Банковский надзор (Письмо)
Документ |
Название документа |
Комментарий к содержанию |
Комментарий к документу |
Письмо Банка России от 03.09.2008 № 111-Т | О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций клиентов кредитных организаций | В последнее время юридические лица - резиденты переводят большие объемы денежных средств на свои банковские счета за границей, зачастую - на счета в Казахстане, Молдове, Эстонии, Латвии, Кипре. Эти переводы характеризуются следующим: месячный объем переводов более чем в 100 раз превышает размер уставного капитала юридического лица; в большинстве случаев операции по счетам юридических лиц в российских банках имеют транзитный характер; со счетов, используемых для переводов, налоги не уплачиваются либо вносятся в крайне незначительном размере. Объем таких операций возрастает. Это позволяет предполагать, что они проводятся в целях уклонения от уплаты налогов, оплаты "серого" импорта, отмывания нелегальных доходов. В связи с этим при выявлении подобных операций кредитным организациям следует запрашивать у юридических лиц - резидентов документы, подтверждающие источники поступления средств на счета, а также иные документы, подтверждающие права на реализуемые в РФ товары либо иные активы. Если операция кажется подозрительной, о ней необходимо сообщить в Росфинмониторинг. Территориальным учреждениям ЦБР также необходимо уделить особое внимание подобным операциям и тем кредитным организациям, в которых эти операции проводятся систематически и (или) в значительных объемах. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 10.09.2008, № 48). |
Письмо Департамента банковского регулирования и надзора Банка России от 05.08.2008 № 15-3-1-4/3832 | О применении Указания Банка России от 16.01.2004 № 1379-У | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru). | |
Письмо Банка России от 22.07.2008 № 04-31-3/3666 | О направлении в кредитные организации запросов о предоставлении информации | Разъясняется, что территориальные учреждения Банка России вправе запрашивать у кредитных организаций информацию, необходимую для понимания надзорным органом содержания происходящих в кредитных организациях процессов. Эти запросы следует рассматривать как форму взаимодействия территориальных учреждений Банка России с кредитными организациями по получению информации вне рамок проверки кредитной организации. Обращается внимание, что подобные запросы не носят характер обязательных для исполнения требований. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru). |
Письмо Банка России от 06.03.2008 № 21-Т | О применении кодов бюджетной классификации при администрировании денежных взысканий (штрафов) | Разъяснен порядок применения кодов бюджетной классификации (КБК) при администрировании штрафов, налагаемых на кредитные организации в рамках осуществления банковского надзора. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 12.03.2008, № 12). |
Письмо Банка России от 07.12.2007 № 197-Т | О рисках при дистанционном банковском обслуживании | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 12.12.2007, № 68). | |
Письмо Банка России от 04.12.2007 № 192-Т | О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 2 июля 1997 года N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" | Кредитные организации, осуществляющие доверительное управление имуществом, обязаны ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в территориальное учреждение ЦБР информацию о себе по установленной форме (за отчетный год). Указано, что отчетность, включающая информацию о названных кредитных организациях, не входит в перечень форм отчетности, представляемой в ЦБР. В связи с этим такая информация не должна представляться в ЦБР. | |
Письмо Банка России от 02.11.2007 № 173-Т | О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору | В целях повышения качества работы банковских организаций Базельским комитетом по банковскому надзору разработаны рекомендации по управлению комплаенс-рисками и осуществлению банками комплаенс-функции. Комплаенс начинается с высшего руководства банка. Комплаенс будет особенно эффективным при корпоративной культуре, которая подчиняется стандартам добросовестности и надежности. Банк должен придерживаться высоких стандартов при осуществлении деятельности и всегда стремиться соблюдать как дух, так и букву закона. Приведены конкретные обязанности совета директоров и исполнительных органов банка по вопросам комплаенса. В основе комплаенс-функции банка лежат следующие принципы: комплаенс-функция должна иметь официальный статус в банке, чтобы получить соответствующее положение, полномочия и независимость; комплаенс-функция в банке должна иметь ресурсы для эффективного исполнения своих обязанностей; комплаенс-функция и служба внутреннего аудита должны быть независимы друг от друга, чтобы гарантировать независимость проверки деятельности комплаенс-функции. Обязанности комплаенс-функции в банке заключаются в содействии исполнительным органам в эффективном управлении комплаенс-рисками, с которыми сталкивается банк. Обязанности по комплаенсу могут исполнять сотрудники разных департаментов банка. Руководитель (служащий) комплаенс-функции относится к числу субъектов системы внутреннего контроля, но его деятельность не ограничивается осуществлением контрольных функций. Руководитель (служащий) комплаенс-функции может иметь полномочия по изменению (включая повышение) уровня принимаемых кредитной организацией комплаенс-рисков. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.11.2007, № 61). |
