ОТМЕНЕНО Письмом ЦБ РФ от 06.04.2005 № 56-Т.
Указание оперативного характера ЦБР от 9 июля 2003 г. N 103-Т "О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". С момента издания настоящего Указания оперативного характера отменяется Указание оперативного характера от 06.03.02 N 27-Т "О проведении инспекционных проверок кредитных организаций". Приложение: на 13 листах. В.Н.Мельников Приложение к Указанию оперативного характера ЦБ РФ "О методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 9 июля 2003 г. N 103-Т Методические рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 1. Общие положения Настоящие Методические рекомендации устанавливают рекомендации по проведению проверок соблюдения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I) (далее - Федеральный закон), нормативных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Проверки организуются и проводятся в порядке, предусмотренном нормативными и иными актами Банка России, регламентирующими проведение проверок кредитных организаций и их филиалов уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации, а также регламентирующими осуществление Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Целью проверки является контроль за выполнением кредитными организациями, расположенными на территории Российской Федерации, требований законодательства Российской Федерации, направленного на защиту прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Задачами указанных проверок являются: проверка организации внутреннего контроля в кредитной организации по соблюдению Федерального закона, нормативных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; проверка соответствия практической деятельности кредитной организации положениям Федерального закона, нормативных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Перед выходом на проверку рекомендуется получить в подразделении информатизации территориального учреждения имеющуюся в их распоряжении следующую статистическую информацию по направляемым кредитной организацией в уполномоченный орган сообщениям: их количество за период ("активность" кредитной организации); доля забракованных уполномоченным органом сообщений; основные ошибки, допускаемые кредитной организацией при формировании сообщений. В ходе проверки работы кредитной организации по фиксированию и направлению сведений уполномоченному органу такой предпроверочный анализ позволит выяснить, какие меры принимаются кредитной организацией по уменьшению числа ошибок, эффективность таких мер (по динамике количества ошибок). 2. Проверка соблюдения кредитной организацией требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма 2.1. Проверка организации внутреннего контроля по соблюдению Федерального закона и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. При проведении указанной проверки проверяются: наличие в кредитной организации разработанных и утвержденных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.188) правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также программ осуществления указанного внутреннего контроля; наличие в кредитной организации специального должностного лица, ответственного за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, и соответствующего приказа (распоряжения) о назначении специального должностного лица; внутренние документы кредитной организации о создании, задачах, функциях и организации работы структурного подразделения по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (при его наличии); внутренние документы кредитной организации, устанавливающие порядок идентификации и изучения лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, а также процедуру приостановления операций с денежными средствами и иным имуществом, в случаях, установленных Федеральным законом. Также проверяется своевременность направления кредитной организацией на согласование в территориальное учреждение Банка России правил внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения), а также изменений и дополнений в указанные правила. При проведении проверки в кредитной организации, имеющей филиалы, следует обратить внимание на следующее: определен ли внутренними документами кредитной организации порядок организации в филиалах внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; в случае предоставления филиалу права самостоятельного направления сведений уполномоченному органу, порядок проверки такого филиала аналогичен приведенному для кредитной организации. При этом целесообразно определить, как кредитной организацией осуществляется контроль за деятельностью филиала; если филиал направляет сведения уполномоченному органу через головную организацию, проверяется наличие во внутренних документах кредитной организации порядка передачи информации между филиалом и головной организацией, обеспечения ее конфиденциальности, а также процедуры исправления сведений в случае их непринятия уполномоченным органом. При этом целесообразно проанализировать такой порядок с точки зрения обеспечения соблюдения сроков направления сведений уполномоченному органу. По вопросам получения необходимых для проведения проверки документов, информации, справок, пояснений и т. д. проверяющие взаимодействуют с ответственным сотрудником кредитной организации или иным уполномоченным сотрудником кредитной организации. 