ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                           ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО
                          от 6 марта 2006 г. N 9

                      ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ
           ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ
            (ОТМЫВАНИЮ) ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ,
                 И ФИНАНСИРОВАНИЮ ТЕРРОРИЗМА" И ПРИНЯТЫХ
                     В СООТВЕТСТВИИ С НИМ НОРМАТИВНЫХ
                             АКТОВ БАНКА РОССИИ

     1.  Распространяется  ли  на  кредитные  организации  обязанность  по
выявлению   сделок  с  недвижимым  имуществом,  относящихся  к  операциям,
подлежащим  обязательному  контролю,  и  направлению сведений об указанных
сделках в уполномоченный орган?
     В  соответствии  с  пунктом  1.1  статьи  6  Федерального  закона  "О
противодействии  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным
путем,  и  финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) сделка с
недвижимым  имуществом  подлежит  обязательному  контролю,  если сумма, на
которую  она совершается, равна или превышает 3 000 000 рублей, либо равна
сумме  в иностранной валюте, эквивалентной 3 000 000 рублей, или превышает
ее.
     Согласно  пункту 4 статьи 6 Федерального закона сведения об операциях
с  денежными  средствами  или  иным  имуществом,  подлежащих обязательному
контролю,    представляются    непосредственно    в  уполномоченный  орган
организациями,  осуществляющими  операции  с денежными средствами или иным
имуществом.  Данную  норму  следует  рассматривать как общую, адресованную
всем организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным
имуществом, в том числе и кредитным организациям.
     Следовательно,    кредитная    организация    должна  представлять  в
уполномоченный  орган  сведения  о  любых  сделках с недвижимым имуществом
(купля-продажа, аренда, залог и т.д.), сумма которых равна или превышает 3
000 000  рублей,  если  кредитная организация  является стороной по сделке
либо  если из представленных в соответствии с законодательством Российской
Федерации клиентом документов ей стало известно о совершении такой сделки.
В  случае  если  кредитная  организация  при проведении расчетной операции
своего  клиента  по  сделке  с  недвижимым  имуществом не располагает всей
необходимой  информацией,  на  основании которой она может сделать вывод о
проведении  ее  клиентом  операции,  подлежащей  обязательному контролю, и
указанная        операция       при    реализации    правил    внутреннего
"противолегализационного"  контроля  не  отнесена  к операции, в отношении
которой  возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием)
доходов,  полученных  преступным  путем,  или  финансированием терроризма,
обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган
у кредитной организации не возникает.

     2.    Необходимо  ли  кредитной  организации  предпринимать  меры  по
установлению    и   идентификации  выгодоприобретателя  при  осуществлении
клиентом   платежей  по  договору  финансирования  под  уступку  денежного
требования?
     Исходя из пункта 1.2 Положения Банка России от 19.08.2004 N 262-П "Об
идентификации  кредитными  организациями клиентов и выгодоприобретателей в
целях    противодействия    легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных
преступным  путем,  и  финансированию  терроризма"  (далее  -  Положение N
262-П),  под  выгодоприобретателем  следует  понимать  лицо,  которое,  не
являясь   непосредственно  участником  операции,  получает  выгоду  от  ее
проведения.  При  этом,  совершая  в  интересах  другого  лица  банковские
операции  и  иные  сделки, клиент может действовать на основании различных
договоров,    в   частности,  агентского  договора,  договоров  поручения,
комиссии,  доверительного управления (то есть перечень гражданско-правовых
договоров,   указанных  в  пункте  1.2  Положения  N  262-П,  не  является
исчерпывающим).
     Таким  образом,  в  соответствии  с положениями Федерального закона и
Положения  N 262-П кредитные организации должны предпринять обоснованные и
доступные    в    сложившихся    обстоятельствах   меры  по  идентификации
выгодоприобретателей  вне  зависимости  от  гражданско-правовых  оснований
совершения операции с денежными средствами или иным имуществом.
     В   соответствии  со  статьей  824  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации по договору финансирования под уступку денежного требования одна
сторона  (финансовый агент) передает или обязуется передать другой стороне
(клиенту)    денежные    средства  в  счет  денежного  требования  клиента
(кредитора)  к  третьему  лицу  (должнику),  вытекающего из предоставления
клиентом  товаров, выполнения им работ или оказания услуг третьему лицу, а
клиент  уступает  или  обязуется  уступить финансовому агенту это денежное
требование.
     Учитывая,  что в рамках договора финансирования под уступку денежного
требования  клиент  уступает  финансовому  агенту  денежное  требование, а
должник   должен  произвести  платеж  финансовому  агенту  (исполнить  его
денежное  требование),  в  данном  случае  клиента как сторону по договору
финансирования  под  уступку  денежного  требования,  по нашему мнению, не
следует рассматривать в качестве выгодоприобретателя.