Письмо Банка России от 31.10.2007 № 170-Т | Об особенностях принятия на банковское обслуживание юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками | Центральным Банком РФ в результате осуществления надзорной деятельности за кредитными организациями выявлено, что по счетам ряда клиентов кредитных организаций активно осуществляются операции, носящие запутанный или необычный характер, не имеющие очевидного экономического смысла или очевидной законной цели. Во многих случаях в проведении таких операций участвуют юридические лица-нерезиденты, получившие в налоговых органах код иностранной организации, но не являющиеся российскими налогоплательщиками, не имеющие ИНН и не сдающие соответствующую отчетность. Учитывая затруднения с проверкой информации, необходимой для идентификации юридических лиц-нерезидентов, не являющихся российскими налогоплательщиками, кредитным организациям в целях обеспечения управления риском потери деловой репутации и правовым риском даны рекомендации по вопросу принятия на банковское обслуживание таких юридических лиц-нерезидентов. Так, до заключения договора банковского счета от указанных лиц в дополнение к сведениям, необходимым для идентификации клиента, желательно получить информацию о наименовании и местонахождении иностранных кредитных организаций, с которыми у юридического лица-нерезидента имелись или имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета, о характере и продолжительности этих отношений, об основных контрагентах, объемах и характере операций, которые предполагается проводить с использованием банковского счета, открываемого в российской кредитной организации. Целесообразно выяснить, предоставляло ли юридическое лицо-нерезидент финансовый отчет за последний отчетный период. Также рекомендуется до заключения договора банковского счета запрашивать рекомендательные письма российских или иностранных кредитных организаций, с которыми у данных юридических лиц-нерезидентов имеются гражданско-правовые отношения, вытекающие из договора банковского счета. Договоры банковского счета с юридическими лицами-нерезидентами, не являющимися российскими налогоплательщиками, следует заключать на основании письменного решения руководителя кредитной организации или уполномоченного им сотрудника головного офиса кредитной организации. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.11.2007, № 61). |
Письмо Банка России от 03.09.2007 № 04-15-1/3693 | О применении Инструкции N 110-И | ||
Информационное письмо от 31.07.2007 № 12 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России | Разъяснены отдельные вопросы применения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании. В целях идентификации клиента - юридического лица кредитная организация должна получить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных юридическим лицом сведений о его присутствии или отсутствии по своему местонахождению законодательством РФ не предусмотрены. По мнению ЦБР, указанные сведения можно подтвердить следующими способами: путем получения от юридического лица письменного подтверждения о том, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица; путем выезда по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра; иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными. Также разъясняется, что операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте. При этом федеральное законодательство не позволяет однозначно определить количество сообщений, которые кредитная организация должна направить в уполномоченный орган при зачислении денежных средств на счет (вклад) и списании денежных средств со счета по операциям между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации в случае, когда период деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя) не превышает трех месяцев со дня регистрации. ЦБР считает возможным в таком случае направлять одно сообщение. При этом в поле DESCR отчета в виде электронного сообщения рекомендуется указывать информацию о периоде деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя). | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.08.2007, № 45). |
Письмо Банка России от 26.07.2007 № 04-31-2/3178 | О применении части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации Об административных правонарушениях | ||
Письмо Банка России от 24.07.2006 № 101-Т | О проверках кредитных организаций, осуществляющих операции с банками-нерезидентами | Банк России разъясняет особенности осуществления банковского надзора за кредитными организациями, имеющими корреспондентские отношения с иностранными контрагентами, правовой статус которых не определен. | |
Письмо Банка России от 17.05.2006 № 69-Т | О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение требований Федерального закона "О кредитных историях" | Разъяснено, что в случае выявления нарушений кредитными организациями требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях", Указаний Банка России от 31.08.2005 № 1610-У, № 1612-У, регулирующих порядок направления запросов и получения информации из Центрального каталога кредитных историй, совершенных в период до 01.08.2006, к кредитным организациям должны применяться меры воздействия, установленные Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59. При нарушении требований вышеуказанных нормативных актов после указанной даты к кредитным организациям применяются меры воздействия в соответствии со ст.74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". | |
Письмо Банка России от 20.02.2006 № 25-Т | О применении главы 4 Инструкции Банка России от 15.07.2005 № 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора за их соблюдением кредитными организациями" | Банк России предлагает территориальным учреждениям Банка России требовать от кредитной организации представления на внутримесячную дату (внутримесячные даты) отчетности в соответствии с п.4.1 Инструкции Банка России от 15.07.2005 № 124-И "Об установлении размеров (лимитов) открытых