2.2. Проверка работы кредитной организации по идентификации и изучению своих клиентов. Проверка деятельности кредитной организации по идентификации и изучению клиентов имеет исключительно важное значение для оценки соблюдения кредитной организацией требований Федерального закона, нормативных и иных актов, а также рекомендаций соответствующих международных организаций в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В результате работы по идентификации и изучению клиентов и их операций обеспечивается своевременное выявление лиц и операций, являющихся объектами контроля в соответствии с Федеральным законом. На данном этапе проверяющие изучают имеющиеся у кредитной организации правила и процедуры по идентификации и изучению своих клиентов. При этом проверяется: по всем ли клиентам, находящимся на обслуживании, а также обращающимся в кредитную организацию для открытия счетов (вкладов), совершения операций и сделок предусмотрено получение сведений, необходимых для их идентификации и оценки риска легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; предусмотрены ли перед принятием решения об установлении корреспондентских отношений предварительные запрос и изучение имеющейся у банка - потенциального партнера системы внутреннего контроля (включающей идентификацию и изучение своих клиентов) в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; разработаны ли кредитной организацией критерии оценки риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; установлена ли периодичность обновления сведений, полученных в результате идентификации и изучения клиента в зависимости от риска осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; предусмотрено ли повышенное внимание к операциям клиента, риск осуществления которым легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма оценивается кредитной организацией как высокий (например, операций, проводимых в соответствии с договором доверительного управления); предусмотрена ли дополнительная проверка информации о клиенте или операции клиента, в случае возникновения подозрений осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма; установлены ли требования по идентификации и изучению партнеров и контрагентов клиентов кредитной организации. Проверяющие запрашивают (выборочно, в зависимости от задания на проведение проверки, поручений руководителя рабочей группы) досье, первичные документы и сведения по счетам (вкладам), операциям и сделкам клиентов данной кредитной организации, в том числе банков - корреспондентов, и оценивают соответствие деятельности кредитной организации требованиям Федерального закона, нормативных и иных актов в области противодействия (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и внутренних документов кредитной организации по идентификации и изучению клиентов. При этом может быть задействован используемый кредитной организацией программный продукт "Операционный день" для формирования определенных выборок из архива операций кредитной организации и ее клиентов (например, путем установления фильтров по сумме операций, по упоминанию определенных буквенно-символьных сочетаний или их совокупности). При формировании мотивированного суждения о сложившейся в кредитной организации системе идентификации и изучения клиентов помимо указанных выше положений, проверяющим при изучении внутренних документов и процедур кредитной организации следует обратить внимание на вовлечение в указанную систему всех сотрудников кредитной организации, осуществляющих привлечение и обслуживание клиентов, заключение и оформление сделок и операций, контроль за движением денежных средств по счетам кредитной организации и ее клиентов. Проверяющие рассматривают порядок взаимодействия сотрудников кредитной организации с ответственным сотрудником и руководителем кредитной организации, при этом оценивают работу по направлению ответственному сотруднику сообщений о сделках, относящихся в соответствии с установленными в кредитной организации критериями и признаками к категории необычных и подозрительных. Также изучается использование кредитной организацией в целях противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма специальных автоматизированных программных систем (помимо используемых для шифрования и передачи информации в уполномоченный орган)), в том числе по идентификации и изучению клиентов. При необходимости проверяющие могут потребовать демонстрации работы указанных автоматизированных систем, а также запросить у ответственного сотрудника пояснения. 2.3. Проверка работы кредитной организации по фиксированию, направлению уполномоченному органу, а также хранению сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю. Проверка работы кредитной организации по указанным вопросам осуществляется по двум направлениям: 1) по операциям с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую она совершена, равна или превышает 600000 рублей, либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей; 2) по операциям с денежными средствами или иным имуществом независимо от суммы в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. 2.3.1. Проверка работы кредитной организации по фиксированию, направлению уполномоченному органу, а также хранению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, если сумма, на которую такая операция совершена, равна или превышает 600000 рублей, либо равна или превышает сумму в иностранной валюте, эквивалентной 600000 рублей. В зависимости от задания на проведение проверки и поручений руководителя рабочей группы проверяющими запрашиваются выборочно, по отдельным видам операций, подлежащим обязательному контролю, или по их совокупности бухгалтерские документы дня и кассовые документы дня за проверяемый период. На основании представленных документов осуществляется выборка проведенных операций с денежными средствами на сумму равную или превышающую 600000 рублей, либо равную или превышающую сумму в иностранной валюте, эквивалентную 600000 рублей. По сформированной выборке операций проверяющими при необходимости дополнительно запрашиваются первичные и обосновывающие документы, на основании которых были проведены указанные операции. Далее отобранные операции сверяются с перечнем операций, подлежащих обязательному контролю