ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Осуществление безналичных расчетов физическими лицами

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

10. В соответствии с частью 2 статьи 70 Федерального закона от 02.10.07 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон № 229-ФЗ) перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Не исполнить исполнительный документ полностью банк или иная кредитная организация может только в случае отсутствия на счетах должника денежных средств либо в случае, когда на денежные средства, находящиеся на указанных счетах, наложен арест или когда в порядке, установленном законом, приостановлены операции с денежными средствами (часть 8 статьи 70 Закона № 229-ФЗ).

Если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме (часть 9 статьи 70 Закона № 229-ФЗ).

Указанные нормы статьи 70 Закона № 229-ФЗ вступают в коллизию с требованиями Положения Банка России от 01.04.03 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее – Положение № 222-П).

Так, в соответствии с пунктом 1.1.3 Положения № 222-П списание денежных средств с текущего счета физического лица осуществляется банком по распоряжению владельца счета либо без его распоряжения в случаях, предусмотренных законодательством, на основании расчетных документов в пределах имеющихся на счете денежных средств. Картотека неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица не ведется.

В случае отсутствия денежных средств на текущем счете физического лица на момент списания средств, а также права на получение кредита, включая овердрафт, предусмотренного договором между банком и физическим лицом, расчетные документы исполнению не подлежат и возвращаются плательщикам или взыскателям в порядке, установленном Положением Банка России от 03.10.02 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

В соответствии с пунктом 1.2 Положения Банка России от 10.04.06 № 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателям» (далее – Положение № 285-П) взыскатель вправе обратиться в банк должника, представив ему исполнительный документ и заявление с указанием реквизитов банковского счета взыскателя. На основании представленных документов банк должника составляет инкассовое поручение (пункт 2.2 Положения № 285-П).

Необходимо отметить, что Положение № 285-П, являющееся специальным нормативным актом, также не отражает всех особенностей механизма взыскания денежных средств со счета должника на основании исполнительных документов, установленного Законом № 229-ФЗ.

Обращаем внимание на то, что после вступления в силу Закона № 229-ФЗ Указанием Банка России от 22.01.08 № 1965-У были внесены изменения в Положение № 222-П, которые не устранили рассматриваемое противоречие Закону № 229-ФЗ.

Таким образом, складывается ситуация, что предусмотренный указанными нормативными актами Банка России правовой механизм функционирования текущего счета физического лица не позволяет применять нормы статьи 70 Закона № 229-ФЗ.

Во-первых, отсутствие картотеки № 2 к текущему счету физического лица не позволяет реализовать правило о поэтапном исполнении исполнительного документа в случае недостаточности средств на счете должника.

Во-вторых, правило Положения № 222-П об обязанности банка должника вернуть взыскателям представленные ими документы в случае отсутствия денежных средств на счете должника на момент списания денежных средств также противоречит правилу статьи 70 Закона № 229-ФЗ о поэтапном исполнении исполнительных документов при недостаточности денежных средств на счете должника.

В-третьих, правило об обязанности банка производить списание средств со счета физического лица только на основании расчетных документов, установленное Положением № 222-П, противоречит статье 70 Закона № 229-ФЗ, которая предусматривает, что списание средств со счета должника на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя должно осуществляться банком без представления расчетных документов взыскателем или судебным приставом-исполнителем.

Кроме того, на первый взгляд, Положение № 285-П не предполагает составления взыскателем инкассового поручения и поэтому не противоречит статье 70 Закона № 229-ФЗ, поскольку необходимый расчетный документ составляется банком должника. Однако очевидно, что банк должника не может давать самому себе поручение об инкассировании исполнительного документа. Из этого следует, что банк должника составляет инкассовое поручение на основании поручения взыскателя, содержащегося в составленном им заявлении. В этой связи полагаем, что установленный Банком России механизм составления инкассового поручения по заявлению взыскателя также вступает в коллизию с правилом статьи 70 Закона № 229-ФЗ.