валютных позиций, методике их расчета и особенностях осуществления надзора
за их соблюдением кредитными организациями" в случаях: - если размеры (лимиты) открытых валютных позиций в отдельных иностранных валютах и отдельных драгоценных металлах нарушены кредитной организацией на любую из отчетных дат; - если результаты анализа финансового состояния кредитной организации свидетельствуют о том, что есть основания для применения к ней мер по предупреждению несостоятельности (банкротства); - если финансовая устойчивость банка не признается достаточной для участия в системе страхования вкладов либо кредитная организация не может быть признана финансово устойчивой в соответствии с методикой оценки финансовой устойчивости кредитных организаций, определенной Банком России. |
|
Письмо Банка России от 26.12.2005 № 161-Т | Об усилении работы по предотвращению сомнительных операций кредитных организаций | Банк России считает необходимым закрепить позитивные тенденции по исключению из банковской практики сомнительных операций и совместно с банковским сообществом активизировать работу в области противодействия этим операциям. Территориальным учреждениям Банка России в работе по надзору за деятельностью кредитных организаций предлагается руководствоваться задачей оценки не только текущего финансового положения кредитных организаций, но и их подверженности юридическому риску и риску утраты деловой репутации. Такие риски могут возникать в связи с вовлеченностью кредитных организаций в совершение различного рода сомнительных операций (как по собственной инициативе, так и по поручению клиентов), привлекающих внимание налоговых и правоохранительных органов. Результатом вовлеченности банков в сомнительные операции могут стать налоговые требования к кредитным организациям, претензии к ним со стороны правоохранительных органов и, как следствие, бегство клиентов и отток денежных средств из кредитных организаций, возникновение убытков и потеря платежеспособности. Таким образом, вовлеченность кредитных организаций в совершение сомнительных операций может создавать ситуации, угрожающие законным интересам их вкладчиков и кредиторов, и в конечном итоге - стабильности банковской системы. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 28.12.2005, № 70). |
Письмо Банка России от 05.10.2005 № 06-33-2/4176 | Об уведомлении об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) | Банк России сообщает, что кредитная организация обязана в письменной форме уведомить Банк России об избрании (освобождении) члена совета директоров (наблюдательного совета) в трехдневный срок со дня принятия такого решения. Полное и своевременное поступление актуальной информации о составе органов управления кредитной организации необходимо Банку России для надлежащего выполнения своих функций в сфере банковского надзора. | |
Письмо Банка России от 13.09.2005 № 119-Т | О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях | Эффективность корпоративного управления в кредитных организациях является одним из важнейших условий обеспечения стабильности как самих кредитных организаций, так и банковской системы Российской Федерации. Настоящим письмом Банк России информирует о современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях, основанных на передовой зарубежной практике и учитывающих требования законодательства РФ. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 22.09.2005, № 50). |
Письмо Банка России от 11.08.2005 № 110-Т | О разъяснениях по вопросам территориальных учреждений Банка России, возникающим при организации и проведении проверок кредитных организаций (их филиалов) | Центральный банк Российской Федерации направляет для практического применения разъяснения по вопросам территориальных учреждений Банка России, возникающим при организации и проведении проверок кредитных организаций (их филиалов). | |
Письмо Банка России от 15.07.2005 № 101-Т | О мерах, принимаемых территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям, обслуживающим счета бюджетов | Банк России разъясняет, что законодательство РФ предусматривает право кредитных организаций в определенных случаях обслуживать счета бюджетов и государственных внебюджетных фондов. В случае выявления фактов неправомерного обслуживания кредитными организациями счетов бюджетов и государственных внебюджетных фондов территориальным учреждениям Банка России следует применять к кредитным организациям предупредительные меры воздействия, а также направлять сведения о выявленных фактах нарушения законодательства РФ в органы прокуратуры, Федерального казначейства и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в соответствии с их компетенцией. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России"(ВБР, 20.07.2005, № 37). |
Письмо Банка России от 30.06.2005 № 92-Т | Об организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах | В соответствии с Положением Банка России от 16.12.2003 № 242-П "Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах" одной из целей внутреннего контроля является обеспечение эффективного управления банковскими рисками. Банком России разработаны рекомендации по организации управления правовым риском и риском потери деловой репутации в кредитных организациях и банковских группах. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 06.07.2005, № 34). |