согласно п.1 статьи 6 Федерального закона. Таким образом, проверяющими определяется перечень операций кредитной организации за проверяемый период, по которым кредитная организация была обязана направить в уполномоченный орган соответствующую информацию. Для проверки порядка и своевременности направления, а также хранения кредитной организацией указанных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, у кредитной организации проверяющими запрашиваются: отчеты в виде электронного сообщения (ОЭС) по операциям за проверяемый период; извещения от ТУ Банка России в виде электронного сообщения (ИЭС), подтверждающие принятие ОЭС от кредитной организации; извещения от КФМ России в виде электронного сообщения (ИЭС), подтверждающие принятие ОЭС от кредитной организации; документы (копии документов), подтверждающие сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, а также документы (копии документов), необходимые для идентификации клиентов; иные сведения (информацию) об операциях (сделках) клиента, зафиксированные кредитной организацией. Предоставленные кредитной организацией документы и информация сопоставляются с перечнем операций кредитной организации за проверяемый период, по которым кредитная организация была обязана направить в уполномоченный орган соответствующую информацию. По результатам проверки устанавливается следующее: по всем ли выявленным операциям, подлежащим обязательному контролю, сформированы и отправлены ОЭС; по всем ли отправленным ОЭС получены ИЭС, подтверждающие их принятие; соответствуют ли сведения, указанные в ОЭС, данным первичных документов, содержащих сведения по операции (сделке) и документов, позволяющих идентифицировать клиента; соблюдается ли порядок формирования и заполнения ОЭС, установленный Положением Банка России от 20.12.2002 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 10.01.2003, N 2) (далее - Положение N 207-П); своевременно ли (не позднее 16 часов 00 минут по местному времени рабочего дня, следующего за днем совершения операций, подлежащих обязательному контролю) представляются указанные ОЭС в уполномоченный орган (через ТУ Банка России); соблюдаются ли требования по хранению документов и информации, в том числе ОЭС и ИЭС, подтверждающих принятие ОЭС, установленные Федеральным законом и Положением N 207-П. 2.3.2. Проверка работы кредитной организации по фиксированию, направлению уполномоченному органу, а также хранению сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. Порядок определения перечня таких организаций и физических лиц и доведения его до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законо дательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст.329). Полномочиями по составлению данного перечня, внесению в него изменений и дополнений и доведению его до организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, наделен КФМ России. По согласованию с Банком России такой перечень доводится до кредитных организаций через информационно-техническую сеть Банка России. На основании доведенного до кредитной организации перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, путем выборочной проверки определяется наличие на обслуживании в кредитной организации таких организаций и физических лиц, и устанавливается, какие действия были предприняты кредитной организацией в отношении операций указанных лиц. При этом проверка проводится: по Книге регистрации открытых счетов. При наличии в данной Книге зарегистрированных открытых счетов организациям и физическим лицам, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, запрашиваются выписки из их лицевых счетов за проверяемый период времени, по которым уточняется проводились ли по данным счетам операции. При установлении по данным лицевых счетов фактов совершения операций, запрашиваются первичные документы и проверяется (независимо от суммы) факт направления информации в уполномоченный орган, а также соблюдение требований о порядке ее представления, установленных Федеральным законом и Положением N 207-П. Порядок такой проверки аналогичен порядку, изложенному в п. 2.3.1. настоящих Методических рекомендаций; по кассовым документам дня кредитной организации. По данным документам проверяется наличие операций физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, проводимых без открытия счета с наличными денежными средствами. К таким операциям могут относиться как перевод денежных средств без открытия счета, так и получение переведенных денежных средств. Кроме того, на основании экземпляров банка Справки ф. N 0406007, информации из реестров совершенных операций, иных документов или автоматизированных систем (при их наличии) уточняется совершение указанными физическими лицами валютно-обменных операций. При отсутствии в экземплярах банка Справки ф. N 0406007 паспортных данных физических лиц, проверяется получение и наличие таких данных в результате идентификации и фиксирования информации о клиентах. При установлении по кассовым документам дня наличия таких фактов, проводится дальнейшая проверка в соответствии с рекомендациями, изложенными в предыдущем абзаце; по бухгалтерским документам дня. По платежным документам проверяется наличие фактов перечисления денежных средств независимо от суммы, в другие кредитные организации, получателями которых являются организации и физические лица, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности. При установлении наличия таких фактов, проводится дальнейшая проверка в соответствии с рекомендациями, изложенными в абзаце четвертом п. 2.3.2 настоящих Методических рекомендаций. 