ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ


Драгоценные металлы

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

6. new.gif (147 bytes) Кредитная организация рассматривает возможность привлечения финансирования от инвесторов стран, в законодательстве которых существует запрет на начисление и получение процентов кредиторами. В связи с этим в данных странах применяются механизмы финансирования, связанные с куплей-продажей реального товара, в частности металлов, позволяющие инвесторам получать доход от предоставления финансирования.
Вправе ли российский банк участвовать в цепочке сделок по купле-продаже драгоценных металлов, учитывая, что банк не осуществляет фактического приема реального товара и товар не поступает в распоряжение покупателя (банка)?
Перечень банковских операций и других сделок, которые вправе осуществлять кредитная организация, определены ст. 5 Закона РФ от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности». При этом отмечено, что кредитная организация вправе осуществлять иные сделки (т.е. не указанные в перечне) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вместе с тем частью 6 статьи 5 указанного Закона установлен запрет кредитной организации на занятие производственной, торговой и страховой деятельностью. В нормах действующего российского законодательства не содержится официального определения торговой деятельности. При этом содержание торговой деятельности определено нормами раздела G Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2001 ОКВДД КДЕС Ред. 1 (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 № 454-ст). В данный раздел включен такой вид торговли, как торговля металлами (оптовая торговля различными видами металлов, включая торговлю через агентов).
В то же время пункт 8 Положения Банка России «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковскихопераций с драгоценными металлами» (утв. приказом Банка России от 01.11.1996 № 02-400) прямо предусматривает возможность проведения кредитными организациями сделок купли-продажи драгоценных металлов, что позволяет, на наш взгляд, сделать вывод о допустимости осуществления указанных операций.
Необходимо отметить, что согласно нормам гражданского законодательства правоспособность юридического лица складывается из его прав и обязанностей, необходимых для осуществления определенных видов деятельности (ст. 49 ГК РФ). Установление, изменение и прекращение указанных прав и обязанностей оформляется договором (ст. 420 ГК РФ). Следовательно, право осуществлять какой-либо вид деятельности означает в первую очередь право заключать определенные виды договоров. Таким образом, полагаем, что возможность рассматривать деятельность юридического лица какторговую или неторговую основывается в первую очередь на анализе заключаемых данным юридическим лицом конкретных гражданско-правовых договоров.
Однако в данной ситуации существует возможность повышенного правового риска для банка при совершении подобных операций. Данный вывод основывается на следующем. Изначально весь круг операций, включающий сделку по купле-продаже драгоценных металлов, направлен на формирование убытка. Целью данных сделок является привлечение финансирования, а убыток представляет собой плату за пользование средствами. Все это дает возможность обозначить данные сделки как притворные (ст. 170 ГК РФ), то есть как сделки, совершенные с целью прикрыть другие сделки, в данном случае сделки по получению кредита. Данные сделки квалифицируются законодательством как ничтожные, то есть недействительные по основаниям, установленным Гражданским кодексом РФ, независимо от признания их таковыми судом. Общие положения о последствиях недействительности сделки регламентируются ст. 167 ГК РФ.
Таким образом, необходимо отметить наличие реального риска негативной оценки рассматриваемых сделок со стороны налоговых и правоохранительных органов.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
5. Имеет ли банк право при отсутствии лицензии на совершение операций с драгоценными металлами открывать в банках, имеющих такую лицензию, металлические счета в драгоценных металлах и проводить по ним операции покупки-продажи драгоценных металлов с указанными банками в безналичной форме? В соответствии с пунктом 9.1 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 «О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами» российские банки, имеющие лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, предоставлено право для целей проведения операций открывать металлические счета (в том числе обезличенные металлические счета) любым физическим и юридическим лицам.
Одновременно действующее гражданское и банковское законодательство не содержит ограничений на право физических и юридических лиц (включая кредитные организации) - резидентов осуществлять полномочия собственников драгоценных металлов (ст. 2 Федерального закона от 26.03.1998 № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях») открывать металлические банковские счета в кредитных организациях, имеющих лицензию Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, а также проводить операции по ним (п. 2 и 20 Постановления Правительства РФ от 30.06.1994 № 756).
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, а также учитывая официальное разъяснение Банка России от 29.01.2002 № 23-ОР «Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации», полагаем, что кредитные организации, не имеющие лицензии Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, могут выступать в качестве клиентов уполномоченных банков, открывая в них металлические счета, и совершать по ним операции.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 9 (123) сентябрь 2008 г.
4. Имеет ли право кредитная организация - резидент Российской Федерации совершать сделки с драгоценными металлами в физической форме (купля-продажа, хранение и т.д.) с юридическими лицами - нерезидентами, а также открывать данным лицам банковские счета в драгоценных металлах? Положениями п.6 ст.2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" и п.1 ст.3 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлено, что в качестве законных владельцев драгоценных металлов на территории РФ могут выступать как резиденты, так и нерезиденты. При этом согласно ст.4 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" правовой режим деятельности иностранных инвесторов в Российской Федерации не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности, предоставленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами. В соответствии с п.3 ст.20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" оборотоспособность аффинированных драгоценных металлов определяется правами владельцев, устанавливаемыми выданными им лицензиями и заключаемыми договорами. В соответствии с положениями Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с февраля 2002 года любая деятельность (за исключением банковской) в области обращения драгоценных металлов не требует получения лицензии. Таким образом, российское законодательство не содержит запретов на совершение кредитными организациями, имеющими лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, сделок с аффинированными драгоценными металлами в физической форме с юридическими лицами - нерезидентами и не содержит ограничений на право юридических лиц - нерезидентов открывать металлические банковские счета в указанных кредитных организациях и проводить операции по ним (п.9.1 Положения Банка России от 01.11.1996 № 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами").