Совместное Письмо от 26.05.2005 ФАС № ИА/7235, Банка России № 77-Т | О Рекомендациях по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов | Федеральная антимонопольная служба и Банк России издали совместные рекомендации кредитным организациям по стандартам раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов. Практика предоставления потребительских кредитов показывает необходимость выработки рекомендаций по стандартам раскрытия информации, направленных на обеспечение равных условий конкуренции между кредитными организациями и защиту интересов потребителей. Это связано с недостаточным информированием потребителей обо всех условиях предоставления потребительских кредитов. Полная стоимость потребительского кредита с учетом всех дополнительных комиссий и платежей во многих случаях существенно превышает заявленную процентную ставку по кредиту. Потенциальный заемщик ориентируется прежде всего на уровень заявленной процентной ставки. Основной принцип стандартов раскрытия информации при предоставлении потребительских кредитов заключается в предоставлении потенциальным заемщикам до заключения кредитного договора достоверной и полной информации об условиях предоставления, использования и возврата потребительского кредита в стандартизированной форме, позволяющей потребителю сравнить (сопоставить) условия потребительских кредитов разных банков и сделать осознанный выбор. Возможность осознанного выбора является одним из условий справедливой конкуренции между банками на рынке потребительского кредитования. Использование рекомендаций в работе кредитных организаций будет способствовать защите конкуренции на рынке банковских услуг, повышению прозрачности деятельности кредитных организаций, формированию более полного представления об услугах кредитных организаций и повышению доверия к ним со стороны населения. |
|
Письмо Банка России от 24.05.2005 № 76-Т | Об организации управления операционным риском в кредитных организациях | Банком России разработаны и направляются для использования в практике
банковского надзора рекомендации по организации управления операционным
риском в кредитных организациях. Операционный риск - риск возникновения убытков в результате несоответствия характеру и масштабам деятельности кредитной организации и (или) требованиям действующего законодательства внутренних порядков и процедур проведения банковских операций и других сделок, их нарушения служащими кредитной организации и (или) иными лицами (вследствие непреднамеренных или умышленных действий или бездействия), несоразмерности (недостаточности) функциональных возможностей (характеристик) применяемых кредитной организацией информационных, технологических и других систем и (или) их отказов (нарушений функционирования), а также в результате воздействия внешних событий. |
Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 01.06.2005, № 28). |
Совместное Письмо от 28, 29.04.2005 Минфина РФ № 01-СШ/54, Банка России № 70-Т | О резервах банков, формируемых согласно Положению Банка России от 26.03.2004 № 254-П | В связи с поступающими запросами о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности после вступления в силу Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и отменой Инструкции Банка России от 30.06.1997 № 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" Банк России, Минфин РФ дают рекомендации для применения в практической работе. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 05.05.2005, № 22). |
Письмо Банка России от 08.04.2005 № 58-Т | Об отмене Указания оперативного характера Банка России от 26.03.2003 № 44-Т "О нормативе общей ликвидности (Н5)" | Указание Банка России от 26.03.2003 № 44-Т отменено в связи с признанием утратившим силу обязательного норматива общей ликвидности банка (Н5) Указанием Банка России от 18.02.2005 № 1549-У. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 13.04.2005, № 19). |
Письмо Банка России от 08.04.2005 № 59-Т | О направлении информации о банках, устанавливающих повышенные процентные ставки по вкладам физических лиц | В связи с тем, что по имеющейся информации отдельные банки, в т.ч. не вошедшие в систему страхования вкладов, активно привлекают денежные средства физических лиц по процентным ставкам выше средних ставок по соответствующему региону, Банк России рекомендует взять данный вопрос под постоянный контроль, обеспечив предметное рассмотрение всех ситуаций, когда уровень предлагаемых банком процентных ставок превышает средние ставки по соответствующему региону на одну пятую и более, и причин их установления. | |
Письмо Банка России (Методические рекомендации) от 06.04.2005 № 56-Т | О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения кредитными организациями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", нормативных актов Правительства РФ и Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. | |
Письмо Банка России от 29.03.2005 № 48-Т | О применении статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" | В связи с поступающими запросами Банк России разъясняет применение ст.11 "Уставный капитал кредитной организации" Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности" в отношении группы юридических и (или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группы юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, выявленных территориальными учреждениями Банка России при рассмотрении ходатайств банков о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 06.04.2005, № 18). |
