ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ

Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

31. 1. В Уставе нашей организации прописано, что генеральный директор может назначаться на срок, не превышающий четырех лет. Этот срок в моем случае заканчивается в августе. Можно ли продлить заключенный со мной срочный трудовой договор (например, еще на год)?
2. Если мне придется в августе уволиться и потом заключать новый срочный договор, то как поступить с оставшимся у меня отпуском?
3. Какие записи необходимо сделать в трудовой книжке?
1. В случае когда с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон (ст. 275 Трудового кодекса РФ).
Следовательно, срочный трудовой договор с генеральным директором организации прекращается с истечением срока его действия. В данном случае - по истечении четырех лет.
Для заключения нового трудового договора, который в обязательном порядке также будет срочным (на четыре года - в соответствии с уставом либо на иной срок - по соглашению сторон), необходимо соответствующее решение (например, решение общего собрания участников ООО или решение общего собрания акционеров ОАО, в зависимости от организационно-правовой формы и положений Устава организации).
Продлить срочный трудовой договор в такой ситуации невозможно. Ибо общий срок продленного договора не будет соответствовать принятому ранее решению и положениям Устава организации. И, как следствие, не будут соблюдаться требования приведенной выше ст. 275 ТК РФ. При этом насколько можно понять из вопроса, вы не заключали какого-либо соглашения с организацией о заключении срочного трудового договора с вами на срок, превышающий установленный уставом.
2. При увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (ст. 127 ТК РФ).
По вашему письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены вам с последующим увольнением (за исключением случаев увольнения за виновные действия). При этом днем увольнения считается последний день отпуска.
При увольнении в связи с истечением срока трудового договора отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока этого договора. В этом случае днем увольнения также считается последний день отпуска.
Следовательно, при увольнении в связи с истечением срока трудового договора либо вам выплатят денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, либо вы должны написать письменное заявление о предоставлении этого отпуска с последующим увольнением.
3. В трудовую книжку в обязательном порядке вносятся сведения об увольнении генерального директора в связи с истечением срока действия срочного трудового договора, а также сведения о его последующем назначении на эту же должность на основании соответствующего решения (оформленного внутренним документом организации). Такой вывод вытекает из положений ст. 66 ТК РФ.
Аналогичные требования содержатся в пунктах 10 и 14 Постановления Правительства РФ от 16.04.2003 N 225, согласно которым все записи об увольнении работника подлежат внесению в трудовую книжку, при этом записи о причинах прекращения трудового договора вносятся в точном соответствии с формулировками Трудового кодекса РФ или иного федерального закона.
Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 10.10.2003 N 69 утверждена Инструкция по заполнению трудовых книжек (далее - Инструкция), согласно п. 5.1 которой запись об увольнении (прекращении трудового договора) в трудовой книжке работника производится в следующем порядке.
В графе 1 ставится порядковый номер записи; в графе 2 указывается дата увольнения (прекращения трудового договора); в графе 3 делается запись о причине увольнения (прекращения трудового договора); в графе 4 указываются наименование документа, на основании которого внесена запись, - приказ (распоряжение) или иное решение работодателя, его дата и номер.
При этом датой увольнения (прекращения трудового договора) считается последний день работы, если иное не установлено федеральным законом, трудовым договором или соглашением между работодателем и работником.
При прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным ст. 77 Трудового кодекса РФ (за исключением случаев расторжения трудового договора по инициативе работодателя и по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон (пункты 4 и 10 этой статьи)), в трудовую книжку вносится запись об увольнении (прекращении трудового договора) со ссылкой на соответствующий пункт ст. 77 ТК РФ (п. 5.2 Инструкции).
Следовательно, в данном случае в трудовой книжке необходимо сделать следующую запись: "Уволен в связи с истечением срока трудового договора, п. 2 ст. 77 Трудового кодекса РФ".
А. Блинов,
эксперт "ЭЖ"
1 июля 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2008 г.
30. Генеральный директор увольняется, замены пока нет, руководство хочет на какое-то время назначить кого-нибудь из сотрудников исполнять его обязанности. На мой взгляд, это невозможно.
Можно ли возложить на одного работника исполнение обязанностей другого работника, если должность последнего вакантна? Или же исполнение обязанностей возможно только тогда, когда работник болен или в отпуске?
Назначение работника исполняющим обязанности по вакантной должности по общему правилу не допускается (п. 2 разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.12.1965 N 30/39 "О порядке оплаты временного заместительства"). Это возможно только по должности, назначение на которую производится вышестоящим органом управления.
Однако согласно части первой ст. 72.2 ТК РФ по письменному соглашению сторон работник может быть временно переведен на другую работу у этого же работодателя на срок до одного года.
Таким образом, работодатель вправе заключить с работником данной организации дополнительное соглашение к трудовому договору о том, что работник переводится на должность генерального директора на определенный срок, не превышающий одного года. По истечении срока временного перевода работнику предоставляется прежняя работа.
Если исполняющим обязанности руководителя организации будет назначен вновь принятый работник, то такое назначение следует считать фактическим допуском работника к работе (ст. 16 ТК РФ).
Вновь принятый работник становится руководителем организации с первого дня назначения его исполняющим обязанности. Он будет иметь все права и исполнять все обязанности, предусмотренные для руководителя. Его увольнение в дальнейшем возможно только по общим основаниям увольнения руководителя организации.
И. Александров,
эксперт "ЭЖ"
1 июля 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2008 г.

29. В какой валюте должны получать заработную плату работники с гражданством Республики Казахстан и другим гражданством, если они работают на российском предприятии? На территории нашей страны правила, установленные трудовым законодательством Российской Федерации, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено международным договором (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Заработная плата по общему правилу выдается в рублях (ч. 1 ст. 131 ТК РФ). Таким образом, если в вопросе речь идет о гражданах Республики Казахстан, которые работают на территории России, то заработная плата им должна выдаваться в рублях.
Если же граждане Республики Казахстан работают на территории Республики Казахстан, то на них распространяется законодательство Республики Казахстан. Это относится и к гражданам Республики Казахстан, которые работают на территории космодрома "Байконур".
Пунктом 2 ст. 5 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан об основных принципах и условиях использования космодрома "Байконур" (Москва, 28 марта 1994 г.) предусмотрено, что расчетные операции между резидентами и нерезидентами, находящимися на территории космодрома "Байконур" и в г. Ленинске, осуществляются в национальной валюте Республики Казахстан.
Законным платежным средством в наличных денежных расчетах на территории космодрома "Байконур" и г. Ленинска является только национальная валюта Республики Казахстан.
1 июля 2008 г.
"ЭЖ Вопрос-Ответ", N 7, июль 2008 г.
28. Можно ли оформить работника только по трудовой книжке, без постановки на учет в Пенсионном фонде? Нет. По закону обязательное пенсионное страхование распространяется на граждан, работающих по трудовому или гражданско-правовому договору. С выплат этим сотрудникам коммерсант уплачивает взносы в ПФР, представляет данные по итогам года. Исключение - работники-иностранцы, не имеющие вида на жительство или постоянного места проживания. Поэтому, если у принятого сотрудника (независимо от вида договора) нет карточки пенсионного страхования, индивидуальный предприниматель должен подать документы на ее оформление. О. Евграфов,
эксперт журнала
1 мая 2008 г.
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 5, май 2008 г.
27. Достаточно ли в счете-фактуре в графе "Наименования товара (описание выполненных работ, оказанных услуг)" указать ссылку на договор? Например, "Работы по договору N 15 от 12.03.2008 г.". Нет. В счете-фактуре желательно привести наименование сделанных работ. Формулировку можно взять из соглашения. Либо, проставляя реквизиты контракта, дополнить их описанием работ. В противном случае не исключены проблемы с контролерами: они могут запретить покупателю принять к вычету НДС по такому документу (письмо Минфина России от 14 декабря 2007 г. N 03-01-15/16-453). О. Евграфов,
эксперт журнала
1 мая 2008 г.
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 5, май 2008 г.
26. Предприниматель выкупил помещение. Можно ли с подачей документов на регистрацию права собственности сдать его в аренду? Нет. Возможность передавать имущество в аренду принадлежит его собственнику (ст. 608 ГК РФ). Коммерсант станет таковым только после регистрации права собственности (ст. 219 ГК РФ). В подобной ситуации ИП создаст проблему и для арендатора, который не сможет перечисляемую арендную плату включить в свои расходы (письмо УФНС России по г. Москве от 18 декабря 2007 г. N 20-12/121014). О. Евграфов,
эксперт журнала
1 мая 2008 г.
"Современный предприниматель. Индивидуальный подход к бизнесу", N 5, май 2008
25. Ассоциация российских банков обращается к Вам по инициативе банков – членов АРБ с просьбой дать разъяснения по вопросу о правомерности приобретения физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя.

