ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ
Денежные средства в иностранной валюте
№ п/п | Вопрос |
Ответ |
Источник |
20. | Банк просит дать
разъяснения о возможности выдачи и приему
наличной иностранной валюты сотрудникам банка
из кассы банка, минуя зачисление необходимой
суммы аванса в иностранной валюте на банковские
счета сотрудников-физических лиц, как резидентов
так и нерезидентов, для возмещения их расходов
при направлении в служебную командировку за
пределы территории Российской Федерации (далее
— командировочные расходы). Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании» (далее — Закон) к числу разрешенных валютных операций между резидентами относятся операции по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой. Согласно части 3 статьи 9 Закона без ограничения осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых относятся операции по кассовому обслуживанию физических лиц. Выдача и прием наличных денежных средств из кассы банка физическому лицу является одним из видов кассовых операций, относящихся к кассовому обслуживанию. Причем согласно Положению Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» под выдачей и приемом наличных денежных средств из (в) кассы(у) банка понимается любая операция по передаче наличных денежных средств физическому лицу (от физического лица) по расходному (приходному) кассовому ордеру независимо от типа операции (выдача с банковского счета (счета по учету вкладов), зачисление на банковский счет (зачисление на счет по учету вклада), выдача заработной платы, выдача сумм под отчет, прием неизрасходованного аванса, выданного под отчет, и т.п.). При этом согласно Положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Правила) суммы средств, выдаваемых банком под отчет, банк обязан учитывать на счетах второго порядка № 60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам». В соответствии с пунктом 6.7 части II «Общая часть» Правил суммы, выдаваемые под отчет, учитываются по дебету такого счета в корреспонденции со счетом по учету кассы. Иная корреспонденция по дебету счета № 60308 (со счетами по учету расчетов) предусмотрена только в случае, когда подотчетное лицо в связи со служебной необходимостью находится вне пределов кредитной организации. При этом перечень счетов для корреспонденции по выдаче денежных средств является закрытым и банковский счет физического лица среди них не поименован. Согласно указанному пункту по кредиту счета № 60308 в корреспонденции со счетом кассы отражаются суммы сдаваемых денежных средств на основании отчетов по использованию подотчетных денежных средств. Банковский счет физического лица не указывается. Будут ли правомерными действия банка по соблюдению требований трудового законодательства об обязанности банка компенсировать сотруднику командировочные расходы путем выдачи под отчет из кассы банка наличных денежных средств в иностранной валюте без предварительного зачисления суммы аванса на текущий счет сотрудника? Если такие действия банка будут считаться неправомерными, то какими бухгалтерскими проводками должны сопровождаться операции по выдаче (погашению) сотруднику средств в иностранной валюте на командировочные расходы? |
Вопросы, связанные с
порядком выдачи работодателем своему сотруднику
наличной иностранной валюты для возмещения
расходов при направлении работника в служебную
командировку за пределы Российской Федерации,
нормативными актами Банка России не
регулируются. В то же время пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) разрешает проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой. Следовательно, в данном случае законодатель предоставляет право выдать работнику денежные средства в наличной иностранной валюте, например, через кассу, и эта операция не противоречит Закону. Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 4 Закона все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов. Согласно пункту 1.17 части I Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» операции по счетам в иностранной валюте производятся с соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, и учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов. Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что порядок бухгалтерского учета операций, связанных со служебными командировками за пределы Российской Федерации, аналогичен порядку, предусмотренному для учета командировочных расходов, осуществляемых в пределах Российской Федерации. |