Письмо Банка России от 28.02.2005 № 35-Т | О Методических рекомендациях по анализу финансовой отчетности, составленной кредитными организациями в соответствии с МСФО | Банк России в целях реализации решения Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 30.05.2003 № 12), определившего необходимость анализа консолидированной и неконсолидированной отчетности, составленной кредитными организациями в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) за период, начинающийся с 01.01.2004 и заканчивающийся 30.09.2004 и 31.12.2004, направляет рекомендации территориальным учреждениям Банка России, необходимые при проведении указанного анализа. Результаты анализа будут использованы в целях банковского надзора, в том числе для составления наиболее полного представления об организации управления финансовыми и нефинансовыми рисками в кредитной организации, структуре собственности, операциях со связанными сторонами и других аспектах деятельности кредитной организации. | Текст Письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 11.03.2005, № 13). |
Письмо Банка России от 21.02.2005 № 33-Т | О порядке применения отдельных положений Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И "О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций" | Банк России дает разъяснения в связи с поступающими вопросами о порядке применения отдельных положений Инструкции Банка России от 14.01.2004 № 109-И. | Текст опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 02.03.2005, № 12). |
Письмо Банка России от 17.02.2005 № 31-Т | О применении пункта 2.3 Положения Банка России от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" | Даны разъяснения в части определения во внутренних документах кредитной организации процедуры регулирования резерва на возможные потери по ссудам, в связи с изменением суммы основного долга Банка России. | |
Письмо Банка России от 16.02.2005 № 29-Т | О регистрации документов, связанных с организацией и проведением проверок кредитных организаций (их филиалов) | Банк России разъясняет порядок регистрации территориальными учреждениями Банка России в Системе автоматизации документооборота и делопроизводства (САДД ТУ) документов, связанных с организацией и проведением проверок кредитных организаций (их филиалов). Распоряжение на проведение проверки, задание на проведение проверки, поручение на проведение проверки и дополнение к поручению на проведение проверки, акт проверки кредитной организации (ее филиала) регистрируются в базе данных САДД ТУ. | |
Письмо Банка России от 19.01.2005 № 8-Т | О сведениях, рекомендуемых для размещения на Web-сайтах кредитных организаций в сети Интернет | Кредитным организациям даны рекомендации размещать на своих Web-сайтах в сети Интернет сведения о включении (исключении) кредитной организации в (из) реестр(а) банков, состоящих на учете в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, контактные реквизиты территориальных учреждений Банка России, осуществляющих надзор за деятельностью кредитной организации и ее филиалов. | |
Письмо Банка России от 17.01.2005 № 2-Т | О совершении сделок со связанными с банком лицами и оценке рисков, возникающих при их совершении | Перечисляются мероприятия, рекомендуемые предусмотреть во внутренних документах по вопросам организации деятельности банка, в целях снижения вероятности понесения банком потерь и ухудшения состояния ликвидности вследствие совершения сделок со связанными с банком лицами. Территориальным учреждениям Банка России при осуществлении надзора за деятельностью банков предлагается учитывать наличие и степень эффективности системы управления и оценки банковских рисков при совершении сделок со связанными с банком лицами, обращать внимание на несоблюдение банками требований в отношении крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Оценки качества системы управления и контроля за указанными рисками необходимы для отнесения банка по финансовому состоянию к соответствующей категории и классификационной группе. | |
Письмо Банка России от 28.09.2004 № 114-Т | О расторжении договора субординированного кредита | Разъясняется, что кредит прекращает быть субординированным со дня заключения соглашения о расторжении договора субординированного кредита. Расторжение договора влечет за собой исключение суммы субординированного кредита из расчета собственных средств. В связи с этим кредитным организациям рекомендуется соблюдать обязательные нормативы, в расчете которых участвует показатель собственных средств. | Текст Указания оперативного характера опубликован в "Вестнике Банка России" от 06.10.2004 № 59. |
Письмо Банка России от 10.09.2004 № 106-Т | О расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) | В качестве связанных заемщиков при расчете норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6), установленного главой 4 "Максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6)" Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И "Об обязательных нормативах банков" рекомендовано рассматривать заемщиков банка - юридических и физических лиц, связанных между собой экономически таким образом, что ухудшение финансового положения одного из них обусловливает или делает вероятным ухудшение финансового положения другого заемщика (других заемщиков), которое может явиться причиной неисполнения (ненадлежащего исполнения) им (ими) обязательств перед банком по его кредитным требованиям, например, если один из заемщиков банка является поручителем (гарантом) по обязательствам другого заемщика перед банком либо если заемщик банка является должником другого заемщика банка. Если заемщики являются юридическими лицами, вывод об отнесении их к связанным заемщикам рекомендовано делать на основании сопоставления суммы обязательств по выданному одним заемщиком поручительству (гарантии) в обеспечение обязательств принципала (другого заемщика) перед банком и (или) суммы обязательств одного заемщика банка перед другим заемщиком с величиной чистых активов поручителя (гаранта), заемщика, имеющего обязательства перед другим заемщиком. В случае, если совокупная сумма указанных обязательств заемщика составляет 10 процентов от его чистых активов и более, может быть сделан вывод об отнесении их к связанным заемщикам. | |
