залог движимого имущества. | "Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (114) декабрь 2007 г. |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510