     3.  Какие  квалификационные требования предъявляются к ответственному
сотруднику  по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным  путем,  и  финансированию  терроризма (далее - ПОД/ФТ) филиала
кредитной организации?
     Федеральным  законом  и  принятыми  в соответствии с ним нормативными
актами  Банка  России,  в том числе Указанием Банка России от 09.08.2004 N
1486-У  "О  квалификационных  требованиях к специальным должностным лицам,
ответственным    за    соблюдение  правил  внутреннего  контроля  в  целях
противодействия  легализации  (отмыванию)  доходов,  полученных преступным
путем,   и  финансированию  терроризма  и  программ  его  осуществления  в
кредитных  организациях"  (далее  -  Указание  N  1486-У),  не установлены
непосредственно квалификационные требования к ответственному сотруднику по
ПОД/ФТ филиала кредитной организации.
     Однако  в случае, если внутренними документами кредитной организации,
регламентирующими  процедуру  формирования  и направления в уполномоченный
орган  сведений,  предусмотренных  Федеральным  законом, филиалу кредитной
организации    предоставлены    полномочия  по  передаче  отчетов  в  виде
электронного  сообщения  (ОЭС)  напрямую  в  уполномоченный  орган,  минуя
головной офис кредитной организации, полагаем, что ответственный сотрудник
по    ПОД/ФТ    филиала    кредитной  организации  должен  соответствовать
квалификационным  требованиям,  предъявляемым  к ответственному сотруднику
кредитной организации Указанием N 1486-У.

     4.  Соответствует  ли  квалификационным  требованиям к ответственному
сотруднику    по    ПОД/ФТ    кандидат,  имеющий  высшее  юридическое  или
экономическое  образование,  а  также  опыт  работы  в  сфере  ПОД/ФТ, при
отсутствии  у  него  опыта  руководства отделом (подразделением) кредитной
организации, связанным с осуществлением банковских операций?
     В  соответствии с пунктом 2 Указания N 1486-У ответственный сотрудник
должен  иметь  высшее  юридическое  или  экономическое  образование и опыт
руководства  отделом, иным подразделением кредитной организации, связанным
с  осуществлением  банковских  операций,  не  менее  одного  года,  а  при
отсутствии  указанного  образования  - опыт работы в сфере ПОД/ФТ не менее
двух  лет  или  опыт  руководства  подразделением  кредитной  организации,
связанным с осуществлением банковских операций, не менее двух лет.
     Из    указанной   выше  нормы  следует,  что  кандидат  на  должность
ответственного сотрудника по ПОД/ФТ, имеющий опыт работы в сфере ПОД/ФТ не
менее    двух    лет,    даже  при  отсутствии  высшего  юридического  или
экономического   образования  считается  соответствующим  квалификационным
требованиям, предъявляемым к ответственным сотрудникам по ПОД/ФТ.
     Таким образом, по нашему мнению, кандидат на должность ответственного
сотрудника по ПОД/ФТ кредитной организации, имеющий высшее юридическое или
экономическое образование, при отсутствии у него опыта руководства отделом
или  иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением
банковских  операций,  может быть признан соответствующим квалификационным
требованиям к ответственному сотруднику по ПОД/ФТ при наличии у него опыта
работы в сфере ПОД/ФТ не менее двух лет.

     5.    Обязана  ли  кредитная  организация  проводить  обучение  своих
сотрудников  по  вопросам  ПОД/ФТ  в  образовательных учреждениях, имеющих
лицензии на ведение образовательной деятельности?
     В  соответствии  с  пунктами  1.1  и  1.3  Указания  Банка  России от
09.08.2004  N  1485-У  "О  требованиях  к  подготовке  и обучению кадров в
кредитных организациях" (далее - Указание N 1485-У) кредитным организациям
предоставляется  право самостоятельно с учетом требований данного указания
и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а
также  особенностей  деятельности  своих клиентов и степени (уровня) риска
совершения  клиентами  операций  в целях ПОД/ФТ разрабатывать и утверждать
программу   подготовки  и  обучения  кадров  по  ПОД/ФТ  (включая  порядок
проведения обучения и его формы), а также план ее реализации.
     Учитывая,    что  каких-либо  требований  в  отношении  организаторов
обучающих мероприятий Указание N 1485-У не содержит, кредитная организация
вправе  самостоятельно  определить,  каким  образом  осуществлять обучение
своих  сотрудников:  путем  использования  "внутренних ресурсов" или путем
направления  своих  сотрудников  на обучение в образовательные учреждения,
имеющие    лицензии  на  ведение  образовательной  деятельности,  а  также
банковские    ассоциации    (союзы),  банковские  школы,  центры  и  курсы
переподготовки банковских кадров.
     Материал    подготовлен    Департаментом  финансового  мониторинга  и
валютного контроля

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510