Письмо Банка России от 09.09.2004 № 105-Т | О представлении информации в целях Положения Банка России от 16.01.2004 № 248-П | В целях реализации требований Положения Банка России от 16.01.2004 № 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" территориальным учреждениям Банка России в случае наличия фактов несоблюдения банками норматива максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков (Н6) по причине включения в его расчет остатков на корреспондентских счетах в кредитных организациях - контрагентах, входящих в состав банковской группы (банковского холдинга), соответствующую информацию следует включать в графу 2 строки 2 таблицы 3 "Комментарии к результатам анализа соответствия требованиям к участию" приложения 3 к Положению Банка России № 248-П, направляемого в Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в соответствии с Положением Банка России № 248-П. | Опубликовано в "Вестнике Банка России" № 55, 15.09.2004. |
Письмо Банка России от 09.06.2004 № 62-Т | Об отношениях кредитных организаций с банками, зарегистрированными на территории острова Анжуан | Кредитным организациям рекомендуется воздерживаться от установления корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными на территории острова Анжуан, и рассмотреть вопрос о прекращении ранее установленных корреспондентских отношений с указанными банками. | |
Письмо Банка России от 02.06.2004 № 57-Т | Об особенностях применения Банком России мер к кредитным организациям после выявления фактов формирования собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов | Разъяснен порядок применения Положения Банка России от 10.02.2003 № 215-П "О методике определения собственных средств (капитала) кредитных организаций" и Указания Банка России от 10.02.2003 № 1246-У "О действиях при выявлении фактов (признаков) формирования источников собственных средств (капитала) (их части) с использованием ненадлежащих активов". В частности, отмечено, что при выявлении Комитетом банковского надзора Банка России факта формирования источников собственных средств или их части с использованием инвесторами ненадлежащих активов Банк России направляет кредитной организации предписание, содержащее требование к кредитной организации отражать в отчетности, начиная с ближайшей отчетной даты после получения предписания, размер собственных средств (капитала) с учетом корректировки, определенной Банком России. Меры воздействия, предусмотренные законодательством, применяются к кредитным организациям исходя из размера собственных средств, определенного с учетом корректировки, установленной Комитетом банковского надзора Банка России. Разъяснены последствия, наступающие в следующих случаях: - если выявлено абсолютное снижение величины собственных средств (капитала) кредитной организации по сравнению с их максимальной величиной, за последние 12 месяцев, более чем на 20 процентов, но не ниже размера уставного капитала; - если выявлено, что величина собственных средств (капитала) кредитной организации оказалась меньше размера ее уставного капитала, но превышает минимальное значение уставного капитала, установленного Банком России; - при невыполнении норматива достаточности собственных средств (капитала), если значение указанного норматива составляет не менее 2%; - если после направления предписания кредитная организация представит в Банк России отчетность, которая в соответствии с законодательством будет признана существенно недостоверной. |
|
Письмо Банка России от 27.04.2004 № 47-Т | О применении главы 10 Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И "Об обязательных нормативах банков" | Территориальные учреждения Банка России могут потребовать от банка представления на внутримесячную дату (даты) отчетности, приведенной в пункте 10.1 Инструкции Банка России от 16.01.2004 № 110-И, в следующих случаях: - если обязательные нормативы нарушены банком на отчетную дату; - если результаты анализа финансового состояния банка свидетельствуют о том, что есть основания для применения к банку мер по предупреждению банкротства, установленных Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций".; если финансовая устойчивость банка не признается ТУ Банка России достаточной для признания банка соответствующим требованиям к участию в системе страхования вкладов, либо банк не может быть признан финансово устойчивым в соответствии с методикой оценки деятельности кредитных организаций, определенной нормативным актом Банка России. |
|
Письмо Банка России от 11.08.2003 № 117-Т | О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Учитывая общеправовые принципы разрешения коллизий норм права, при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" меры принуждения к кредитным организациям применяются Банком России. В случае применения мер принуждения территориальные учреждения Банка России используют порядок применения мер, предусмотренный Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности". | |
Письмо Банка России от 18.07.2003 № 110-Т | По вопросам аудита кредитных организаций и банковских / консолидированных групп | Банк России направляет для использования в работе письмо Минфина РФ от 08.07.2003 № 28-01-20/1402/АП об аудите кредитных организаций и банковских / консолидированных групп. | |