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г. |
19. | Необходимо ли заполнять Реестр операций с наличной валютой и чеками (Приложение 4 к Инструкции № 113-И) при проведении операций с использованием платежных карт, предусмотренных пунктами 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции № 113-И, в случае если у кредитной организации отсутствует возможность достоверно установить, что счет клиента открыт в валюте Российской Федерации? | В соответствии с п.3.4 Инструкции № 113-И оформление операций по приему (выдаче) наличной иностранной валюты и валюты РФ с использованием платежных карт осуществляется в соответствии с нормативными актами Банка России, регулирующими указанные операции. В настоящее время операции, совершаемые с использованием платежных карт, регулируются Положением ЦБ РФ от 24.12.2004 № 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт". Пунктом 3.8 Положения № 266-П установлена специальная норма, в соответствии с которой Реестр операций с наличной валютой и чеками, а также документ, подтверждающий проведение операций с наличной валютой и чеками, предусмотренный Инструкцией № 113-И, не оформляются при выдаче (приеме) в пункте выдачи наличных кредитной организацией клиентам - физическим лицам (от клиентов - физических лиц) с использованием платежных карт наличных денежных средств в валюте РФ со счетов (на счета) в валюте РФ, открытых в данной кредитной организации. Вместе с тем в случае если кредитная организация не устанавливает в связи с невозможностью достоверно установить, что счет клиента кредитной организации, по которому совершается операция с использованием платежной карты, открыт в валюте РФ, в Реестр операций с наличной валютой и чеками включаются все операции, совершаемые в пункте выдачи наличных кредитной организации, предусмотренные пп.3.1.16 - 3.1.19 Инструкции № 113-И, в том числе операции с наличной валютой РФ, осуществляемые с использованием платежных карт, а также оформляется документ, подтверждающий проведение операции с наличной валютой и чеками. | Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34. |
18. | Может ли на стенде обменного пункта уполномоченного банка размещаться информация о том, что им проводятся (не проводятся) операции с монетами иностранных государств (группы государств)? | В соответствии с пп."а" п.2 части 1 ст.1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в понятие "иностранная валюта" входит также монета, находящаяся в обращении и являющаяся законным средством наличного платежа соответствующего иностранного государства, а также изымаемая либо изъятая из обращения, но подлежащая обмену. Пунктом 3.7 Инструкции № 113-И установлено, что уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка) самостоятельно решает вопрос о необходимости работы с монетой иностранных государств (группы государств) при осуществлении операций с наличной валютой и чеками. В соответствии с п.2.1 и пп.2.1.3 Инструкции № 113-И обменный пункт уполномоченного банка должен быть оборудован стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим информацию о перечне отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой РФ и чеками, осуществляемых данным обменным пунктом. С учетом изложенного уполномоченный банк вправе поместить на стенде своего обменного пункта вместе с перечнем банковских операций информацию о том, что данный обменный пункт проводит (или не проводит) операции с монетами иностранных государств (группы государств). | Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34. |
17. | Банк планирует открыть
филиал в регионе, значительно удаленном от
Москвы. При этом не предполагается выдавать
доверенность филиалу на заключение банкнотных
сделок и доставлять наличные денежные средства
из головного офиса в филиал. При возникновении
потребности филиала в наличной иностранной
валюте планируется осуществление следующих
действий: головной офис (Москва) заключает от
своего имени сделку по покупке-продаже наличной
иностранной валюты за безналичную валюту с
банком региона, в котором находится филиал.