В соответствии с частью третьей статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа, главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

В Письме Банка России от 22.01.2002 № 7-Т «О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона «О банках и банковской деятельности» указано, что в указанной законодательной норме рассматриваются факты выполнения на условиях заключенного трудового договора (контракта) определенной трудовой функции по должности, предусмотренной штатным расписанием с установлением размера оплаты труда. При этом уточняется, что членство в совете директоров (наблюдательном совете) не основано на трудовом договоре (контракте) и поэтому на членов совета директоров (наблюдательного совета) не распространяются положения части третьей статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Таким образом, обязательным условием рассматриваемого законодательного ограничения, установленного для соответствующих лиц, является выполнение трудовой функции в соответствии с трудовым договором, заключенным с определенными организациями. Иными словами, рассматриваемые законодательные нормы запрещают соответствующим физическим лицам вступать в трудовые отношения с определенными организациями.

В этой связи заметим, что физические лица приобретают статус индивидуального предпринимателя не на основании трудового договора (приобретение статуса индивидуального предпринимателя основано на административно-правовом факте – государственной регистрации) и не выполняют трудовую функцию (а осуществляют предпринимательскую деятельность, регулируемую гражданским законодательством). Иными словами, приобретение соответствующими физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя не влечет возникновение трудовых отношений с какой-либо организацией.

Из вышеуказанного следует, что приобретение физическими лицами, являющимися единоличным исполнительным органом кредитной организации, его заместителями, членами коллегиального исполнительного органа, главным бухгалтером кредитной организации, руководителем ее филиала, статуса индивидуального предпринимателя не является нарушением требований статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Тем не менее, по информации, полученной от банков-членов АРБ, некоторые территориальные учреждения Банка России считают неправомерным приобретение статуса индивидуального предпринимателя единоличным исполнительным органом кредитной организации.

В связи с изложенным Ассоциация российских банков просит высказать официальную точку зрения Банка России по означенному вопросу.
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 23.07.2008 № А-02/5-432 о возможности приобретения физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя и сообщает следующее.

Согласно части третьей статьи 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» единоличный исполнительный орган, его заместители, члены коллегиального исполнительного органа (далее - руководитель кредитной организации), главный бухгалтер кредитной организации, руководитель ее филиала не вправе занимать должности в других организациях, являющихся кредитными или страховыми организациями, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также в организациях, занимающихся лизинговой деятельностью или являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации, в которой работают ее руководитель, главный бухгалтер, руководитель ее филиала.

В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации под должностью следует понимать выполнение на условиях заключенного трудового договора определенной трудовой функции по соответствующей должности, предусмотренной штатным расписанием с установлением соответствующего размера оплаты труда (статья 15).

В соответствии статьей 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).

Приобретение физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя не является основанием возникновения трудовых отношений (статья 16 Трудового кодекса Российской Федерации).

Поскольку статья 11.1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» содержит ограничения, касающиеся внешнего совместительства (статья 60.1 Трудового кодекса Российской Федерации), то приобретение физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя не будет являться нарушением указанного ограничения.

В случае, если Ассоциация российских банков располагает сведениями о территориальных учреждениях Банка России, толкующих норму вышеуказанной статьи иначе, просим сообщить о них в Банк России.
Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Игнатьеву С.М. "О правомерности приобретения физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя" от 23.07.2008 №
А-02/5-432

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О правомерности приобретения физическим лицом, являющимся единоличным исполнительным органом кредитной организации, статуса индивидуального предпринимателя"
от 26.08.2008 № 04-31-1/4323

