ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Валютные операции

Операции с наличной иностранной валютой и чеками
(в том числе дорожными чеками)

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

11.new.gif (147 bytes) Банк просит дать разъяснения о возможности выдачи и приему наличной иностранной валюты сотрудникам банка из кассы банка, минуя зачисление необходимой суммы аванса в иностранной валюте на банковские счета сотрудников-физических лиц, как резидентов так и нерезидентов, для возмещения их расходов при направлении в служебную командировку за пределы территории Российской Федерации (далее — командировочные расходы).
Согласно пункту 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном контроле и валютном регулировании» (далее — Закон) к числу разрешенных валютных операций между резидентами относятся операции по оплате и (или) возмещению расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Согласно части 3 статьи 9 Закона без ограничения осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные с валютными операциями, отнесенными к банковским операциям в соответствии с законодательством Российской Федерации, к числу которых относятся операции по кассовому обслуживанию физических лиц.
Выдача и прием наличных денежных средств из кассы банка физическому лицу является одним из видов кассовых операций, относящихся к кассовому обслуживанию. Причем согласно Положению Банка России от 24.04.2008 № 318-П «О порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации» под выдачей и приемом наличных денежных средств из (в) кассы(у) банка понимается любая операция по передаче наличных денежных средств физическому лицу (от физического лица) по расходному (приходному) кассовому ордеру независимо от типа операции (выдача с банковского счета (счета по учету вкладов), зачисление на банковский счет (зачисление на счет по учету вклада), выдача заработной платы, выдача сумм под отчет, прием неизрасходованного аванса, выданного под отчет, и т.п.).
При этом согласно Положению Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (далее — Правила) суммы средств, выдаваемых банком под отчет, банк обязан учитывать на счетах второго порядка № 60308 «Расчеты с работниками по подотчетным суммам».
В соответствии с пунктом 6.7 части II «Общая часть» Правил суммы, выдаваемые под отчет, учитываются по дебету такого счета в корреспонденции со счетом по учету кассы. Иная корреспонденция по дебету счета № 60308 (со счетами по учету расчетов) предусмотрена только в случае, когда подотчетное лицо в связи со служебной необходимостью находится вне пределов кредитной организации. При этом перечень счетов для корреспонденции по выдаче денежных средств является закрытым и банковский счет физического лица среди них не поименован.
Согласно указанному пункту по кредиту счета № 60308 в корреспонденции со счетом кассы отражаются суммы сдаваемых денежных средств на основании отчетов по использованию подотчетных денежных средств. Банковский счет физического лица не указывается.
Будут ли правомерными действия банка по соблюдению требований трудового законодательства об обязанности банка компенсировать сотруднику командировочные расходы путем выдачи под отчет из кассы банка наличных денежных средств в иностранной валюте без предварительного зачисления суммы аванса на текущий счет сотрудника? Если такие действия банка будут считаться неправомерными, то какими бухгалтерскими проводками должны сопровождаться операции по выдаче (погашению) сотруднику средств в иностранной валюте на командировочные расходы?
Вопросы, связанные с порядком выдачи работодателем своему сотруднику наличной иностранной валюты для возмещения расходов при направлении работника в служебную командировку за пределы Российской Федерации, нормативными актами Банка России не регулируются.
В то же время пункт 9 части 1 статьи 9 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон) разрешает проведение между резидентами валютных операций, связанных с оплатой и (или) возмещением расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы Российской Федерации, а также операции при погашении неизрасходованного аванса, выданного в связи со служебной командировкой.
Следовательно, в данном случае законодатель предоставляет право выдать работнику денежные средства в наличной иностранной валюте, например, через кассу, и эта операция не противоречит Закону.
Кроме того, следует учитывать, что на основании ст. 4 Закона все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства Российской Федерации, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля толкуются в пользу резидентов и нерезидентов.
Согласно пункту 1.17 части I Положения Банка России от 26.03.2007 № 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» операции по счетам в иностранной валюте производятся с соблюдением валютного
законодательства Российской Федерации, и учет операций в иностранной валюте ведется на тех же счетах второго порядка, на которых учитываются операции в рублях, с открытием отдельных лицевых счетов. Принимая во внимание вышеизложенное, полагаем, что порядок бухгалтерского учета операций, связанных со служебными командировками за пределы Российской Федерации, аналогичен порядку, предусмотренному для учета командировочных расходов, осуществляемых в пределах Российской Федерации.
"Бухгалтерский учет в кредитных организациях", № 12 (126) декабрь 2008 г.
10.