Сотруднику филиала выдается доверенность на
получение денежных средств, которые приходуются
в кассу филиала. Возможно ли таким образом заключить банкнотную сделку и отразить сумму полученной наличной иностранной валюты на счете кассы филиала? |
Рассмотренный порядок осуществления сделки покупки-продажи наличной иностранной валюты за безналичную валюту для пополнения филиала наличной иностранной валютой, заключаемой головным офисом от имени кредитной организации с банком региона, в котором находится филиал, по нашему мнению, не противоречит законодательству. | Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 04, апрель 2005. |
16. | Какие требования к порядку применения контрольно-кассовой техники (ККТ) установлены действующим законодательством для кредитных организаций? | В соответствии с п.1 ст.2, ст.4 и п.3 ст.7 Федерального закона порядок совершения кассовых операций с применением ККТ кредитными организациями определяется Банком России, а в соответствии со ст.5 Федерального закона кредитные организации не регистрируют ККТ в налоговых органах РФ. Единственные требования, предъявляемые к кредитным организациям со стороны Федерального закона, изложены в п.3 ст.3: "Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о ККТ, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах" и в п.2 ст.4: "Порядок применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации". В то же время необходимо иметь в виду, если ККТ используется кредитной организацией как субъектом торгово-экономических отношений, напр., при наличных денежных расчетах в подведомственных столовых, кафе и т.п., к такой ККТ действие Федерального закона применимо в полном объеме как в части полномочий налоговых органов РФ по осуществлению контроля за исполнением налогоплательщиками требований Федерального закона, так и в части требований к самой ККТ. | "Бухгалтерия в
вопросах и ответах" № 1, 2005. |
15. | На каких условиях принимаются поврежденные денежные знаки иностранных государств? | Критерии обмена поврежденных денежных знаков в иностранной валюте устанавливаются соответствующими эмиссионными банками. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
14. | Подлежит ли перерегистрации обменный пункт, имеющий свидетельство о регистрации, выданное территориальным учреждением Банка России в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России? Какой документ в этом случае должен быть размещен на стенде обменного пункта в соответствии с пунктом 2.1.7 Инструкции № 113-И? | В соответствии с п.1.5 Инструкции № 113-И обменный пункт при открытии, фактическом изменении местонахождения (почтового адреса) вправе начать работу только после получения положительного заключения ТУ Банка России по месту открытия (новому местонахождению) обменного пункта. Действие норм Инструкции № 113-И в части получения уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) указанного положительного заключения соответствующего ТУ ЦБ РФ распространяется на обменные пункты, открываемые или изменяющие местонахождение (почтовый адрес) на основании решения органа управления уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка), которому это право предоставлено уставом уполномоченного банка (положением о филиале уполномоченного банка) после 18.06.2004. На основании изложенного перерегистрация обменных пунктов, действующих после 18.06.2004 на основании выданных ТУ ЦБ РФ свидетельств о регистрации в соответствии с порядком, ранее установленным Банком России, не требуется. В указанном случае на стенде обменного пункта, оборудованном в соответствии с п.2.1 Инструкции № 113-И, вместо копии положительного заключения должна быть размещена копия свидетельства о регистрации данного обменного пункта. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
13. | В каком порядке физическое лицо - резидент имеет право перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета иностранную валюту или валюту Российской Федерации? Необходимо ли при этом представление документов, связанных с проведением валютной операции? | На основании п.5 ч.3 ст.14 Федерального закона № 173-ФЗ, подпунктов 3.2.5 и 3.2.6 Инструкции № 113-И физическое лицо - резидент вправе осуществлять перевод из Российской Федерации иностранной валюты и валюты РФ без открытия банковского счета в пользу резидента или нерезидента (в т.ч. на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации) с учетом ограничения по сумме перевода, установленного Указанием ЦБ РФ от 30.03.2004 № 1412-У "Об установлении суммы перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов". Указанный перевод может быть осуществлен физическим лицом - резидентом на свой счет, счет другого резидента или нерезидента, открытый в банке за пределами Российской Федерации. На указанные валютные операции не распространяется действие главы 1 Инструкции № 117-И. При осуществлении вышеуказанных переводов требование представления физическими лицами - резидентами в уполномоченный банк документов, являющихся основанием для проведения валютной операции, а также документов о происхождении наличной иностранной валюты нормативными актами Банка России не установлено. Таким образом, уполномоченные банки могут осуществлять указанные переводы физических лиц - резидентов без представления последними подтверждающих документов и документов о происхождении наличной иностранной валюты. При этом уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п.3 ч.1 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