2.4. Проверка соблюдения кредитной организацией требований по приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом. Из общего количества выявленных операций, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица, определяются операции по расходу денежных средств, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица. В кредитной организации запрашиваются ОЭС с признаком в имени файла, определяющим передачу сведений об операциях, связанных с финансированием терроризма - ('5'). По структуре имени файла ОЭС определяется также дата передачи информации кредитной организацией в территориальное учреждение Банка России. В представленных ОЭС по записям DBF-файлов отбираются файлы, содержащие сведения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом (наименование поля: TERROR, тип поля: CHAR (1) '1'), в которых уточняются: - участники операции; - сумма операции в валюте ее осуществления; - дата приостановления операции. При этом следует иметь в виду, что сфера применения кредитной организацией нормы Федерального закона не ограничена ни по назначению операции, ни по ее размеру и характеру. Сведения о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом, содержащиеся в отобранных файлах ОЭС, сопоставляются с перечнем операций по расходу денежных средств, по которым одной из сторон являются организация или физическое лицо, в отношении которых имеются сведения об их участии в террористической деятельности и определяется, по всем ли операциям, подлежащим приостановлению в соответствии с требованиями Федерального закона, были направлены ОЭС об их приостановлении. По первичным расчетным документам (платежное поручение, денежный чек, заявление на выдачу или на перечисление денежных средств и др.) определяется дата поступления в банк расчетного документа. Проверяется выполнение требований Федерального закона в части соблюдения сроков направления информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом и фактического приостановления таких операций (на два рабочих дня с даты, когда распоряжения клиентов должны быть выполнены). Для этого в договоре банковского счета (банковского вклада) уточняется установленный срок выполнения распоряжения клиента. Сопоставляются: - дата поступления в банк расчетного документа; - срок исполнения распоряжения клиента в соответствии с договором банковского счета (банковского вклада); - время направления информации о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в уполномоченный орган (немедленно); - дата фактического исполнения распоряжения клиента (в случае неполучения постановления уполномоченного органа - на третий день с даты, когда распоряжение клиента должно быть выполнено в соответствии с договором банковского счета (банковского вклада), в случае получения постановления уполномоченного органа - на следующий день после истечения срока, указанного в постановлении). При этом дата фактического выполнения распоряжения клиента определяется по выпискам из его лицевого счета. При проверке соблюдения кредитной организацией сроков направления информации о приостановлении операций с денежными средствами в уполномоченный орган и фактического приостановления таких операций рекомендуется заполнение таблицы в соответствии с Приложением 2 к настоящим Методическим рекомендациям. 2.5. Анализ документов и процедур кредитной организации в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В соответствии со ст.7 Федерального закона кредитная организация разрабатывает правила внутреннего контроля с учетом рекомендаций Банка России, утвержденных Указанием оперативного характера Банка России от 28.11.01 N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями, внесенными Указанием оперативного характера Банка России от 16.01.03 N 6-Т) ("Вестник Банка России" от 05.12.2001, N 74) (далее по тексту - Рекомендации). Кредитная организация, с учетом особенностей ее деятельности и деятельности ее клиентов, может самостоятельно определять необходимый для использования при разработке своих документов объем положений Рекомендаций. В ходе проверки устанавливается, какие положения Рекомендаций были использованы (полностью или частично) кредитной организацией при разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а какие положения Рекомендаций не нашли отражения во внутренних документах и процедурах кредитной организации. При этом следует обратить внимание на наличие в указанных правилах внутреннего контроля иных положений, разработанных кредитной организацией с учетом особенностей ее деятельности или привлеченных из международного опыта и не содержащихся в Рекомендациях. Далее, для оценки эффективности созданной в кредитной организации системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, представленные кредитной организацией внутренние документы и процедуры анализируются проверяющими с точки зрения обеспечения выполнения требований Федерального закона. С учетом результатов проведенной проверки работы кредитной организации по идентификации клиентов, приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом, фиксированию, представлению, а также хранению кредитной организацией сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, проверяющими делается вывод о практической эффективности созданной кредитной организацией системы внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 3. Оформление результатов проверки По результатам проверки составляется Акт проверки, в котором, помимо информации о выявленных нарушениях, проверяющими отражается информация об использовании кредитной организацией Рекомендаций Банка России при разработке правил внутреннего контроля и программ его осуществления и оценка деятельности кредитной организации по обеспечению выполнения требований Федерального закона, нормативных и иных актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Акт проверки составляется и оформляется в порядке, установленном нормативными и иными актами Банка России. При проведении комплексной проверки или если проверка включала иные тематики, результаты проверки по соблюдению кредитной организацией требований Федерального закона оформляются в виде отдельного раздела Акта проверки. Приложение 1 к Методическим рекомендациям по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Список нормативных и иных актов, которыми руководствуется рабочая группа при проведении проверок кредитных организаций по вопросам соблюдения требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" 1. Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 33 (часть I), ст.3418). 2. Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст.492). 3. Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790). 4. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.04.02 N 245 "Об утверждении Положения о предоставлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежным и иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 16, ст.1572). 5. Постановление Правительства Российской Федерации от 08.01.03 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 2, ст.188). 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.03 N 27 "Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 4, ст.329). 7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 173 "О порядке определения и опубликования перечня государств (территорий), которые не участвуют в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. 8. Положение Банка России от 20.12.02 N 207-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 10.01.2003, N 2). 9. Указание оперативного характера Банка России от 28.11.01 N 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (с изменениями, внесенными Указанием оперативного характера Банка России от 16.01.03 N 6-Т) ("Вестник Банка России" от 05.12.2001, N 74). 10. Указание оперативного характера Банка России от 24.12.02 N 177-Т "Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 27.12.2002, N 73). 11. Указание оперативного характера Банка России от 20.01.03 N 7-Т "Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" ("Вестник Банка России" от 29.01.2003, N 6). 12. Указание оперативного характера Банка России от 24.01.03 N 12-Т "Об усилении контроля при установлении корреспондентских отношений с кредитными организациями-нерезидентами" ("Вестник Банка России" от 05.02.2003, N 7). 13. Указание оперативного характера Банка России от 08.04.03 N 53-Т "О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы" ("Вестник Банка России" от 16.04.2003, N 20). Приложение 2 к Методическим рекомендациям по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма Таблица для проверки соблюдения сроков приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с Федеральным законом и направления информации в уполномоченный орган +----------+---------+-------------+----------+----------+---------+--------+----------------+----------+----------------+----------------+----------+ |Наименова-| Банк и | Сумма | Дата | Дата, | Дата | Срок | Расчетная дата |Фактичес- | Информация о | Расчетная дата |Фактичес- | | ние | клиент | операции с |поступле- | когда |приоста- |приоста-| направления | кая дата |приостановлении | исполнения | кая дата | | клиента- |получате-| указанием |ния в банк|расчетный |новления |новления| информации в |направле- | операции на | распоряжения |исполнения| |плательщи-| ли | валюты ее |расчетного| документ |операции |операции| уполномоченный | ния | дополнительный | клиента |распоряже-| | ка | средств |проведения (в|документа | должен | |(рабочих| орган (УО) в |информации| срок в | | ния | | | | единицах | | быть | | дней) | соответствии с |банка в УО| соответствии с | | клиента | | | | валюты | | выполнен | | | Положением N | | постановлением | | | | | | операции) | | | | | 207-П | | УО | | | +----------+---------+-------------+----------+----------+---------+--------+----------------+----------+----------------+----------------+----------+ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | +----------+---------+-------------+----------+----------+---------+--------+----------------+----------+----------------+----------------+----------+ | | | | | | | | | | | | | +----------+---------+-------------+----------+----------+---------+--------+----------------+----------+----------------+----------------+----------+ | | | | | | | | | | | | | +----------+---------+-------------+----------+----------+---------+--------+----------------+----------+----------------+----------------+----------+ Пояснения к заполнению таблицы Графы 1, 2, 3 заполняются исходя из сведений в ОЭС. Графа 4 заполняется в соответствии с отметкой банка о приеме расчетного документа. Графа 5: К дате поступления расчетного документа в банк (графа 4) прибавляют срок исполнения операции в соответствии с договором банковского счета (ДБС), с учетом положений ст.849 ГК РФ, либо внутренними правилами проведения операции без открытия счета. Графа 6: Заполняется исходя из решения руководства банка. Данная дата должна соответствовать операционному дню, следующему за датой, указанной в графе 5. Графа 7: 2 рабочих дня с даты, следующих за датой, когда распоряжение клиента об исполнении операции должно быть выполнено (графа 5). Графа 8: В соответствии с пунктом 2.9 Положения N 207-П сведения о приостановлении операции направляются в уполномоченный орган в день приостановления такой операции. Данная дата должна соответствовать графе 6. Графы 9 заполняются исходя из сведений в ОЭС (ИЭС). Графа 10 заполняется на основании данных, содержащихся в постановлении уполномоченного органа. Графа 11: К дате, указанной в графе 5, прибавляется 2 рабочих дня (графа 7) + графа 10 (количество рабочих дней в случае приостановления операции на дополнительный срок). Графа 12 заполняется на основании выписки из лицевого счета.
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510