ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ
Внутренний контроль в целях противодействия
легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма
№ п/п | Вопрос |
Ответ |
Источник |
12. | Просим Вас высказать свою
позицию по следующему вопросу, связанному с
реализацией Банком России властных полномочий в
сфере контроля за исполнением кредитными
организациями законодательства о ПОД/ФТ. В настоящее время участилась практика направления территориальными учреждениями Банка России (далее – ТУ ЦБ РФ) запросов в кредитные организации, содержащих требование о предоставлении информации об экономическом смысле операций групп клиентов, копий анкет, составленных в целях противодействия легализации преступных доходов, учредительных и бухгалтерских документов, выписок по счетам клиентов с расшифровкой, а также информации о направлении (причинах ненаправления) сведений об операциях в Росфинмониторинг. При этом в запросах устанавливаются календарные сроки, а также форма (часто табличная) предоставления указанных сведений, не соответствующая установленным Банком России формам отчетности. В соответствии с пунктом 9 статьи 7 Федерального закона от 07.08.01 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ) контроль за исполнением физическими и юридическими лицами Закона № 115-ФЗ в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также за организацией внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Порядок осуществления контроля за исполнением кредитными организациями Закона № 115-ФЗ регламентируется Письмом Банка России от 19.08.04 № 103-Т «Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Письмо № 103-Т). Согласно пункту З Письма № 103-Т в целях осуществления контроля Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов) и получает отчетность в рамках выполнения своих функций в области банковского регулирования и банковского надзора для определения соответствия деятельности кредитных организаций (их филиалов) положениям Закона № 115-ФЗ и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Таким образом, свои властные полномочия в сфере контроля за соблюдением Закона № 115-ФЗ и иных нормативных актов Банк России вправе реализовывать в рамках проведения проверок и анализа отчетности, предоставляемой кредитными организациями. Исходя из вышеуказанного, можно придти к выводу о том, что у кредитных организаций отсутствует обязанность предоставлять информацию ТУ ЦБ РФ, запрашиваемую вне рамок проведения проверок или предоставления отчетности по формам, нормативно установленным Банком России. |
Центральный банк
Российской Федерации рассмотрел запрос
Ассоциации российских банков (далее - АРБ) №
А-02/5-170 от 24.03.2008 и сообщает следующее. Указанная в запросе АРБ информация, запрошенная Отделением № 1 Московского главного территориального управления, относится к информации, необходимой Банку России для достижения установленных законодательством целей деятельности Банка России. Полагаем, что такого рода запросы территориальных учреждений Банка России правомерно рассматривать, как адресованное кредитной организации предложение территориального учреждения Банка России предоставить соответствующую информацию. Эти запросы следует рассматривать как форму взаимодействия территориальных учреждений Банка России с кредитными организациями по получению информации, необходимой для понимания надзорным органом содержания происходящих в кредитных организациях процессов, без использования Банком России такого предусмотренного законодательством Российской Федерации надзорного механизма, как проверка кредитной организации. Дополнительно сообщаем, что территориальные учреждения Банка России проинформированы о недопустимости придания соответствующим запросам характера обязательных для исполнения требований. |
Письмо АРБ Председателю
Банка России Игнатьеву С.М. "О направлении в
кредитные организации запросов о предоставлении
информации" от 24.03.2008 № А-02/5-170 Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О
направлении в кредитные организации запросов о
предоставлении информации" |
11. | Соответствует ли требованиям
Федерального закона № 115-ФЗ
требование Инструкции № 28-И,
обязывающее банки располагать копиями
документов, удостоверяющих личность? Является ли соблюдением п. 1.8 Инструкции № 28-И изготовление кредитной организацией копии документа, в виде фиксирования сведений, содержащихся в документе, удостоверяющем личность, в электронном виде или на бумажном носителе согласно Письма Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 21.03.2006 № 12-1-5/642 от 21.03.2006 «О копиях документов, необходимых для идентификации личности»? Следует ли располагать копиями документов, удостоверяющих личность, в случае, если банковский счет, счет по вкладу (депозиту) открыт до вступления в силу Инструкции № 28-И? |
Ст. 2
Федерального закона № 115-ФЗ регулирует отношения
субъектов при проведении операций с денежными
средствами или иным имуществом, в целях
предупреждения, выявления и пресечения деяний,
связанных с легализацией (отмыванием) доходов,
полученных преступным путем, и финансированием
терроризма. В Письме от 21.03.2006 №12-1-5/642
Банк России дает ответ о возможности
осуществлять копирование документа,
необходимого для идентификации личности, и его
заверения на любом материальном носителе, как
электронном, так и бумажном, в порядке соблюдения