12. | В каких случаях осуществляются операции по оплате чеков, указанные в подпунктах 3.1.13 и 3.1.14 Инструкции № 113-И, а в каких - операции по покупке чеков, указанные в подпунктах 3.1.9 и 3.1.10 Инструкции № 113-И? | На основании ст.879 ГК РФ чек оплачивается за счет средств чекодателя. Под операцией по оплате чека валютой РФ или иностранной валютой, предусмотренной подпунктами 3.1.13 и 3.1.14 Инструкции № 113-И, следует понимать оплату уполномоченным банком чека за счет средств чекодателя с его счета, открытого в этом банке. Под операцией по покупке чеков за валюту РФ или иностранную валюту, предусмотренной подпунктами 3.1.9 и 3.1.10 Инструкции № 113-И, следует понимать уплату уполномоченным банком чекодержателю денежных средств за приобретаемые данным уполномоченным банком чеки. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
11. | Возможно ли заполнение графы 15 Реестра операций с наличной валютой и чеками (код страны гражданства физического лица) в целях формирования отчетности по форме 0409601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте" при осуществлении операции на сумму менее 600.000 рублей либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте? | В целях соблюдения уполномоченным банком порядка составления и представления в Банк России отчетности по форме 0409601 "Отчет о движении наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте", установленного в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", при осуществлении операций на сумму менее 600.000 руб. либо эквивалента этой суммы в иностранной валюте допускается указывать в графе 15 Реестра операций с наличной валютой и чеками сведения о статусе физического лица, совершающего операции с наличной валютой и чеками, путем проставления в ней признака "Резидент" или "Нерезидент". | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
10. | Существуют ли какие-либо специальные требования к организациям, выдающим документы о прохождении кассовыми работниками специальной подготовки по способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков, а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России? Может ли указанный документ быть выдан самим уполномоченным банком? | Требований к организациям, в которых кассовый работник может получить документ, свидетельствующий о прохождении им специальной подготовки по способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств (группы государств), а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России, нормативными актами Банка России не установлено. В связи с этим уполномоченный банк вправе самостоятельно проводить обучение кассовых работников способам определения признаков подлинности денежных знаков иностранных государств (группы государств) и чеков, а также платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России и выдавать им документ о прохождении такого обучения либо проводить обучение кассовых работников в специализированных организациях (учебных заведениях). | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
9. | Каким образом следует отражать в Реестре операций с наличной валютой и чеками операцию по выплате наличной валюты Российской Федерации в случае, когда уполномоченный банк, не работая с монетами иностранных государств, при выплате физическим лицам иностранной валюты дробную часть общей суммы, т.е. сумму менее минимального бумажного денежного знака иностранного государства, выплачивает в наличной валюте Российской Федерации в соответствии с условиями Договора банковского вклада? | Уполномоченный банк, не работая с монетами иностранных государств при осуществлении операций с наличной валютой и чеками, при выплате физическим лицам дробной части общей суммы иностранной валюты, т.е. суммы менее минимального бумажного денежного знака иностранного государства, вправе выплатить эту сумму в наличной валюте РФ в соответствии с условиями Договора банковского вклада. Выплата в валюте РФ дробной части от общей суммы в иностранной валюте будет являться отдельной операцией и иметь код вида операции, отличный от кода вида операции, проставляемого при выплате иностранной валюты. Таким образом, при заполнении Реестра операций с наличной валютой и чеками следует отражать операции по выплате дробной части отдельной строкой с указанием в графе 4 Реестра "курс (кросс-курс)" иностранной валюты. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