Учитывая изложенное, Ассоциация российских банков просит Вас рассмотреть вопрос о внесении соответствующих изменений в Положение № 222-П и Положение № 285-П в целях устранения вышеуказанных противоречий Закону № 229-ФЗ.
Банк России рассмотрел обращение Ассоциации российских банков от 19.09.2008 № А-02/5-549 и сообщает следующее.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» устанавливает возможность для взыскателя и судебного пристава-исполнителя предъявить исполнительный документ о взыскании денежных средств непосредственно в банк должника (статья 8 и 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

Положение Банка России от 03.10.2002 № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» и Положение Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» определяют порядок осуществления расчетов инкассовыми поручениями, направляемыми банками-эмитентами в исполняющие банки. Данные нормативные акты Банка России не регулируют порядок осуществления безналичных расчетов при поступлении исполнительного документа в банк должника непосредственно от взыскателя или судебного пристава-исполнителя и тем самым не могут вступать в противоречие с нормами статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», и не требуют вследствие этого изменения.

Обращаем внимание, что в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» отсутствует обязанность для Банка России установить специальные нормы, предусматривающие порядок безналичных расчетов при осуществлении исполнительного производства.

Вместе с тем полагаем, что отсутствие специального правового регулирования со стороны Банка России не препятствует исполнению норм Федерального закона «Об исполнительном производстве», действующих непосредственно.

Так, в соответствии с частью 2 статьей 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве» перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа и (или) постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов.

Кроме того, если имеющихся на счетах должника денежных средств недостаточно для исполнения содержащихся в исполнительном документе требований, то банк или иная кредитная организация перечисляет имеющиеся средства и продолжает дальнейшее исполнение по мере поступления денежных средств на счет или счета должника до исполнения содержащихся в исполнительном документе требований в полном объеме (часть 9 статьи 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

В целях исполнения кредитной организацией требований, установленных статьей 70 Федерального закона «Об исполнительном производстве», при поступлении в банк должника - физического лица исполнительного документа инкассовое поручение должно быть оформлено банком к тому счету должника - физического лица, на котором имеются денежные средства, достаточные для полного исполнения требования о взыскании денежных средств, содержащегося в исполнительном документе (далее - требование).

В случае недостаточности денежных средств для исполнения требования в полном объеме банком оформляются инкассовые поручения к счетам должника на сумму денежных средств, имеющихся на каждом из счетов. При этом общая сумма денежных средств, указанных в инкассовых поручениях, не может превышать сумму требования.

Данный подход исключает необходимость ведения картотеки неоплаченных расчетных документов к текущему счету физического лица.

Неисполненные или частично исполненные исполнительные документы учитываются внесистемно.

Порядок внесистемного учета неисполненных или частично исполненных исполнительных документов определяется кредитной организацией самостоятельно.

Доводы о невозможности банка должника самостоятельно составить инкассовое поручение на основании исполнительного документа и предъявить его к счету должника не могут быть приняты во внимание, поскольку данный вопрос ранее был предметом исследования Верховного Суда Российской Федерации.

Так, в соответствии с Определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20.10.2005 № КАС05-471 статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» не предусматривает обязанность взыскателя представлять инкассовые поручения либо уполномочивать кого-либо на их составление от его имени, что неизбежно влечет за собой необходимость сообщить уполномоченному лицу все сведения, требуемые для выполнения данного поручения, включая номер счета должника.

Банк или иная кредитная организация, имеющие своим клиентом должника, в силу статей 5 и 6 названного Федерального закона 21.07.1997 № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» обязаны выполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, неисполнение таких требований при наличии денежных средств на счетах должника является основанием для наложения на указанные банк или иную кредитную организацию штрафа (пункт 3 статьи 6, статья 86 Федерального закона 21.07.1997 №119-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Следовательно, обязанность оформить действия, обеспечивающие исполнение, в том числе составить инкассовое поручение или другой расчетный документ, возложена непосредственно на банк.

Данная правовая позиция подлежит применению и в отношении статей 8 и 70 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Одновременно сообщаем, что в настоящее время в Банке России проводится работа по совершенствованию правил безналичных расчетов, в том числе с учетом принятия Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Письмо АРБ Председателю Центрального банка Российской Федерации Игнатьеву С.М. "О коллизии норм Федерального закона № 229-ФЗ и Положений Банка России № 222-П и № 285-П"
Исх. № А-02/5-549
от 19.09.2008