24. Правомерно ли рассматривать Банк России как орган, обладающий государственно-властными полномочиями? Как отмечено в определении Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-0, статус Центрального банка Российской Федерации установлен Конституцией Российской Федерации, его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти.
Согласно части 2 статьи 75 Конституции РФ защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Таким образом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации Банк России относится к органам государственной власти.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.04.2002 № 5697/01 указано, что, по мнению Банка России, он, его учреждения и структурные подразделения, действующие в составе территориальных учреждений, вправе претендовать на льготу по уплате земельного налога, поскольку Банк России относится к органам государственной власти.
ВАС РФ считает указанный довод обоснованным, поскольку п. 14 ст. 12 Закона РФ от 11.10.1991 № 1738-1 «О плате за землю» указывает на то, что от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, Банк России с учетом его конституционно-правового статуса вправе воспользоваться данной льготой.
Таким образом, полагаем правомерным рассматривать Банк России как орган, обладающий государственно-властными полномочиями.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 6 (120) июнь 2008 г.
23. Кредитная организация проводит банковские операции и сделки с рядом кредитных организаций, входящих в список 30 крупнейших банков Российской Федерации, список которых публикуется в Вестнике Банка России.
При проведении операций на межбанковском рынке с данными кредитными организациями, а также приобретении векселей, эмитированных этими кредитными организациями, возможно ли не проводить анализ финансового состояния этих кредитных организаций, а использовать рейтинги, публикуемые международными рейтинговыми агентствами «Moody's», «Standard and Poor's» или «Fitch Ratings», при условии внесения соответствующих изменений во внутрибанковские документы?
В соответствии с разъяснениями Департамента банковского регулирования и надзора Банка России от 06.12.2007 № 15-1-3-11/4977 следует иметь в виду, что рейтинги отражают представления рейтинговых агентств о кредитоспособности заемщика на определенный момент в прошлом. В связи с этим рейтинговые оценки могут приниматься во внимание только в том случае, если их уровень полностью подтверждается актуальной информацией о заемщике, которой располагает кредитная организация.
В общем случае оценка финансового положения заемщика должна осуществляться в соответствии с п. 3.3 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности».
С учетом изложенного полагаем, что методика, предполагающая возможным осуществлять оценку финансового положения заемщика только на основании информации о присвоенном ему рейтинге, противоречит подходам, предусмотренным указанным Положением.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 6 (120) июнь 2008 г.
22. Банк более 5 лет назад заключал договоры о вкладе до востребования в пользу третьих лиц и предоставлении услуг по выплате заработной платы с юридическими лицами (клиентами банка), в соответствии с которыми открывались лицевые счета (на балансовых счетах № 42301, 42601 - депозиты до востребования) физическим лицам (работникам клиентов банка).
В настоящее время, остатки на указанных лицевых счетах составляют от нескольких копеек до нескольких десятков рублей. При этом, движения (оборотов) по счетам, кроме начисления процентов, не имеется более трех лет.
Возможно ли во внутренних документах банка (например - Учетной политике) определить срок, после истечения которого, остатки на длительно неработающих счетах по вкладам, можно будет перечислить на определенный счет (например - 47422)?
Если возможен учет вкладов без начисления процентов, то на каком балансовом счете?
Какое количество времени могут находиться такие денежные средства на «неподвижном счете»?
На какие счета затем должны списываться указанные денежные средства?
Согласно ст. 18 Положения № 46-П территориальные учреждения Банка России вправе давать разъяснения кредитным организациям только по нормативным актам Банка России, ответ дан в порядке неофициального толкования норм права.
В соответствии с п. 4 ст. 859 ГК РФ банк вправе закрыть счета клиентов только после расторжения договора банковского счета. При этом ст. 859 ГК РФ устанавливает специальный порядок одностороннего досрочного расторжения договора банковского счета. Согласно п. 1.1 ст. 859 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, при отсутствии в течение двух лет денежных средств на счете клиента и операций по этому счету банк вправе отказаться от исполнения договора банковского счета, предупредив в письменной форме об этом клиента.
Таким образом, для одностороннего досрочного расторжения договора банковского счета необходимо не только отсутствие операций по счету в течение двух лет, но и отсутствие в течение этого же срока денежных средств на этом счете. В противном случае, договор банковского счета подлежит расторжению в судебном порядке.
Суммы остатков средств по закрытым счетам клиентов подлежат учету на балансовом счете № 47422 «Обязательства банка по прочим операциям».
В соответствии с п. 78 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв, Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н) суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым исковая давность истекла, относятся на финансовые результаты коммерческой организации.
При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года, и исчисление его производится с того момента, когда истек срок, предусмотренный для оплаты по возникшему обязательству.
Письмо ГУ от 11.12.2007 № 14-3-11/23077.
21. Вправе ли банк, получив от судебного пристава-исполнителя постановление об обращении взыскания на денежные средства должника вместе с инкассовым поручением, при недостаточности денежных средств на счете должника, поместить инкассовое поручение в картотеку неоплаченных документов, по истечении 3-го дня исполнить расчетный документ частично, то есть списать сумму, которая поступила на счет должника в течение этих 3-х дней и возвратить указанный исполнительный документ вместе с инкассовым поручением в порядке, предусмотренном п. 12.11. Положения № 2-П? Согласно п. 12.7. Положения № 2-П при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателей банки делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований и помещают инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету № 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».
Принимая во внимание, что действующее законодательство не предусматривает процедуру возврата кредитной организацией частично исполненных документов, полагаем, что правовые основания для возврата исполнительного документа вместе с инкассовым поручением у банка отсутствуют.
Письмо ГУ от 07.11.2007 № 17-7/20477.
20. На основании решения учредителя коммерческой организации единоличным исполнительным органом общества был избран иностранный гражданин. В качестве документа, удостоверяющего личность руководителя юридического лица, в банк был представлен вид на жительство. Срок полномочий единоличного исполнительного органа в соответствии с учредительными документами составляет 5 лет. При этом срок действия вида на жительство иностранного гражданина, истекает ранее срока его полномочий как единоличного исполнительного органа.
Каковы должны быть действия банка при окончании срока действия вида на жительство иностранного гражданина, в том числе, в случае, если иностранный гражданин подал заявление о вступлении в гражданство Российской Федерации? Ограничивается ли сроком, указанным в виде на жительство, срок полномочий руководителя юридического лица?
Согласно ст. 18 Положения № 46-П территориальные учреждения Банка России вправе давать разъяснения кредитным организациям только по нормативным актам Банка России, ответ дан в порядке неофициального толкования норм права.
Согласно ст. 53 ГК РФ порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Образование и досрочное прекращение полномочий единоличного исполнительного органа в обществах с ограниченной ответственностью в соответствии со ст.ст. 33, 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» относится к исключительной компетенции общего собрания участников общества. В акционерных обществах согласно п. 3 ст. 69 Федерального закона № 208-ФЗ образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий осуществляются по решению общего собрания акционеров, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества. При этом, законодательство никак не увязывает возникновение либо прекращение полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица с фактом выдачи вида на жительство (окончанием срока его действия) иностранному гражданину, избранному на эту должность.
Единственное ограничение действующим законодательством установлено в отношении лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, указанные лица в соответствии с абз.7 п. 3 ст.6 Закона РФ от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страховой деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 4015-1) должны постоянно проживать на территории Российской Федерации. В противном случае данное лицо не может быть избрано в качестве единоличного исполнительного органа юридического лица.
Таким образом, срок полномочий руководителя юридического лица не ограничивается сроком, указанным в виде на жительство, выданном иностранному гражданину за исключением случая, указанного в абз.7 п. 3 ст.6 Закона № 4015-1.
Вместе с тем, следует иметь ввиду, что в соответствии с п. 3 ст.8 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», п. 61 Приказа МВД РФ от 14.04.2003 № 250 «Об организации деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по оформлению и выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешений на временное проживание и видов на жительство» в случае окончания срока действия вида на жительство иностранный гражданин может обратиться с заявлением о продлении срока его действия. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Письмо ГУ от 03.12.2007 № 17-7/22471.
19. Абз. 4 п.2 ст. 855 ГК РФ, которым урегулирована третья очередь платежей, признан неконституционным Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 № 21-П. При этом суд исходил из необходимости производить платежи в бюджет и выплату заработной платы одновременно. Учитывая, что законодатель до сих пор не внес соответствующих изменений в ГК РФ, отсутствие третьей очереди ежегодно восполняется в Федеральном законе «О федеральном бюджете на …. год».
На 2007 год такая норма предусмотрена ст.29 Федерального закона от 19.12.2006 № 238-ФЗ «О федеральном бюджете на 2007 год» (далее – Федеральный закон № 238-ФЗ). Содержащаяся в Федеральном законе № 238-ФЗ норма предусматривает, что при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по платежным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, отнесенных указанной статьей ГК РФ к первой и второй очередям.
П. 1 ст. 76 НК РФ предусмотрено, что приостановление операций по счетам налогоплательщика-организации в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. При этом указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Вправе ли банк производить списание денежных средств по платежным документам, предусматривающим выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, в случаях отсутствия на счетах денежных средств, достаточных для удовлетворения всех предъявленных требований при условии поступления платежного документа на выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту) ранее платежного документа на перечисление денежных средств во исполнение обязанности по уплате налогов и сборов?
В соответствии со ст. ст. 72, 76 НК РФ приостановление операций по счету налогоплательщика в банке является одним из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов и означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету. Указанное ограничение не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 855 ГК РФ, ст. 29 Федерального закона № 238-ФЗ при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.
На основании изложенного считаем, что банк при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика вправе осуществлять со счета клиента списание денежных средств по расчетным документам, предусматривающим выдачу денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, только в случае, если указанные расчетные документы поступили к счету клиента ранее решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика.
Письмо ГУ от 05.10.2007 № 17-7/28106.
18. В соответствии со ст. 857 ГК РФ сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам и их представителям. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть представлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 395-1 при наличии согласия руководителя следственного органа справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Должна ли кредитная организация выдать справку по счетам и вкладам физических лиц в случае направления запроса о предоставлении информации, составляющей банковскую тайну, подписанного начальником УВД города; каким требованиям должен отвечать в рассматриваемом случае запрос о предоставлении информации, содержащей банковскую тайну.