Письмо Банка России от 10.07.2003 № 105-Т | О привлечении кредитными организациями средств граждан во вклады с розыграшем призов | Учитывая положения ст.834 ГК РФ и ст.36 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", кредитные организации не вправе привлекать во вклады денежные средства физических лиц на условиях выплаты вкладчикам дохода в виде товаров народного потребления или иных материальных объектов в неденежной форме в качестве приза вместо выплаты дохода в виде процентов в денежной форме. Условие о розыгрыше приза также не может быть включено в договор банковского вклада, как не отвечающее требованиям ст.834 ГК РФ. | |
Письмо Банка России от 23.06.2003 № 96-Т | Об усилении надзора за банковскими/консолидированными группами | В целях устранения отмеченных недостатков предлагается территориальным учреждениям Банка России при анализе консолидированной отчетности обращать внимание на: - правильность определения состава группы. При определении состава группы необходимо исходить из критериев существенного влияния (прямого или косвенного) банковской/консолидированной группы на решения, принимаемые органами управления участников группы, а также данных отчета о составе участников группы. Метод консолидации, в соответствии с которым данные участников группы включаются в консолидированную отчетность, должен определяться головной кредитной организацией исходя из доли контроля группы в капитале каждого участника. Отчетность участников группы подлежит обязательному включению в консолидированную отчетность по методу полной консолидации в случае преобладающего участия других участников в его уставном капитале (например, если доля прямого и/или косвенного контроля банковской/консолидированной группы составляет более 50% голосующих акций (долей). По методу пропорциональной консолидации в составу консолидированной отчетности включается отчетность участников, управление которыми осуществляется ограниченным количеством участников на основании договора, заключенного с участием головной кредитной организации и/или участника, отчетность которого включается в состав консолидированной отчетности банковской/консолидированной группы по методу полной консолидации (пункт 2.3 Положения N 191-П), и содержащего положение о совместном назначении исполнительных органов управления данных участников. По методу эквивалентной стоимости рекомендуется консолидация отчетности зависимых организаций в случае, если доля контроля участников банковской/консолидированной группы в таких организациях составляет прямо и/или косвенно более 20% голосующих акций (долей) уставного капитала участника. |
|
Письмо Банка России от 02.06.2003 № 85-Т | По вопросу взыскания штрафов | В соответствии со ст. 38 и 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России вправе обратиться в суд с иском о взыскании штрафа с кредитной организации. В соответствии с пунктом 1.17.3 Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" и пунктом 3 приложения 1 к указанной Инструкции до обращения в суд Банк России (его территориальное учреждение) направляет кредитной организации предписание об уплате штрафа, в котором указываются сумма, срок перечисления штрафа, а также основания для его взыскания. | |
Письмо Банка России от 29.05.2003 № 83-Т | О возможности предоставления актов инспекционных проверок кредитных организаций | Банк России считает возможным предоставление кредитными организациями актов инспекционных проверок Банка России учредителям (участникам), совету директоров (наблюдательному совету) и аудиторским организациям, осуществляющим аудит кредитной организации, по усмотрению кредитных организаций с учетом законодательно установленных ограничений на предоставление сведений, составляющих банковскую тайну. | |
Письмо Банка России от 31.01.2003 № 15-Т | О взаимодействии уполномоченных банков с нерезидентами, зарегистрированными на территории Республики Черногория | Банка России рекомендует уполномоченным банкам, ранее установившим корреспондентские отношения с банками, зарегистрированными на территории Республики Черногория, в том случае, если правовой статус этих банков-корреспондентов подтвержден лицензией Министерства финансов Республики Черногория, прекратить корреспондентские отношения с указанными банками. Лицензии на осуществление банковской деятельности, ранее выданные Министерством финансов Республики Черногория банкам, созданным на территории Республики Черногория в соответствии с Законом "О компаниях, которые основываются и работают в особых условиях", с 1 августа 2002 года объявлены недействительными. | |
Письмо Банка России от 24.01.2003 № 12-Т | Об усилении контроля при установлении корреспондентских отношений с кредитными организациями-нерезидентами | Руководствуясь Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России рекомендует кредитным организациям воздерживаться от установления корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории Республики Науру, а также не имеющими физического присутствия в какой-либо стране, и рассмотреть возможность прекращения ранее установленных с ними корреспондентских отношений. | |
Письмо Банка России от 22.01.2003 № 9-Т | О распределении прибыли | Анализ отчетности кредитных организаций, созданных в форме акционерных обществ, свидетельствует о распределении многими из них в течение 2002 года прибыли, полученной в том же году, в различного рода фонды и на другие цели, не связанные с уплатой налогов на прибыль и выплатой дивидендов. Между тем, статьей 48 Федерального закона "Об акционерных обществах" от 26.12.95 № 208-ФЗ предусмотрено, что распределение прибыли (в том числе выплата (объявление) дивидендов, за исключением прибыли, распределенной в качестве дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) осуществляется общим собранием акционеров по результатам финансового года. В связи с этим распределение прибыли текущего года на цели, не связанные с уплатой налогов на прибыль и выплатой дивидендов, является неправомерным. | |