Вопрос по применению Инструкции Банка России от 28.04.2004 N 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц".

Обязан ли кассовый работник уполномоченного банка, филиала уполномоченного банка и их внутренних структурных подразделений оформлять Реестр операций с наличной валютой и чеками в случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком (филиалом уполномоченного банка) и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не совершались?

В соответствии с пунктом 4.5 Инструкции N 113-И операции с наличной валютой и чеками осуществляются в присутствии физического лица.

На основании пункта 4.10 Инструкции N 113-И началом осуществления операции с наличной валютой и чеками считается момент передачи физическим лицом кассовому работнику обменного пункта наличной валюты, чеков, платежных карт, необходимых для осуществления операции с наличной валютой и чеками, а также (за исключением случая, установленного пунктом 1.2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма") одного из документов, приведенных в пунктах 4.7 и 4.8 Инструкции N 113-И. Указанные действия рассматриваются как согласие физического лица на условия осуществления операции с наличной валютой и чеками.

Согласно пункту 4.13 Инструкции N 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник заполняет Реестр операций с наличной валютой и чеками.

В связи с этим открытие и заполнение Реестра должно быть обусловлено необходимостью отражения в нем информации об осуществляемой физическим лицом операции с наличной валютой и чеками.

В случае, если в течение рабочего дня уполномоченным банком, филиалом уполномоченного банка и их внутренними структурными подразделениями операции с наличной валютой и чеками не осуществлялись, Инструкция N 113-И не содержит для кассового работника уполномоченного банка (филиала уполномоченного банка) и их внутренних структурных подразделений обязанности по открытию, распечатыванию и хранению Реестра, не содержащего информации об операциях с наличной валютой и чеками.

Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36
9. Необходимо ли кассовому работнику обменного пункта при осуществлении операций, указанных в пунктах 3.1.16 - 3.1.19 Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" (далее - Инструкция № 113-И), указывать в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками номер счета физического лица? В соответствии с п.4.13 Инструкции № 113-И во время осуществления операции с наличной валютой и чеками кассовый работник обменного пункта заполняет электронный Реестр операций с наличной валютой и чеками по форме, приведенной в приложении 4 к Инструкции № 113-И. Кассовый работник обменного пункта ведет один Реестр операций с наличной валютой и чеками по всем видам операций с наличной валютой и чеками, совершаемых в течение рабочего дня обменного пункта, за исключением операций, указанных в подпунктах 3.1.8 и 3.1.15 Инструкции № 113-И. При совершении операций по выдаче наличной иностранной валюты и наличной валюты РФ со счетов с использованием платежных карт в графе 13 Реестра операций с наличной валютой и чеками кассовый работник вправе не указывать номер счета физического лица, если не располагает информацией о нем. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
8. Как следует отражать данные в отчетности по форме 0409667 "Отчет о внесении и возврате сумм резервирования": в разрезе каждой конкретной операции по внесению и возврату сумм резервирования или суммарно по кодам видов операций, по которым за отчетный период вносились или возвращались суммы резервирования? В соответствии с порядком составления и представления отчетности по форме 0409667 (приложение 1 к Указанию № 1376-У) данные в указанной форме отражаются суммарно по кодам видов операций, по которым внесены или возвращены суммы резервирования за отчетный период. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
7. Существуют ли ограничения на внесение наличной иностранной валюты на банковские счета резидентов и получение наличной иностранной валюты с банковских счетов резидентов? На основании п.2 ч.3 ст.9 Федерального закона валютные операции, связанные с внесением резидентами наличной иностранной валюты на свои банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением резидентами наличной иностранной валюты со своих банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок), осуществляются без ограничений. Таким образом, уполномоченный банк вправе выдавать резиденту наличную иностранную валюту с его счета, а также зачислять наличную иностранную валюту на его счет. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
6. Распространяется ли действие пунктов 3.2.5 - 3.2.6 Указания ЦБ РФ от 11.06.2004 № 1446-У на операции по переводам и выплате переводов физических лиц, осуществляемых по системе Western union? Прием и выплата переводов без открытия банковского счета осуществляется в соответствии с пунктами 3.2.5 - 3.2.8 Указания ЦБ РФ № 1446-У независимо от способа получения или осуществления перевода (через платежную систему Western union или корреспондентский счет). Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 11, ноябрь 2004.
5. В настоящее время настройки используемой банком автоматизированной бухгалтерской системы позволяют осуществлять записи по бухгалтерским счетам в иностранной валюте в двух плоскостях: в валюте счета и в рублях в сумме, приведенной по официальному курсу ЦБ РФ. При данной учетной технологии образующиеся в результате конверсионных операций (рубль / валюта) доходы / расходы в виде реализованных курсовых разниц всегда выделяются с соответствующих счетов, открытых в рублях. Указание ЦБ РФ № 1446-У предписывает проводить записи по валютным счетам в рублевой оценке по курсу, установленному уполномоченным банком, вследствие чего возникающие реализованные курсовые разницы подлежат выделению уже с соответствующих счетов, открытых в иностранной валюте. В этой связи просим уточнить возможность применения банком учетного метода выделения реализованных курсовых разниц, альтернативного установленному в Указании ЦБ РФ № 1446-У. В случае если нормативные требования ЦБ РФ в этой части носят императивный характер, следует ли банку внедрять данный учетный метод при отражении в бухгалтерском учете совершаемых банком безналичных конверсионных операций (безналичная клиентская конверсия, межбанковские сделки и пр.)? Операции покупки - продажи иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной формах отражаются в бухгалтерском учете по курсу сделки, а затем осуществляется отражение курсовой разницы и в итоге на счетах по учету наличной иностраной валюты, требований обязательств по поставке иностранной валюты в безналичной форме купленная (проданная) иностранная валюта будет отражена по официальному курсу ЦБ РФ. Журнал "Бухгалтерский учет в кредитных организациях" № 11, ноябрь 2004.