Согласно ст. 18 Положения № 46-П территориальные учреждения Банка России вправе давать разъяснения кредитным организациям только по нормативным актам Банка России, ответ дан в порядке неофициального толкования норм права.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона № 395-1 справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В связи с этим считаем, что запрос следственного органа в кредитную организацию должен содержать информацию о возбужденном уголовном деле (номер уголовного дела, дата возбуждения), а также согласие руководителя следственного органа на данный запрос, например: «санкционирую», «согласовано», «согласен». Подпись руководителя следственного органа, санкционировавшего запрос, должна быть скреплена печатью.
Полномочия лица - руководителя следственного органа, согласовавшего направление запроса, должны соответствовать требованиям ч. 5 ст. 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
Письмо ГУ от 07.11.2007 № 17-7/20448.
17. В адрес банка клиенты представляют в составе пакета документов, необходимого для открытия счета свидетельство, в котором наименование клиента не соответствует названию клиента, указанному в Уставе. Несоответствие выражается в следующем:
1)    полное официальное наименование клиента указано в свидетельстве строчными буквами, а в Уставе полное официальное наименование клиента указано прописными буквами;
2)    написание полного официального наименования клиента в свидетельстве отличается от подобного названия, указанного в Уставе;
3)    в Уставе клиента содержится только полное официальное наименование клиента, сокращенное официальное наименование клиента отсутствует; 4) в свидетельстве в качестве сокращенного официального наименования указывается иное, непредусмотренное Уставом, название клиента.
Учитывая требования п. 1.4. Инструкции № 28-И, банк просит высказать позицию относительно действий банка в случае получения от юридического лица документов на открытие счета, содержащих не идентичное наименование юридического лица, указанное в Уставе и свидетельствах.
Является ли указанное обстоятельство основанием для отказа клиенту в открытии счета в банке?
В соответствии с п. 1 ст. 54 ГК РФ юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Согласно п. 3 ст. 54 ГК РФ наименование юридического лица указывается в его учредительных документах.
На основании учредительных документов осуществляется государственная регистрация юридического лица в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» путем внесения регистрирующим органом соответствующей записи в государственный реестр, в котором требуется указание как полного, так и (в случае, если имеется) сокращенного наименования, однако в силу статьи 52 ГК РФ свидетельство о государственной регистрации юридического лица не относится к учредительным документам юридического лица.
В соответствии с п. 1.1 и 2.1 приложения 1 к Инструкции № 28-И в карточке с образцами подписей и оттиска печати клиент юридическое лицо в соответствующих полях указывает свое полное и сокращенное наименования в соответствии с учредительными документами. При отсутствии в учредительных документах сокращенного наименования клиент в поле «Сокращенное наименование владельца счета» указывается полное наименование.
Учитывая вышеизложенное, полагаем, что сам по себе факт иного написания наименования (по сравнению с учредительными документами) в документах, представленных клиентом для открытия банковского счета (строчными буквами вместо прописных), а также наличие сокращенного наименования в свидетельстве о государственной регистрации при его отсутствии в учредительных документах, не является безусловным основанием для отказа в открытии банковского счета.
Вместе с тем, в соответствии с п. 1.2 Инструкции № 28-И клиенту может быть отказано в открытии банковского счета, если не представлены сведения, необходимые для идентификации клиента, либо представлены недостоверные сведения, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если имеются достаточные основания полагать, что клиентом для открытия счета представлены учредительные документы, не соответствующие представленным на государственную регистрацию (для получения свидетельства о государственной регистрации) либо при постановке на налоговый учет, то на основании п. 1.2 Инструкции № 28-И банк вправе отказать клиенту в открытии счета.
Письмо ГУ от 02.11.2007 № 17-7/20293.
16. При каких условиях можно использовать средства, сформированные в установленном порядке для целей материального поощрения и экономического стимулирования сотрудников кредитной организации? В соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 48 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров относится распределение прибыли (в том числе выплата/ объявление дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года). Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 65 указанного Федерального закона к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относится использование резервного фонда и иных фондов общества.
В соответствии с пунктом 1.5 части II Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» по кредиту счета № 10801 «Нераспределенная прибыль» зачисляются суммы прибыли, оставленные по решению годового собрания акционеров (участников) в распоряжении кредитной организации (за исключением сумм, направленных в резервный фонд), а также в соответствующих случаях суммы добавочного капитала. Таким образом, на счет № 10801 зачисляется оставшаяся прибыль, решение о распределении которой уже принято годовым собранием акционеров (участников).
Согласно указанному пункту по дебету счета № 10801 суммы списываются при направлении нераспределенной прибыли: на увеличение уставного капитала, на пополнение резервного фонда, на погашение убытков, на другие цели в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании изложенного, по нашему мнению, денежные средства со счета № 10801 могут быть использованы по решению органов управления кредитной организации, уполномоченных на это уставом и (или) внутренними документами кредитной организации.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 5 (119) май 2008 г.
15. Банк работает на основании лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и не является участником системы страхования вкладов. Вправе ли банк осуществлять эмиссию кредитных карт, предоплаченных карт и расчетных (дебетовых) карт? Кредитные карты. В соответствии с пунктом 1.8 Положения Банка России от 24.12.2004 № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт» (далее - Положение) предоставление кредитной организацией денежных средст клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием кредитных карт, может осуществляться без использования банковского счета клиента, если это предусмотрено кредитным договором при предоставлении денежных средств в валюте Российской Федерации физическим лицам-резидентам.
Согласно пункту 2.4 Положения клиенты-физические лица могут с использованием кредитных карт осуществлять операции в валюте, отличной от валюты счета, в порядке и на условия, установленных в кредитном договоре.
Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, банк вправе эмитировать кредитные карты физическим лицам без использования банковского счета физического лица.
Но в случае принятия банком решения по выпуску таких кредитных карт в банке должен быть проработан внутренний порядок практическсой реализации вышеуказанного банковского продукта, не противоречащий требованиям нормативных актов Банка России.
Предоплаченные карты. Согласно пункту 1.13 Положения при совершении клиентом-физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) с этим физическим лицом не заключается.
В соответствии с пунктом 2.3 Положения клиент-физическое лицо может осуществлять с использованием предоплаченных карт указанные в данной пункте операции за счет средств в валюте Российской Федерации и (или) в иностранной валюте, внесенных для расчетов с использованием предоплаченной карты. Согласно пункту 2.4 Положения конверсионные операции по предоплаченной карте не предусмотрены.
В соответствии с разъяснением Департамента платежных систем и расчетов Банка России от 09.10.2006 № 17-23/650 при приобретении физическим лицом предоплаченной карты сумма обязательств кредитной организации перед держателем карты отражается на балансовом счете № 40903 «Средства для расчетов чеками, предоплаченными картами».
По мнению Департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Банка России, деятельность банков, связанная с эмиссией предоплаченных карт для физических лиц, по своей экономической сути является косвенной формой привлечения денежных средств физических лиц. В соответствии с банковским законодательством привлекать денежные средства физических лиц вправе банки, имеющие соответствующую лицензию Банка России.
Расчетные (дебетовые) карты. Согласно пункту 1.8 Положения предоставление кредитной организацией денежных средств клиентам для расчетов по операциям, совершаемым с использованием расчетных (дебетовых) карт, осуществляется посредством зачисления указанных денежных средств на их банковские счета. Таким образом, кредитная организация, не имеющая лицензии на работу с физическими лицами, не имеет права осуществлять выпуск дебетовых (расчетных) карт.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (114) декабрь 2007 г.
14. Центральным банком Российской Федерации 04.03.2004 согласован Приказ МНС РФ от 04.03.2004 № БГ-3-24/180@ "О направлении информации по открытию (закрытию) банковского счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи", пунктом 5 которого предусмотрено, что направление информации по открытию (закрытию) банковского счета по телекоммуникационным каналам связи осуществляется при наличии у банка и у налогового органа совместимых программно-технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми Министерством Российской Федерации. Таким образом, установление электронного обмена информации по телекоммуникационным каналам связи не является обязательным и необходимым условием выполнения банками обязанностей, предусмотренных НК РФ. Тем не менее, во исполнение Приказа МНС РФ от 30.06.2004 № САЭ-3-24/401@ налоговый орган в административном порядке неукоснительно требует от Филиала подключения к системе представления сведений о счетах в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи и заключения договора с ООО "Сибтел". В связи с изложенным просим разъяснить, является ли обязательным установление обмена информацией между кредитной организацией и налоговым органом в электронном формате, в случае если кредитной организацией выполняются обязанности по направлению сообщений банка налоговому органу об открытии (закрытии) банковского счета на бумажных носителях? В порядке неофициального толкования норм права сообщаем следующее. Согласно ст.86 НК РФ банк обязан сообщить об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Порядок уведомления налогового органа об открытии (закрытии) счета (в электронном виде или на бумажном носителе) НК РФ не установлен. Приказом МНС РФ от 27.07.2004 № САЭ-3-24/441@ "Об утверждении форм документов, содержащих сведения о банковских счетах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" также не установлено, каким образом должен быть извещен налоговый орган об открытии (закрытии) счета клиента банка. В соответствии с п.2 Порядка направления информации по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера банковского счета между банком и налоговым органом в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, утв. Приказом МНС РФ от 04.03.2004 № БГ-3-24/180@, указанный порядок распространяется на банки, представляющие информацию по открытию (закрытию) банковского счета и изменению номера счета в электронном виде. Согласно п.4 Порядка направление информации по телекоммуникационным каналам связи осуществляется при наличии у банка и у налогового органа совместимых программно-технических средств и возможностей для ее приема и обработки в соответствии со стандартами, форматами и процедурами, утверждаемыми МНС РФ. В то же время п.14 Правил ведения единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438, а также п.20 Правил ведения единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.10.2003 № 630, предусмотрено, что сведения о банковских счетах представляются банками в регистрирующий орган в электронном виде или на бумажном носителе. На основании вышеизложенного считаем, что возможность предоставления налоговому органу информации об открытии (закрытии) и об изменении номера счета электронным путем в отношении филиала кредитной организации определяется кредитной организацией. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 04.07.2005 № 17-7/9977.