Федерального закона. Инструкция № 28-И устанавливает порядок открытия и закрытия в Российской Федерации кредитными организациями (филиалами), подразделениями расчетной сети Банка России банковских счетов, счетов по вкладу (депозиту). Согласно ст.7 Федерального закона № 86-ФЗ по вопросам своей компетенции Банк России издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для организаций всех форм собственности и граждан. В соответствии с п. 1.14 и абз.1 п.10.2 Инструкции № 28-И документы (их копии), собранные банком при открытии банковского счета, счета по вкладу (депозиту) должны быть помещены в юридическое дело, которое исходя из содержания норм гл.10 Инструкции № 28-И формируется из документов, оформленных на бумажном носителе. Указанное также подтверждается тем, что на основании решения (постановления) государственного органа из юридического дела клиента может быть произведено изъятие (выемка) документа (-ов) (п. 10.3 Инструкции № 28-И). В то же время, наличие бумажного экземпляра документа в юридическом деле клиента, не исключает возможность изготовления его электронной копии. Банку необходимо принять возможные меры по сбору дополнительных документов клиентов в соответствии с Инструкцией № 28-И, в случае если банковские счета, счета по вкладам (депозитам) клиентов открыты до вступления в силу указанного документа. |
Письмо ГУ от 21.05.2007 № 17-7/9006 |
ПРЕДЫДУЩИЕ | |||
10. | Вправе ли банк на основании документа, удостоверяющего личность, визы (иного документа, разрешающего въезд в Российскую Федерацию), и миграционной карты открыть счет иностранному гражданину, если в указанных документах отсутствуют сведения о месте жительства (регистрации) или место пребывания (проживания) устанавливается на основании сведений, указанных клиентом в документе, составленном по форме Банка (Анкете клиента)? |
В случае предъявления иностранным гражданином в кредитную организацию документа, удостоверяющего личность, миграционной карты и/или документа, подтверждающего право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации, не содержащих сведения о месте пребывания (проживания) данного иностранного гражданина, в целях его идентификации кредитная организация вправе зафиксировать сведения о месте пребывания (проживания) нерезидента на основании устного или письменного заявления клиента. | Письмо Банка России от 19.07. 2007 № 12-1-5/1646 “Об идентификации клиентов” |
9. | Сколько сообщений следует направить кредитной организации в уполномоченный орган по операции, подлежащей обязательному контролю, в случае осуществления операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации, в случае, когда период деятельности каждого из них не превышает трех месяцев со дня регистрации *? | В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте. Федеральный закон не содержит норм, позволяющих однозначно определить количество сообщений, которые кредитная организация должна направить в уполномоченный орган при зачислении денежных средств на счет (вклад) и списании денежных средств со счета по операциям между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации, в случае, когда период деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя) не превышает трех месяцев со дня регистрации. В то же время в соответствии с Приложением 3 к Положению Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, имеют одинаковый код вида операции "4005". С учетом изложенного в случае осуществления операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) и списанию денежных средств со счета между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации полагаем возможным направление кредитной организацией в уполномоченный орган одного сообщения по операции, сторонами по которой в качестве плательщика и получателя выступают юридические лица - клиенты кредитной организации, период деятельности каждого из которых не превышает трех месяцев со дня регистрации. При этом рекомендуется в поле DESCR отчета в виде электронного сообщения указывать информацию о периоде деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя). |
Информационное письмо Банка России от 31.07.2007 № 12 |
8. | Какие меры должна принять кредитная организация в целях исполнения требования пункта 1.10 Приложения 2 к Положению N 262-П об установлении сведений о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности? | Согласно пункта 1.10 Приложения 2 к Положению N 262-П в целях идентификации клиента - юридического лица кредитная организация обязана получить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Учитывая, что конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных юридическим лицом сведений о его присутствии или отсутствии по своему местонахождению законодательством Российской Федерации не предусмотрены, подтверждение указанных сведений возможно путем: - получения от юридического лица письменного подтверждения о том, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица; - выезда по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра; - иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными. |
Информационное письмо Банка России от 31.07.2007 № 12 |
7. | Может ли кредитная организация осуществлять операции выдачи наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт при предъявлении клиентом - физическим лицом удостоверения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации? | В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 7.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании (клиента). Порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей установлен Положением Банка России от 19 августа 2004 г. N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Учитывая, что при заключении соответствующего договора и выдаче платежной карты была проведена идентификация клиента в соответствии с требованиями Федерального закона и Положения N 262-П, операции выдачи наличной иностранной валюты и валюты Российской Федерации со счетов с использованием платежных карт могут осуществляться кредитной организацией при предъявлении клиентом - физическим лицом удостоверения депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. |
Информационное письмо Банка России от 31.07.2007 № 12 |