8. | В случае если операции с наличной валютой и чеками осуществляются в валюте одного и того же иностранного государства (группы государств), подлежит ли заполнению графа 4 Реестра операций с наличной валютой и чеками? | При совершении операций с наличной валютой и чеками, для которых использование курса / кросс-курса иностранной валюты не является необходимым условием их осуществления, т.е. если операции с наличной валютой и чеками осуществляются в валюте одного и того же иностранного государства (группы государств), графа 4 Реестра операций с наличной иностранной валютой и чеками не заполняется. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
7. | В случае если программный продукт для формирования Реестра операций с наличной валютой и чеками в электронном виде не разработан в полном объеме, возможно ли фиксирование информации о совершаемых операциях с наличной валютой и чеками в Реестре операций с наличной валютой и чеками, оформленном на бумажном носителе? | В соответствии с п.4.13 Инструкции № 113-И предусмотрено требование о ведении электронного Реестра операций с наличной валютой и чеками для отражения информации о совершаемых операциях с наличной валютой и чеками. При этом распечатка Реестра операций с наличной валютой и чеками, составленного в электронной форме, на бумажный носитель осуществляется в случаях, установленных п.4.15 Инструкции № 113-И. До подготовки программного комплекса для ведения в электронном виде Реестра операций с наличной валютой и чеками указанный Реестр должен заполняться кассовыми работниками самостоятельно путем внесения данных в файл, содержащий информацию по форме приложения 4 к Инструкции № 113-И. |
Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
6. | Если уполномоченный банк, филиал уполномоченного банка и их внутренние структурные подразделения не осуществляют отдельные операции с наличной валютой и чеками, указанные в пунктах 3.1 и 3.2 Инструкции ЦБ РФ от 28.04.2004 № 113-И, можно ли в этом случае не размещать на информационном стенде уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка, внутреннего структурного подразделения соответствующую информацию? | В соответствии с пунктами 2.1 и 3.5 Инструкции № 113-И уполномоченные банки (филиалы уполномоченных банков), внутренние структурные подразделения должны быть оборудованы стендом, находящимся в доступном для обозрения физическими лицами месте и содержащим перечень операций с наличной валютой и чеками, осуществляемых уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка), внутренним структурным подразделением. В связи с этим на информационном стенде размещается информация о порядке, правилах и условиях осуществления тех операций с наличной валютой и чеками, которые совершаются в головном офисе уполномоченного банка, его филиале и их внутренних структурных подразделениях. При этом на стенде внутреннего структурного подразделения может быть указана информация об иных валютных операциях, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 Инструкции № 113-И, совершаемых в головном офисе уполномоченного банка, его филиале и не совершаемых их внутренними структурными подразделениями. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29. |
5. | Каковы порядок и сроки регистрации контрольно-кассовых машин (ККМ), используемых кредитными организациями при совершении кассовых операций? Просим предоставить реестр контрольно-кассовой техники, разрешенной к применению в кредитных организациях. | Банком России разрабатываются нормативные акты "О порядке совершения кредитными организациями кассовых операций с применением ККТ", "О порядке направления Банком России в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра контрольно-кассовой техники, сведений о моделях ККТ, разрешенных Банком России к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах" и "О порядке применения кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов". До определения Банком России перечня видов применяемой кредитными организациями ККТ и используемых в ней программных продуктов кредитные организации используют ККМ, включенные в Государственный реестр ККМ, используемых на территории РФ. | Разъяснения МГТУ Банка России от 02.04.2004. |
4. | Каким образом указывается должность лица, ответственного за сохранность ценностей, в случае несовпадения с наименованием должности, указанной в книгах и заверителъных надписях к ним? | Указывается фактическая должность лица, назначенного ответственным за сохранность денежной наличности и ценностей в хранилище ценностей. | ГУ Банка России по Омской области от 20.02.2004 № 16-53/1205. |
3. | Коммерческий банк просит
дать разъяснения по следующим вопросам ведения