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О коллизии норм Федерального закона № 229-ФЗ и Положений Банка России № 222-П и № 285-П" от 13.11.2008 № 08-31-1/6305
9. Возможно ли совершение физическими лицами-гражданами Российской Федерации операций по внесению и снятию наличных денежных средств с текущих банковских счетов, счетов по вкладам при предъявлении ими в качестве документа, удостоверяющего личность, не паспорта гражданина Российской Федерации, а общегражданского заграничного паспорта, если на момент заключения договора банковского счета (вклада) клиент был полностью идентифицирован в соответствии с требованиями действующего законодательства? В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» паспорт гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащий указание на гражданство лица, являются документами, удостоверяющими гражданство Российской Федерации. Согласно данной норме виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации, определяются федеральным законом. Однако в настоящее время исчерпывающий перечень такого рода документов федеральными законами не установлен.
Пунктом 2.2 Положения Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российсской Федерации» (далее - Положение № 318-П) предусмотрена обязанность кредитной организации при осуществлении кассовых операций осуществлять идентификацию клиентов в соответствии с требованиями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон № 115-ФЗ) и Положения Банка России от 19.08.2004 № 262-П «Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодествия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Положение № 262-П).
Кроме того, пункт 5.4 Положения № 318-П и пункт 1.8.12 части III Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения: бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» предусматривают предъявление клиентом паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, при выдаче ему денежных средств.
Согласно пункту 1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ и пункту 1.1 Положения № 262-П организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на обслуживании в этой организации, и установить в отношении физического лица фамилию, имя, а также отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая), гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, адрес места жительства (регистрации) или места пребывания, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии). Порядок идентификации клиентов, установления и идентификации выгодоприобретателей установлен Положением № 262-П.Согласно пункту 4.1 приложения 1 к Положению № 262-П к документам, удостоверяющим личность физического лица-гражданина Российской Федерации, относится в том числе общегражданский заграничный паспорт.
В связи с этим полагаем, что если при заключении соответствующего договора банковского счета кредитной организацией была проведена идентификация клиентов-физических лиц в соответствии с требованиями Закона № 115-ФЗ и Положения № 262-П, операции по приему и выдаче наличных денежных средств со счетов клиентов могут осуществляться кредитной организацией при предъявлении клиентом-физическим лицом общегражданского заграничного паспорта.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 10 (124) октябрь 2008 г.
8. Физическое лицо (представитель юридического лица) предоставило в банк документы для открытия расчетного счета юридического лица. При этом банк оказал ему услугу по оформлению и заверению ряда документов. В дальнейшем сложилась ситуация, что расчетный счет юридическому лицу открыт не был или счет был открыт, но деньги на данном расчетном счете отсутствуют. Банк не может получить комиссию за указанные предоставленные услуги.
Имеет ли банк право получить комиссию с физического лица, предъявившего документы для открытия расчетного счета, приходным кассовым ордером на балансовый счет по учету доходов?
Согласно статье 182 ГК РФ сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого.
Если физическое лицо выступало как представитель юридического лица и действовало по выданной последним доверенности, то все требования, в том числе требования по оплате услуг кредитной организации по оформлению и заверению ряда документов, должны предъявляться к юридическому лицу.
Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 183 ГК РФ при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
Следовательно, в ситуации, когда физическое лицо не имело полномочий действовать от имени юридического лица при подаче документов в кредитную организацию для открытия счета и данное юридическое лицо впоследствии не одобрило совершение физическим лицом указанных действий, а также не одобрило оказание кредитной организацией платных услуг по оформлению и заверению документов для открытия счета, сделка считается заключенной от имени и в интересах физического лица. В данном случае полагаем возможным предъявление требований по уплате комиссии за оказанные банком услуги непосредственно к физическому лицу.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 10 (124) октябрь 2008 г.
7. Ассоциация российских банков просит Вас высказать свою позицию по следующему вопросу, связанному с фиксацией информации о плательщике/получателе – физическом лице при заполнении платежных поручений во исполнение требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115-ФЗ). Согласно пункту 3.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, за исключением связанных с указанными в пункте 1.1 статьи 7 Закона № 115-ФЗ операциями, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом.

Пункт 1.1.14 Положения Центрального Банка РФ от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее – Положение № 222-П) устанавливает, что при перечислении денежных средств физическим лицом со своего текущего счета на банковский счет юридического лица либо на текущий счет физического лица, а также на иные счета (счет по учету вклада, счет для расчетов с использованием банковских карт), включая счета самого плательщика, а также юридическим лицом со своего банковского счета на текущий счет физического лица (счет по учету вклада, счет для расчетов с использованием банковских карт) в расчетном документе в поле «Плательщик», если физическое лицо является плательщиком, или в поле «Получатель», если физическое лицо является получателем, указываются полностью фамилия, имя, отчество (если иное не вытекает из закона или национального обычая) физического лица, со счета (на счет) которого перечисляются денежные средства.