13. Определение банковского холдинга дано Законом РФ от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности". Исходя из буквального значения слов и выражений, содержащихся в нем, "холдинг" - это некое объединение юридических лиц (по нашему мнению, группа лиц не менее 2-х), кроме которых еще одним участником является кредитная организация. Участником кредитной организации является акционерное общество, доля которого в уставном капитале кредитной организации составляет более 99%. У кредитной организации отсутствуют какие-либо дочерние структуры. Кроме того, акционерное общество имеет дочерние компании со 100% долей в УК последних. Дочерние компании не влияют на решения, принимаемые органами управления кредитной организации. На основании изложенного просим разъяснить:
1) признается ли банковским холдингом группа, состоящая из акционерного общества, кредитной организации и дочерних компаний акционерного общества?
2) признается ли банковским холдингом группа, состоящая из акционерного общества и кредитной организации?
В соответствии с ч.2 ст.4 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" банковским холдингом признается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц с участием кредитной организации (кредитных организаций), в котором юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией (головная организация банковского холдинга), имеет возможность прямо или косвенно оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации (кредитных организаций). Под существенным влиянием применительно к банковскому холдингу понимаются возможность определять решения, принимаемые органами управления юридического лица, условия ведения им предпринимательской деятельности по причине участия в его уставном капитале и (или) в соответствии с условиями договора, заключаемого между юридическими лицами, входящими в состав банковского холдинга, назначать единоличный исполнительный орган и (или) более половины состава коллегиального исполнительного органа юридического лица, а также возможность определять избрание более половины состава совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица. Согласно ст.43 Закона головная организация банковского холдинга составляет и представляет в Банк России в порядке, определяемом Банком России, консолидированную отчетность о деятельности банковского холдинга. В состав указанной консолидированной отчетности должна быть включена отчетность иных юридических лиц, в отношении которых головная организация банковского холдинга и (или) кредитные организации, входящие в состав банковского холдинга, могут оказывать существенное влияние на решения, принимаемые органами управления указанных юридических лиц. Головная организация банковского холдинга не вправе разглашать полученную от иных юридических лиц, входящих в данный банковский холдинг, информацию об их деятельности, за исключением случаев, предусмотренных данным Законом, либо случаев, вытекающих из задач опубликования консолидированной отчетности. Положением ЦБ РФ от 19.09.2002 № 197-П "О порядке представления информации о банковских холдингах" предусмотрено, что под юридическим лицом - участником банковского холдинга понимается юридическое лицо, в отношении которого головная организация банковского холдинга прямо или косвенно оказывает существенное влияние на решения, принимаемые органами управления указанного юридического лица (п.1.3.3 Положения). Таким образом, из вышеизложенного следует, что в состав банковского холдинга в рассматриваемом в запросе случае входят акционерное общество - головная организация банковского холдинга, кредитная организация и дочерние компании акционерного общества. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 18.08.2005 № 17-7/12316.
12. В соответствии с абз.6 п.1 ст.126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в п.1 ст.134 Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Абзацем 4 п.1 и п.3 ст.134 Закона установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования кредиторов, возникшие в период после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе конкурсного производства, если иное не предусмотрено законом. При этом очередность удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам должника, указанным в п.1 ст.134 Закона, определяется в соответствии со ст.855 ГК РФ. В настоящее время в банке возникла следующая ситуация. Взыскатель - юридическое лицо, имеющее исполнительный лист о взыскании с должника, в отношении которого принято решение арбитражного суда о признании его банкротом и введении процедуры конкурсного производства, воспользовавшись правом, предоставленным ему ст.6 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" направил в Банк исполнительный документ, а также инкассовые поручения о списании денежных средств со счета должника. При этом задолженность должника перед взыскателем возникла на стадии конкурсного производства за оказанные консультационно-правовые услуги. Учитывая вышеизложенное просим разъяснить, вправе ли кредитная организация исполнять предъявленные в ходе конкурсного производства инкассовые поручения на списание со счета должника - банкрота суммы задолженности (неналоговой), возникшей на стадии конкурсного производства? В порядке неофициального толкования норм права сообщаем следующее. В соответствии с пп.1 и 2 ст.5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по таким платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов, а соответствующие кредиторы не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Пунктом 1 ст.134 Закона установлено, что вне очереди за счет конкурсной массы в числе иных погашаются следующие текущие обязательства: требования кредиторов, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшим в ходе конкурсного производства. Согласно разъяснению, данному в п.45 Постановления Пленума ВАС РФ от 15.12.2004 № 29 внеочередные обязательства (п.1 ст.134 Закона) погашаются за счет конкурсной массы в порядке, установленном ст.855 ГК РФ. В соответствии со ст.126 Закона с даты открытия конкурсного производства прекращается исполнение по исполнительным документам, в т.ч. по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур банкротства, если иное не предусмотрено настоящим федеральным законом. Исполнительные листы подлежат передаче конкурсному управляющему. Иное прямо законом не предусмотрено. Кроме того, следует учитывать, что конкурсный управляющий удовлетворяет не только требования, включенные в реестр требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, но и те, которые погашаются вне очереди (ст.134 Закона). Для решения задач конкурсного производства необходимо консолидировать конкурсную массу и все требования кредиторов. Конкурсной массы может быть недостаточно не только для удовлетворения включенных в реестр требований, но и тех, которые удовлетворяются вне очереди. В этом случае исполнение инкассового поручения на списание денежных сумм с должника при том, что основную часть внеочередных требований рассматривает конкурсный управляющий, может нарушить баланс интересов всех лиц, имеющих в силу п.1 ст.134 Закона права на внеочередное удовлетворение текущих обязательств. На основании изложенного полагаем, что в случае, когда взыскатель предъявляет к счету клиента должника инкассовое поручение с приложением исполнительного документа напрямую, минуя конкурсного управляющего в период осуществления конкурсного производства в отношении клиента у кредитной организации отсутствуют правовые основания для их исполнения. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 06.09.2005 № 17-7/13096.
11. При подготовке изменений в типовую форму кредитного договора возник вопрос о правомерности включения в текст договора положения относительно возможности безакцептного списания денежных средств с банковского вклада физического и юридического лица. Главой 44 ГК РФ, регламентирующей отношения по договору банковского вклада, возможность безакцептного списания денежных средств со счета клиента по банковскому вкладу не предусмотрена, однако, в соответствии с п.3 ст.834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета (глава 45), если иное не предусмотрено правилами указанной главы или не вытекает из существа договора банковского вклада. Руководствуясь данной нормой права, к отношениям сторон договора банковского вклада можно применить субсидиарно п.2 ст.854 ГК РФ, предусматривающей возможность списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента в случаях, предусмотренных договором между банком и клиентом. Просим разъяснить, является ли безакцептное списание денежных средств со счета по банковскому вкладу клиента (как физического, так и юридического лица) противоречащим природе данного договора и могут ли стороны в договорах залога, кредита и поручительства, предусмотреть возможность безакцептного списания денежных средств, находящихся на счетах по вкладам, открытым в банке и других кредитных организациях. В порядке неофициального толкования норм права сообщаем следующее. Согласно п.3 ст.834 ГК РФ к отношениям банка и вкладчика по счету, на который внесен вклад, применяются правила о договоре банковского счета, если иное не предусмотрено правилами главы 44 ГК РФ "Банковский вклад" или не вытекает из существа договора банковского вклада. Юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам (абз.2 п.3 ст.834 ГК РФ). На основании изложенного считаем, что кредитная организация не вправе осуществлять безакцептное списание денежных средств с банковского вклада (депозита) юридического лица. В соответствии с п.2 ст.854 ГК РФ списание денежных средств со счета без распоряжения клиента допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. В связи с чем, полагаем, что безакцептное списание банком денежных средств с банковского вклада физического лица допускается при наличии соответствующего условия не только в кредитном договоре, но и в договоре банковского вклада, заключенного с клиентом. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 11.07.2005 № 17-7/10410.
10. С клиентами банка физическими лицами планируется заключать договоры срочного банковского вклада, по условиям которых банк выплачивает вкладчикам проценты на сумму вклада в размере - (0,7, 0,8, 0,9 и т.д.) % от ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату начисления процентов. В соответствии с условиями данных договоров, вследствие изменения финансово-экономической ситуации в стране и увеличения (уменьшения) ставки рефинансирования, соответственно увеличится (уменьшится) сумма дохода, получаемого вкладчиком в виде процентов. Является ли в данном случае снижение ставки рефинансирования, установленной Банком России, односторонним изменением размера процентов по вкладу, и правомерно ли заключение банком договоров банковского вклада на вышеуказанных условиях выплаты процентов с учетом ст.838 ГК РФ, в соответствии с которой определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом? Разъяснения по вопросам действующего законодательства Главное управление вправе давать только в порядке неофициального толкования норм права. Из запроса следует, что банк при заключении с физическим лицом договора срочного банковского вклада устанавливает размер процентов по вкладу в процентном соотношении от ставки рефинансирования ЦБ РФ (напр., 0,8 % от ставки рефинансирования). Данное условие договора по сути означает возможность со стороны банка в одностороннем порядке изменять размер процентной ставки по вкладу, т.к. при уменьшении ставки рефинансирования будут уменьшены проценты по вкладу, начисляемые с момента заключения договора. В соответствии со ст.838 ГК РФ банк выплачивает вкладчику проценты на сумму вклада в размере, определяемом договором банковского вклада. Определенный договором банковского вклада размер процентов на вклад, внесенный гражданином на условиях его выдачи по истечении определенного срока либо по наступлении предусмотренных договором обстоятельств, не может быть односторонне уменьшен банком, если иное не предусмотрено законом. Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.02.1999 № 4-П признана не соответствующей Конституции РФ часть вторая ст.29 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" об изменении банком в одностороннем порядке процентной ставки по срочным вкладам граждан как позволяющая банку произвольно снижать ее исключительно на основе договора, без определения в федеральном законе оснований, обуславливающих такую возможность. Закон, позволяющий банку в одностороннем порядке уменьшать обусловленный договором банковского вклада размер процентов на срочный вклад гражданина, в настоящее время отсутствует. На основании вышеизложенного считаем, что уменьшение процентов по срочному вкладу физического лица на основании договора в результате снижения ставки рефинансирования Банка России не соответствует ст.838 ГК РФ. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 19.07.2005 № 14-3-11/10753.