Департамент валютных операций Банка России.
08.08.2002. А.В.Козлов.

3. Имеет ли право кредитная организация, действующая в пределах лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, зачислять во вклады на металлические счета клиентов палладий в виде жетонов, медалей, порошка (солей палладия), сырья и лома? В соответствии с п.2.5 Положения ЦБ РФ от 01.11.1996 № 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами" под "металлическими" понимаются счета, открываемые уполномоченными (лицензией Банка России) кредитными организациями для осуществления операций со следующими драгоценными металлами - слитками золота, серебра, платины и палладия, а также монетами из драгоценных металлов (золота, серебра, платины и палладия), за исключением монет, являющихся валютой РФ (п.2.2 вышеуказанного Положения). Таким образом, зачисление во вклады на металлические счета палладия в виде жетонов, медалей, порошка (солей палладия), сырья и лома, а также драгоценных металлов в иных, не указанных в п.2.2 Положения видах и состояниях, противоречит требованиям действующего законодательства. Департамент валютных операций Банка России.
24.08.2001. А.В.Козлов.
2. Могут ли кредитные организации, не имеющие лицензий Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в качестве клиентов банков открывать обезличенные металлические счета и совершать по ним операции? Вопросы определения порядка проведения банковских операций - открытия и ведения металлических счетов, осуществления переводов по металлическим банковским счетам, привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов и т.д. - отнесены к компетенции Банка России в соответствии с ч.1 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и реализованы Банком России в Положении от 01.11.1996 № 50 "О совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами". В соответствии с п.9.1 указанного Положения российским банкам, имеющим лицензию Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, предоставлено право для целей проведения операций открывать металлические счета (в т.ч. обезличенные металлические счета) любым физическим и юридическим лицам. Одновременно действующие гражданское и банковское законодательства не содержат ограничений на право физических и юридических лиц (включая кредитные организации) - резидентов осуществлять полномочия собственников драгоценных металлов (ст.2 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", ст.3 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле") открывать металлические банковские счета в кредитных организациях, имеющих лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами, а также проводить операции по ним (пункты 2 и 20 Постановления Правительства РФ от 30.06.1994 № 756). Таким образом, кредитные организации, не имеющие лицензий Банка России на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, могут выступать в качестве клиентов банков, открывая в них обезличенные металлические счета, и совершать по ним операции. Департамент валютных операций Банка России.
24.08.2001. А.В.Козлов.
1. Может ли минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, приниматься кредитной организацией в качестве залога, обеспечивающего выдаваемый кредит?

Золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), находящиеся в любом состоянии, виде, в т.ч. в самородном и аффинированном, а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях и т.д., отнесены ст.1 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" к понятию "драгоценные металлы". В соответствии с п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" кредитные организации вправе, помимо банковских операций, осуществлять иные сделки с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ. Согласно п.1 ст.20 Федерального закона "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" порядок совершения операций с минеральным сырьем, содержащим драгоценные металлы, до аффинажа определяется Правительством РФ. Порядком, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.1998 № 1419, минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, не обремененное обязательствами в соответствии с ранее заключенными договорами на поставку аффинированных металлов, может быть реализовано до аффинажа субъектами их добычи и производства юридическим лицам, имеющим лицензии на операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ, в т.ч. через биржи драгоценных металлов и драгоценных камней, или использовано в качестве залога или иного финансового обязательства. Возможность осуществления названных сделок не обусловлена наличием у кредитной организации лицензии Банка России на совершение операций с драгоценными металлами (т.к. данная операция не является банковской по смыслу и содержанию ч.1 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности") и требует в случаях передачи закладываемого минерального сырья залогодержателю - кредитной организации (ст.338 Гражданского кодекса РФ) выполнения последней всех устанавливаемых Банком России нормативов по хранению и учету рассматриваемых объектов.

Департамент валютных операций Банка России.
24.08.2001. А.В.Козлов.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510