6. | Каким образом следует заполнять поля VO, DOP_V и TERROR сообщения, направляемого в уполномоченный орган по приостановленной на основании пункта 10 статьи 7 Федерального закона операции в случае, если она подлежит обязательному контролю в соответствии как с пунктом 2, так и с пунктом 1 или 1.1 статьи 6 Федерального закона? | В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Согласно пункта 10 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают операции, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов об их осуществлении должны быть выполнены, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию о них в уполномоченный орган в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона порядке сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок заполнения полей сообщений, направляемых кредитными организациями в уполномоченный орган, установлен Приложениями 3 и 4 к Положению Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". При формировании сообщения по приостановленной на основании пункта 10 статьи 7 Федерального закона операции в случае, если она относится к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с пунктом 1 или 1.1 статьи 6 Федерального закона, в поле VO указывается "7001", в поле TERROR - "1", а в поле DOP_V - соответствующий код вида операции, подлежащей обязательному контролю в соответствии с пунктом 1 или 1.1 статьи 6 Федерального закона. |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
5. | В каких случаях кредитная организация обязана направить в уполномоченный орган сообщение об операции по получению или предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга), подлежащей обязательному контролю в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона? | В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона получение или предоставление имущества по договору финансовой аренды (лизинга) подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее. При этом кредитная организация может как быть стороной по договору финансовой аренды (лизинга), так и осуществлять обслуживание клиента, являющегося лизингодателем либо лизингополучателем, на основании заключенного с ним договора банковского счета. Кредитная организация обязана направлять в уполномоченный орган сообщение об операции по получению либо предоставлению имущества по договору финансовой аренды (лизинга) в случае, когда она выступает в качестве стороны по договору финансовой аренды (лизинга), а также в случае, если из представленных клиентом документов ей стало известно о получении или предоставлении им имущества по договору финансовой аренды (лизинга). |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
4. | Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона сделки купли-продажи закладной (пула закладных)? | Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" закладная является именной ценной бумагой, удостоверяющей следующие права ее законного владельца: - право на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства; - право залога на имущество, обремененное ипотекой. Сделка купли-продажи закладной (пула закладных) не является сделкой с недвижимым имуществом и не подлежит обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона. |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
3. | Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона сделки по передаче в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве? | В соответствии с пунктом 1.1 статьи 6 Федерального закона сделка с недвижимым имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 3000000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 3000000 рублей, или превышает ее. Передача в залог права (требования) по договору участия в долевом строительстве не является сделкой с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом. |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
2. | Подлежат ли обязательному контролю в соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операции по приобретению физическим лицом за наличный расчет дорожных чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, на сумму, равную или превышающую 600000 рублей, либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающую ее? | В соответствии с абзацем 4 подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по приобретению физическим лицом ценных бумаг за наличный расчет на сумму, равную или превышающую 600000 рублей либо равную сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышающей ее, подлежит обязательному контролю. Поскольку действующее законодательство Российской Федерации не относит дорожный чек к ценным бумагам, операция по приобретению физическим лицом дорожных чеков за наличный расчет не относится к операциям, подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом. |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
1. | Какой день следует считать днем начала периода времени, указанного в подпункте 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"? | Согласно подпункте 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей, или превышает ее. Таким образом, первым днем трехмесячного срока, установленного подпунктом 3 пункта 1 статьи 6 Федерального закона, является день внесения регистрирующим органом соответствующей записи о государственной регистрации юридического лица в соответствующий государственный реестр. |
Информационное письмоБанка России от 26.03. 2007 № 11 |
------------------------------
* Ситуация, связанная со списанием денежных средств со вклада юридического лица в пользу другого юридического лица, не рассматривается, принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 3 статьи 834 Гражданского кодекса Российской Федерации юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510