9. В соответствии с Положением № 266-П, вступившем в силу 10 апреля 2005 года, карточные счета открываются на основании договора банковского счета. В соответствии со ст.852 ГК РФ банк может начислять проценты на остатки на карточных счетах. Необходимо ли суммы процентов облагать налогом на доходы физических лиц в соответствии с пп.1 ст.208 НК РФ, поскольку они перестали быть процентами по вкладу (п.27 ст.217 НК РФ)? В порядке неофициального толкования налогового законодательства считаем, что проценты, начисленные на остатки средств по банковским счетам физических лиц (не относящихся к вкладам), следует облагать налогом на доходы в соответствии с требованиями п.1 ст.208 НК РФ. Для получения официальных разъяснений рекомендуем обращаться в налоговые органы. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 02.08.2005 № 14-3-11/11493.
8. По договору банковского счета кредитная организация обязуется в безакцептном порядке перечислять денежные средства, поступающие юридическому лицу на его же расчетный счет, открытый в другом банке или на расчетные счета третьих лиц, тоже открытые в других банках. В соответствии со ст.854 ГК РФ банк вправе осуществлять данные операции, если возможность списания денежных средств с расчетного счета юридического лица прямо предусмотрена в договоре банковского счета. В связи с этим просим выразить мнение по возможным вариантам оформления этих операций.
1. Списание средств со счета юридического лица можно осуществлять платежным поручением, составляемым банком, аналогично списанию средств со счетов физических лиц - глава 2 Положения ЦБ РФ от 01.04.2005 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации";
2. Списание средств со счета юридического лица вначале осуществлять мемориальным ордером на транзитный счет для перечисления впоследствии платежным поручением от имени банка на расчетный счет клиента в другой банк.
В случае, если правомерен второй вариант, то просим указать номер балансового счета, который можно использовать в качестве транзитного.
В соответствии со ст.854 ГК РФ списание денежных средств осуществляется банком на основании распоряжения клиента, за исключением случаев бесспорного (безакцептного) списания денежных средств, предусмотренных законодательством или договором между банком и клиентом. Взаимоотношения банка с клиентом по вопросам расчетно-кассового обслуживания регулируются заключаемым между ними договором банковского счета, в котором оговариваются условия и сроки осуществления банковских операций. В данном договоре может быть предусмотрено условие о перечислении денежных средств со счета клиента на указанный им счет. При этом сведения о сроках, суммах перечислений и реквизитах, по которым должны перечисляться денежные средства, могут быть указаны как в договоре банковского счета, так и в представленном в банк заявлении клиента. По вышеуказанным операциям списание денежных средств со счета клиента должно производиться платежным поручением, составленным банком от имени клиента, с учетом требований главы 46 "Расчеты" ГК РФ и Положения ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", касающихся заполнения расчетных документов, в сроки и в соответствии с реквизитами, установленными в договоре банковского счета либо заявлении клиента. Платежное поручение должно содержать на первом экземпляре подписи лиц, имеющих право подписывать расчетные документы, и оттиск печати банка. Письмо Банка России от 19.08.2005 № 17-22/531.
7. На основании п.1.2 Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" банк производит операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета. Согласно ст.60 НК РФ банк принимает от клиентов - налогоплательщиков физических лиц денежные средства для уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В некоторых случаях назначение платежа (напр., "ЕСН за работников" или "ЕСН за работодателя") позволяет сделать вывод о том, что платеж осуществляется в целях исполнения обязанности по уплате налога физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуального предпринимателя).
В этой связи просим разъяснить, имеет ли право банк в указанных выше случаях принимать от физических лиц денежные средства в оплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ в порядке переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковского счета в соответствии с Положением № 222-П?
Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П регламентирует порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами, расчеты которых не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, по банковским счетам, открытым на основании договора банковского счета, и без открытия банковского счета. Согласно ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила Гражданского кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения. В соответствии с указанной нормой закона индивидуальные предприниматели при осуществлении безналичных расчетов, связанных с их предпринимательской деятельностью, должны руководствоваться Положением ЦБ РФ от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации", регулирующим порядок осуществления безналичных расчетов между юридическими лицами. Вместе с тем в соответствии со ст.2 (п.3) ГК РФ к налоговым и другим финансовым и административным отношениям гражданское законодательство не применяется. Учитывая, что НК РФ не содержит однозначных норм, регламентирующих способы уплаты налогов и сборов индивидуальными предпринимателями, считаем возможным кредитным организациям производить прием платежей от указанной категории налогоплательщиков в оплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ для переводов без открытия банковского счета до урегулирования вопроса в совместных нормативных правовых актах Минфина РФ и Банка России. Письмо Банка России от 14.05.2005 № 17-22/268.
5. Согласно Постановлению ВС РФ от 01.04.1993 № 4725-1 расчеты с потребителями, кроме жилищно-коммунальных, бюджетных организаций и населения, за отпускаемую электрическую и тепловую энергию производятся на основании показателей измерительных приборов и действующих тарифов без акцепта плательщиков. В соответствии со ст.4 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", Информационным письмом Президиума ВАС РФ от 01.10.1996 № 8 изданные до введения в действие части второй Гражданского кодекса РФ нормативные акты по вопросам, которые согласно части второй ГК РФ могут регулироваться федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. С 1 апреля 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
В то же время Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2004 № Ф03-А73/04-1/1520 разъяснено, что Федеральным законом "Об электроэнергетике" не урегулирован вопрос безакцептного списания со счета клиента денежных средств за тепловую и электрическую энергию, и, следовательно, Постановление ВС РФ № 4725-1 подлежит применению.
Возможно ли безакцептное списание денежных средств со счетов клиентов за электрическую и тепловую энергию на основании Постановления ВС РФ от 01.04.1993 № 4725-1?
Согласно п.2 ст.854 ГК РФ без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Статьей 4 Федерального закона "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" и разъяснениями, данными в информационном письме Президиума ВАС РФ от 01.10.1996 № 8 "О некоторых вопросах списания денежных средств, находящихся на счете, без распоряжения клиента", установлено, что изданные до введения в действие части второй Гражданского Кодекса РФ нормативные акты по вопросам, которые согласно этой части могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих законов. Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и Федеральным законом "Об электроэнергетике" не урегулированы вопросы безакцептного порядка оплаты продукции и услуг коммунальных энергетических предприятий. С учетом изложенного, в настоящее время продолжает действовать Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.1993 № 4725-1 "О мерах по улучшению расчетов за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий", устанавливающее безакцептное списание денежных средств за продукцию и услуги коммунальных энергетических и водопроводно-канализационных предприятий. Таким образом, платежные требования на безакцептное списание денежных средств со счетов плательщиков, выставленные коммунальными энергетическими и водопроводно-канализационными предприятиями за продукцию и услуги на основании Постановления ВС РФ № 4725-1 (со ссылкой на указанное Постановление), подлежат приему и исполнению банками. Письмо Банка России от 27.06.2005 № 31-1-2/1184.
4. Каков порядок выплаты начисленных дивидендов акционерам, действительное местонахождение (место жительства) которых обществу (банку) не известно?
Какими способами общество (банк) может исполнить обязательство по выплате начисленных дивидендов при отсутствии платежных реквизитов акционера?
Возможен ли такой способ исполнения обязательства общества по выплате начисленных дивидендов как внесение долга в депозит нотариуса (ст.327 ГК РФ)?
Вправе ли банк зачислять суммы кредиторской задолженности перед акционерами (по начисленным, но не выплаченным по вышеуказанным причинам) в доход в связи с истечением срока исковой давности?
В связи с принятием решения о выплате дивидендов у акционерного общества возникает денежное обязательство перед акционером. Согласно п.2 ст.327 ГК РФ должник вправе внести причитающиеся с него деньги или ценные бумаги в депозит нотариуса в случаях, установленных законом. Внесение денежной суммы в депозит нотариуса считается исполнением денежного обязательства. Отнесение на финансовый результат денежных обязательств, в т.ч. дивидендов, включая дивиденды акционерам, чье фактическое местонахождение не известно кредитной организации, сроки исковой давности по которым истекли, не противоречит законодательству РФ (п.18 ст.250 Налогового кодекса РФ). Разъяснения Главного управления Банка России по Тюменской области на основании Письма Банка России от 28.01.2005 № 15-6-2-2/215.
3. В соответствии со ст.859 ГК РФ договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. По требованию банка договор банковского счета может быть расторгнут судом в следующих случаях:
- когда сумма денежных средств, хранящихся на счете клиента, окажется ниже минимального размера, предусмотренного банковскими правилами или договором, если такая сумма не будет восстановлена в течение месяца со дня предупреждения банка об этом;
- при отсутствии операций по этому счету в течение года, если иное не предусмотрено договором.
Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
Согласно ст.860 ГК РФ правила главы 45 ГК РФ "Банковский счет" распространяются на корреспондентские счета, корреспондентские субсчета, другие счета банков, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
В соответствии с пунктами 1.12, 1.13 Положения Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" закрытие корреспондентского счета производится при расторжении договора счета в случаях, предусмотренных законодательством, нормативными актами Банка России и договором счета. Сторона - инициатор расторжения договора счета направляет другой стороне по договору счета письменное заявление о закрытии корреспондентского счета в связи с расторжением договора счета, подписанное руководителем и главным бухгалтером, заверенное печатью кредитной организации. В заявлении указывается дата расторжения договора счета. Принимая изложенное во внимание, просим высказать мнение специалистов Главного управления по вопросу возможности закрытия счета без расторжения договора счета в случае, если на основании одного договора счета клиенту были открыты несколько счетов (в том числе по различным видам валют) и, соответственно, по вопросу самой возможности заключения банком такого договора.
1. В соответствии с общей частью Положения Банка России от 03.10.2002 № 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" безналичные расчеты осуществляются через кредитные организации (филиалы) и /или Банк России по счетам, открытым на основании договора банковского счета или договора корреспондентского счета (далее - договор счета), если иное не установлено законодательством и не обусловлено используемой формой расчетов. Действующее законодательство не содержит специальных требований относительно формы договора счета. Исходя из общих норм ГК РФ о письменной форме сделок юридических лиц между собой и с гражданами, договор счета должен быть заключен в простой письменной форме (п.1 ст.161 ГК РФ). В соответствии с п.1.3 части 3 Положения № 2-П банк-корреспондент открывает банку-респонденту корреспондентский счет по получении заявления на открытие счета (наряду с другими документами) и подписании договора. В силу п.2 ст.434 ГК РФ договор счета считается заключенным в простой письменной форме не только при его оформлении в виде единого документа. Подача клиентом заявления об открытии счета, предусмотренного пп.1 п.6. 2 части 2 и п.1.3 части 3 Положения № 2-П с разрешительной надписью руководителя банка, также свидетельствует об установлении между банком и клиентом договорных отношений. Приложением 32 к Положению № 2-П установлена форма заявления на открытие счета, в соответствии с которой при открытии нескольких счетов заявление на открытие счета и разрешительная надпись оформляются на каждый счет, поэтому можно считать, что и договор счета заключается на каждый открываемый счет.