В связи с этим просим разъяснить, в каком поле платежных поручений следует отражать информацию, необходимую в соответствии с пунктом 1.1.14 Положения № 222-П при осуществлении перевода средств на основании заявления физического лица при перечислении (зачислении) средств со сводных счетов 42301; 42601; 40817 и др.
Департамент регулирования расчетов рассмотрел Ваше письмо, касающееся порядка указания информации о плательщике - физическом лице, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (в редакции Федерального закона от 28.11.2007 № 275-ФЗ (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ), и сообщает.

Согласно пункту 3.1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия банковского счета, осуществляемые на территории Российской Федерации и из Российской Федерации, за исключением связанных с указанными в пункте 1.1 настоящей статьи операциями, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом.

Указанные нормы закона реализованы Банком России в Указании Банка России от 22.01.2008 № 1965-У «О внесении изменений в Положение Банка России от 1 апреля 2003 года № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации» (далее - Положение № 222-П), определяющем порядок указания информации, установленной законодательством, в соответствующих полях расчетного документа.


Что касается номера лицевого счета плательщика - физического лица, то указанный реквизит является обязательным и подлежит указанию в поле «Сч.№» плателыцика/«Сч.№» получателя при перечислении денежных средств со счета клиента, присвоенного при его открытии, независимо от способа ведения аналитического учета.

Консолидированный счет по учету вкладов физических лиц в отдельной программе может быть указан кредитной организацией в случае перечисления денежных средств платежным поручением на общую сумму с доведением до банка-получателя информации о плательщиках, предусмотренной статьей 7 Федерального закона № 115-ФЗ, согласованным с ним способом, в том числе с использованием программно-технических средств.
Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Игнатьеву С.М. "О фиксации банками информации о плательщике/получателе - физическом лице при оформлении расчетных документов" от 23.07.2008 № А-02/5-433

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О фиксации банками информации о плательщике/получателе - физическом лице при оформлении расчетных документов"
от 20.08.2008 № 14-27/348
6. Какие действия должен предпринять банк получателя денежных средств, если банк отправителя денежных средств оформил расчетный документ с нарушением порядка, установленного п. 1.1.14 Положения Банка России от 01.04.2003 № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», в части информации о плательщике-физическом лице; в части информации о получателе-физическом лице; в части информации о плательщике и получателе, если они оба являются физическими лицами? В соответствии с пунктом 2 статьи 864 ГК РФ банк имеет возможность уточнить содержание платежного поручения в случаях, когда оно не отвечает требованиям, предъявляемым к его содержанию и форме, путем направления плательщику запроса незамедлительно по получении от него платежного поручения. В случае неполучения банком ответа на свой запрос в течение установленного (или разумного) срока банк имеет право оставить платежное поручение без исполнения и возвратить его плательщику; иное может быть предусмотрено законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами или договором между банком и плательщиком.
Из пункта 2 статьи 865 ГК РФ, предусматривающего право банка плательщика привлекать другие банки для выполнения операций по перечислению денежных средств на счет, указанный в поручении клиента, следуют и обязанности привлеченных банков по исполнению (в соответствующей части) обязательства банка плательщика по перечислению денежных средств на основе поручения его клиента. Таким образом, отношения, складывающиеся между банком плательщика и банками, привлеченными к осуществлению банковского перевода, представляют собой возложение должником исполнения своего обязательства на третьих лиц, что предусмотрено п. 1 ст. 313 ГК РФ.
Согласно статье 865 ГК РФ банк плательщика обязан перечислить соответствующую сумму банку получателя, у которого с момента зачисления средств на его корреспондентский счет и получения документов, являющихся основанием для зачисления средств на счет получателя, возникает обязательство, основанное на договоре банковского счета с получателем средств, по зачислению суммы на счет последнего (п. 1 ст. 845 ГК РФ). Поэтому обязательство банка плательщика перед клиентом по платежному поручению считается исполненным в момент надлежащего зачисления соответствующей денежной суммы на счет банка получателя, если договором банковского счета между клиентом и банком плательщика не предусмотрено иное.
Зачисление средств на счет получателя платежа должно осуществляться его банком с учетом всей информации, содержащейся в полученном им расчетном документе, если иное не установлено договором банковского счета. Зачисление по¬ступившей суммы на банковский счет (счет вклада) физического лица может быть произведено после проверки ответственным исполнителем реквизитов получателя: номера лицевого счета, Ф.И.О. получателя. При этом получатель должен быть однозначно идентифицирован банком.
Так как невозможно полностью исключить искажения и неточности при указании реквизитов получателя, целесообразно предусмотреть во внутрибанковском документе, при каких условиях поступившая сумма зачисляется на счет физического лица, а при каких - на счет невыясненных сумм.
По нашему мнению, банк получателя денежных средств обязан зачислить сумму на счет получателя денежных средств, если в реквизитах расчетного документа однозначно можно установить информацию о получателе денежных средств. Если информацию о получателе денежных средств однозначно установить не удается, следует перенести такую сумму на счета до выяснения.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 5 (119) май 2008 г.
5. Является ли правомерным отказ кредитной организации физическому лицу осуществить перевод денежных средств без открытия банковского счета в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности? В соответствии с п.9 ч.1 ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов) является банковской операцией. Согласно ст.57 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций. В соответствии с п.1.2.1 Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ" без открытия банковского счета осуществляются операции по переводу принятых от физических лиц денежных средств, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, в пользу юридических и физических лиц. Таким образом, отказ кредитной организации физическому лицу осуществить перевод денежных средств без открытия банковского счета в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности является правомерным. Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 10, октябрь 2004.
4. Каковы действия кредитной организации при установлении расхождений в реестре отдельных реквизитов физических лиц - получателей средств с базой данных кредитной организации, если расчетный счет юридического лица - плательщика и лицевые счета физических лиц - получателей средств открыты в одной кредитной организации? При наличии счета юридического лица - плательщика и счетов физических лиц - получателей в одном банке в случае расхождения указанных в реестре отдельных реквизитов физических лиц - получателей средств с базой данных кредитной организации документы приему не подлежат. Письмо ГУ Банка России по г. Санкт-Петербургу от 28.03.2003 № 14-0-09/2703.
3. Распространяются ли нормы Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" на счета, открываемые для осуществления расчетов с использованием банковских карт?