4. Каков порядок валютного контроля за переводами иностранной валюты физическими лицами - резидентами из Российской Федерации со  своих счетов, открытых в уполномоченных банках? Абзацем 2 ч.2 ст.5 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ) установлено, что если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений. Учитывая изложенное, без ограничений осуществляются переводы физическим лицом - резидентом из Российской Федерации иностранной валюты со своего счета, открытого в уполномоченном банке, за исключением запрещенных валютных операций между резидентами (ст.9 Федерального закона № 173-ФЗ) и операций, проводимых по cпециальному банковскому счету "Ф", при условии подтверждения уполномоченному банку, что физическое лицо - резидент не проводит подобных операций. Уполномоченный банк как агент валютного контроля вправе на основании п.3 части 1 ст.23 Федерального закона № 173-ФЗ запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций. При этом при проведении вышеуказанных операций не требуется представления документов, указанных  в главе 1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И). Уполномоченный банк самостоятельно устанавливает систему контроля за вышеуказанными операциями. При этом контроль уполномоченного банка может быть установлен в зависимости от суммы проводимой операции. Например, до определенной суммы подтверждающие документы не предоставляются и достаточно заявления физического лица - резидента о том, что проводимые операции не связаны с расчетами между резидентами и не требуют проведения операции по специальному банковскому счету "Ф"; свыше определенной суммы в уполномоченный банк предоставляются документы, подтверждающие операцию. При этом уполномоченные банки при установлении системы валютного контроля могут использовать положения Инструкции № 117-И. Физические лица - резиденты вправе осуществлять трансграничные переводы иностранной валюты со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, на свои счета в банках за пределами Российской Федерации при условии соблюдения требований, установленных ст.12 Федерального закона № 173-ФЗ. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.08.2004 № 29.
3. Требуется ли оформление паспорта бартерной сделки по договорам, предусматривающим перемещение товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, в отношении которых в Российской Федерации отменены таможенное оформление и таможенный контроль? Пунктом 5 Указа Президента РФ от 18.08.1996 № 1209 установлено, что при совершении внешнеторговых бартерных сделок экспорт товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности может быть осуществлен только после оформления паспорта бартерной сделки в соответствии с п.8 настоящего Указа. Таким образом, законодательство РФ не предусматривает исключений по оформлению паспортов бартерных сделок в зависимости от наличия либо отсутствия таможенного оформления и таможенного контроля в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ с отдельными государствами. Государственный таможенный  комитет РФ. 17.07.2002.
Е.Ю.Ладожина.
2. Какие документы необходимо представить в банк в качестве оригинала договора при заключении договора с использованием факсимильной связи? На основании п.2 ст.432 ГК РФ договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. В соответствии с п.2 ст.434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При заключении договора с использованием факсимильной связи клиент представляет в уполномоченный банк полученную от контрагента - нерезидента по факсу оферту и подписанный клиентом оригинал акцепта (либо полученный от контрагента - нерезидента по факсу акцепт предложенной клиентом оферты и подписанный клиентом оригинал оферты). "Вестник Банка России", 26.05.2000, № 28.
1. Вопросы по признакам, предусмотренным пунктом 1.2 Указания ЦБ РФ от 12.02.1999 № 500-У:   "Вестник Банка России", 26.05.2000, № 28.
- по подпункту "а":
а) какие из случаев подпадают под действие подпункта "а":
- в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение;
- в договоре не предусмотрены штрафные санкции, но предусмотрено обеспечение;
- в договоре предусмотрены штрафные санкции, но не предусмотрено обеспечение?
Под действие подпункта "а" п.1.2 Указания Банка России № 500-У подпадают случаи, когда в договоре не предусмотрены штрафные санкции и не предусмотрено обеспечение.
- по подпункту "а":
б) что понимается под обеспечением исполнения обязательств, учитывая, что Гражданский кодекс РФ в статье 329 не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств, к которым, в частности, могут быть отнесены аккредитивная форма расчетов, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию Российской Федерации, страхование?
Действительно, гражданское законодательство не содержит исчерпывающего перечня способов обеспечения исполнения обязательств. Поэтому к способам обеспечения исполнения обязательств, предусмотренным пп."а" п.1.2 Указания Банка России № 500-У, могут быть отнесены как перечисленные в Гражданском кодексе РФ, так и другие, например, безотзывный аккредитив, предоплата по экспорту или оплата импортируемых товаров после их ввоза на территорию РФ, страхование, гарантия банка.
- по подпункту "д":
распространяется ли данный подпункт на частичные возвраты аванса?
Действие пп."д" п.1.2 Указания Банка России № 500-У распространяется на частичные возвраты аванса.
- по подпункту "е":
нужно ли отмечать наличие признака, предусмотренного данным подпунктом, если в соответствии с договором получателем является заключивший его нерезидент, а из ГТД, представляемой впоследствии в банк, следует, что товар получен третьим лицом?
Если в договоре третье лицо не указано, но из представленной ГТД следует, что товар получен третьим лицом, то необходимо отмечать наличие признака, предусмотренного подпунктом "е" п.1.2 Указания Банка России № 500-У.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510