2. В том случае, когда договор в виде единого документа, подписанного сторонами, оформлен на несколько счетов, при закрытии одного из счетов следует, по нашему мнению, заключить дополнительное соглашение к договору о прекращении действия данного договора в отношении закрываемого счета. Для данного счета дата заключения дополнительного соглашения в силу п.3 ст.421, п.1 ст.452 ГК РФ будет являться датой расторжения договора счета.
Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 14.03.2005 № 17-7/3639.
2. 1. В банк за получением кредита обратилась организация, находящаяся на упрощенной системе налогообложения. В соответствии со ст.46 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" определить, является ли предстоящая сделка крупной, можно на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню приятия решения о совершении такой сделки. Просим разъяснить, на основании каких документов, представленных банку (в случае отсутствия у общества с ограниченной ответственностью данных бухгалтерской отчетности), сделка может быть отнесена к разряду крупных.

2. Конкурсный управляющий, осуществляя полномочия руководителя должника, представил в банк копию решения Арбитражного суда о признании должника банкротом, об открытии конкурсного производства и об утверждении его в качестве конкурсного управляющего. Просим разъяснить, вправе ли банк принимать к исполнению копию такого решения, не заверенного Арбитражным судом; вправе ли банк при представлении подлинного документа самостоятельно заверять копию такого решения?
1. Согласно ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" определить, является ли совершаемая обществом сделка крупной, можно только на основании данных бухгалтерской отчетности. При этом указанный Закон не содержит исключений для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. По нашему мнению, на основании иных (кроме бухгалтерской отчетности) документов нельзя сделать вывод о принадлежности совершаемой сделки к разряду крупных сделок. Одновременно считаем необходимым обратить внимание на то, что в соответствии со ст.4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета; в то же время, приведенное положение Закона не лишает их права вести соответствующий учет. Кроме того, согласно п.1 ст.46 Закона, а также п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001 № 62 крупными сделками не признаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