Положение № 222-П регулирует порядок открытия и использования физическими лицами счетов, открываемых на основании договора банковского счета, следовательно, не устанавливает требований к открытию и использованию депозитных счетов, на которых отражаются операции, совершенные физическими лицами с применением банковских карт. Положение № 222-П не распространяется на порядок открытия и использования счетов физических лиц, открытых для отражения операций, совершенных с применением банковских карт.

"Вестник Банка России", 17.07.2003, № 40.
Департамент платежных систем и расчетов.
2. Применяется ли Положение ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П к иностранным гражданам?

В преамбуле нормативного акта указан перечень федеральных законов, на основании которых он разработан. Учитывая, что ст.2 ГК РФ распространяет правила, установленные гражданским законодательством, на отношения с участием иностранных граждан и лиц без гражданства, Положение № 222-П применяется к указанным лицам в части порядка использования форм безналичных расчетов и расчетных документов, предусмотренных Положением, на территории и в валюте РФ, при осуществлении ими операций, не затрагивающих применение норм валютного законодательства.

"Вестник Банка России", 17.07.2003, № 40.
Департамент платежных систем и расчетов.
1. Какова причина принятия Положения ЦБ РФ от 01.04.2003 № 222-П?
Распространяются ли нормы Положения на счета, открытые на основании договора банковского вклада?
Положение ЦБ РФ "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" от 01.04.2003 № 222-П принято Банком России в целях реализации норм действующего законодательства РФ, в частности, Гражданского кодекса РФ и Федерального закона "О банках и банковской деятельности", которыми предусмотрена возможность открытия физическими лицами банковских счетов и осуществления по ним расчетов, а также осуществление переводов по поручению физических лиц без открытия банковских счетов. Открытие банковских счетов предоставляет физическим лицам возможность использовать все формы безналичных расчетов, установленные ст.862 ГК РФ (расчеты платежными поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо), которые в отношении депозитного счета для клиента доступны только в рамках расчетных операций, допускаемых для совершения по счету данного вида законодательством, т.е. по перечислению денежных средств со счета либо зачислению средств, поступивших в банк на имя вкладчика, если это предусмотрено договором банковского вклада, которые осуществляются в рамках норм параграфа 2 "Расчеты платежными поручениями" гл.46 ГК РФ. "Вестник Банка России", 17.07.2003, № 40.
Департамент платежных систем и расчетов.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510