книги кассира - операциониста: 1) допускаются ли исправления в данной книге и как они оформляются? 2) должны ли и куда, если должны, подклеиваться ленты контрольно - кассовой машины (ККМ) за каждый день? 3) необходимо ли сотрудникам банка писать объяснительную записку, если произошел сбой контрольно - кассовой машины? |
Пунктом 11 "Положения по применению контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 № 745 установлена обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по применению контрольных лент, ведению книги (журнала) кассира - операциониста, заверенной в налоговом органе, и их хранению в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 № 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций" для учета операций по приходу и расходу наличных денег по каждой ККМ организаций утверждена форма № КМ-4 "Журнал кассира - операциониста". В соответствии с Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации, утвержденными указанным выше постановлением Госкомстата России, вносимые в журнал кассира - операциониста исправления должны оговариваться и заверяться подписями кассира - операциониста, руководителя и главного (старшего) бухгалтера организации. Также при оформлении исправлений в указанной форме следует руководствоваться п.5 ст.9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". Таким образом, банк вправе вносить исправления в журнал кассира - операциониста при условии их оформления в порядке, установленном указанными выше нормативно-правовыми актами. В соответствии с п.3.8.1 "Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением", утв. письмом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила эксплуатации ККМ), директор предприятия либо его заместитель, дежурный администратор при подготовке ККМ к работе обязан оформить начало контрольной ленты, указав на ней тип и заводской номер ККМ, дату и время начала работы, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров) и заверить данные на контрольной ленте подписью. Согласно разделу VI Типовых правил эксплуатации ККМ по окончании работы на ККМ представитель администрации в присутствии кассира получает распечатку или вынимает из ККМ использованную в течение дня контрольную ленту и, указав необходимые реквизиты, подписывает ее. Итоговые показатели контрольной ленты вносятся в журнал кассира - операциониста (форма № КМ-4) и справку - отчет кассира - операциониста (форма № КМ-6). Использованные контрольные ленты хранятся в упакованном или опечатанном виде не менее 5 лет. Действующими нормативно-правовыми актами не определено место хранения лент ККМ. Также порядок ведения журнала кассира - операциониста разъяснен письмом ЦБ РФ и ГНС РФ от 18.08.1993 № 51, № ВЗ-6-13/272. Действия кассира и администрации предприятия при возникновении неисправности ККМ указаны в п. 4.5 Типовых правил эксплуатации ККМ. | Разъяснения подготовлены на основании официального письма УМНС России по г. Москве (исх. от 22.01.2003 № 29-12/04193), подписанного зам. руководителя УМНС РФ по г. Москве советником налоговой службы I ранга Л.Я.Сосихиной. |
2. | Правомерно ли банки не выдают организациям денежные средства на заработную плату, если оплата единого социального налога (ЕСН) была произведена с расчетного счета в другом банке, а платежное поручение с отметкой не было предъявлено в банк, где выдаются средства на заработную плату? Какими нормативными документами следует при этом руководствоваться? | Департамент рассмотрел письмо по вопросу применения положений гл.24 "Единый социальный налог" части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) и сообщает следующее. В новой редакции упомянутой главы Кодекса (с учетом Федерального закона от 31.12.2001 № 198-ФЗ) отсутствует положение о том, что банк не вправе выдавать своему клиенту - налогоплательщику средства на оплату труда без предъявления им платежного поручения на перечисление налога. Ранее такое положение являлось дисциплинирующей мерой для налогоплательщика. Таким образом, с 01.01.2002 банки при выдаче денежных средств на заработную плату не должны требовать от своего клиента платежное поручение на перечисление ЕСН, т.к. банк не является налоговым органом и не вправе контролировать уплату налога. | Письмо Минфина РФ от 24.06.2002
№ 04-04-04/56. Руководитель Департамента налоговой политики А.И.Иванеев |
1. | Можно ли заключить банкнотную сделку (для подкрепления валютной кассы кредитной организации) с банком, с которым не установлены корреспондентские отношения? | Кредитная организация имеет право осуществить операцию по подкреплению валютной кассы с другой кредитной организаций при отсутствии корреспондентских отношений непосредственно с ней в случае, если иные корреспондентские отношения кредитной организации позволяют осуществить перечисление безналичной валюты контрагенту в счет исполнения этой операции. | Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 1, январь 2000. |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510