2. В соответствии с п.1 ст.127 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" при принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, о чем выносит соответствующее определение. В связи с изложенным считаем, что документ, представляемый конкурсным управляющим в банк, заверяется органом его издавшим, т.е. арбитражным судом либо нотариально. Вместе с тем является допустимым, если указанный документ будет заверен сотрудником кредитной организации, уполномоченным распорядительным актом кредитной организации, при предъявлении конкурсным управляющим подлинного экземпляра документа. Одновременно обращаем Ваше внимание на то, что в соответствии с п.2 ст.18 Положения от 29.07.1998 № 46-П "О территориальных учреждениях Банка России" Главное управление вправе давать кредитным организациям разъяснения только по нормативным актам Банка России. Разъяснения по вопросам действующего законодательства Главное управление вправе давать только в порядке неофициального толкования норм права.
Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 05.04.2005 № 14-3-11/5178.
1. Открытие банковского счета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям осуществляется на основании и в соответствии с ГК РФ, иными законами и нормативными актами Банка России. Так, п.2.1.1 Инструкции Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР", применяемой в части, не противоречащей ГК РФ, утверждена форма заявления на открытие счета 0401025.
В связи с изложенным, вправе ли банк использовать указанную в Инструкции форму в качестве примерной?
В соответствии с п.2.1.1. Инструкции Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 "О расчетных, текущих и бюджетных счетах, открываемых в учреждениях Госбанка СССР" заявление на открытие расчетного счета представляет собой типовой бланк, форма которого установлена Приложением к данной Инструкции. Инструкция представляет собой нормативный акт Банка России, который в соответствии со ст.7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" является обязательным для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц. Поскольку каких-либо указаний на использование формы заявления на открытие счета в качестве примерной нормативные акты Банка России не содержат, полагаем, что представляемое заявление на открытие счета должно соответствовать установленному нормативным актом образцу (приложение № 1 к Инструкции Госбанка СССР от 30.10.86 № 28). Вместе с тем, учитывая, что Инструкция Госбанка СССР от 30.10.1986 № 28 применяется в части, не противоречащей действующему законодательству, считаем, что форма заявления 0401025 для открытия счетов юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям может быть дополнена необходимой для кредитной организации информацией. Главное управление Банка России по Тюменской области.
Письмо ГУ от 14.04.2005 № 17-7/5465.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510