Письмо Банка России от 27.12.2002 № 181-Т | Рекомендации по регулированию и отражению в отчетности кредитных организаций отдельных видов сделок, несущих повышенный риск | В целях настоящих рекомендаций под сделками, несущими повышенный риск, понимаются: а) сделки, связанные с отчуждением ценных бумаг с одновременным принятием обязательства по их обратному приобретению; б) сделки, связанные с приобретением ценных бумаг с одновременным принятием обязательства по их обратному отчуждению; в) сделки, связанные с отчуждением ценных бумаг с одновременным предоставлением контрагенту (приобретателю) права отсрочки платежа; г) сделки, связанные с приобретением ценных бумаг с одновременным предоставлением контрагенту (продавцу) права отсрочки их поставки. |
|
Письмо Банка России от 17.05.2002 № 62-Т | О порядке отражения в учете и отчетности кредитных организаций отдельных сделок, заключенных с Внешэкономбанком | Сделки, заключенные кредитными организациями с Внешэкономбанком, должны отражаться в учете и отчетности как сделки, заключенные с кредитными организациями, на соответствующих счетах раздела 3 "Межбанковские операции" Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях РФ. При заполнении отчетности по формам N 501 "Сведения о межбанковских кредитах и депозитах" и N 603 "Сведения об открытых корреспондентских счетах остатках средств на них" в графе 2 "Регистрационный номер" в случае, если корреспондентом по сделке выступает Внешэкономбанк, рекомендуется использовать условный номер 964. | |
Письмо Банка России от 13.05.2002 № 59-Т | О рекомендациях Базельского комитета по банковскому надзору | Банк России направляет для использования в работе неофициальный перевод документов Базельского комитета по банковскому надзору "Внутренний аудит в банках и взаимоотношения надзорных органов и аудиторов" и "Взаимоотношения между органами банковского надзора и внешними аудиторами банков". | |
Письмо Банка России от 13.02.2002 № 18-Т | О планировании инспекционной деятельности | ОТМЕНЕНО - Указанием оперативного характера ЦБ РФ от 28 октября 2002 г. N 144-Т. | |
Письмо Банка России от 14.01.2002 № 4-Т | О возможных источниках покрытия убытков кредитных организаций | Источники покрытия убытков отчетного года и предшествующих лет кредитных организаций определяются общим годовым собранием акционеров (участников) кредитной организации. Источники покрытия убытков предшествующих лет могут определяться также внеочередным собранием акционеров (участников) кредитной организации. Не допускается покрытие (уменьшение) убытков (увеличение прибыли) текущего года до его завершения кредитованием балансового счета N 70401 "Убытки отчетного года" (или балансового счета N 70301 "Прибыль отчетного года)". | В пункте 2 приведены возможные источники для покрытия убытков отчетного года (после его завершения) и предшествующих лет кредитной организации использованы: |
Письмо Банка России от 03.10.2001 № 120-Т | О внесении изменений в Указание Банка России оперативного характера от 09.06.99 № 170-Т "О порядке распространения информации о ценных бумагах, выбывших из владения их законных держателей помимо воли последних, получаемой Банком России" | Установлен новый порядок распространения информации о ценных бумагах, выбывших из владения их законных держателей помимо воли последних. Распространение сведений о таких ценных бумагах осуществляется через Ассоциацию участников вексельного рынка (АУВЕР), которая размещает информацию на своем сервере в сети Internet. Кредитная организация направляет информацию о таких ценных бумагах непосредственно в АУВЕР, а копии - территориальному учреждению Банка России. | |
Письмо Банка России от 28.05.2001 № 66-Т | О порядке округления данных в оборотных ведомостях кредитных организаций | Алгоритм округления остатков и оборотов по счетам бухгалтерского учета определяется кредитной организацией самостоятельно и должен быть предусмотрен соответствующим внутрибанковским документом кредитной организации. В письме приведены требования необходимые при составлении алгоритма округления данных в оборотных ведомостях кредитных организаций. |
С выходом настоящего Указания УТРАЧИВАЕТ СИЛУ Указание Банка России от 17.05.2000 № 107-Т. |
Письмо Банка России от 29.01.2001 № 15-Т | О порядке применения Инструкции Банка России от 11.09.1997 № 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы" в связи с изменением структуры Сбербанка России | В связи с изменением структуры филиальной сети Сберегательного банка Российской Федерации Банк России устанавливает порядок применения Инструкции Банка России от 11.09.1997 № 65 "О порядке осуществления надзора за банками, имеющими филиалы". | |
Письмо Банка России от 27.07.2000 № 139-Т | О рекомендациях по анализу ликвидности кредитных организаций | Банк России предлагает ТУ Банка России при осуществлении надзора за состоянием ликвидности кредитных организаций использовать рекомендации по организации эффективного управления и контроля за ликвидностью в кредитных организациях и рекомендации по оценке влияния ликвидности на финансовое состояние кредитных организаций. | |
Письмо Банка России от 13.07.2000 № 134-Т | Об отдельных вопросах применения к уполномоченным банкам мер воздействия за нарушения норм валютного законодательства | При нарушении уполномоченными банками требований федеральных законов и нормативных актов Банка России, регулирующих банковскую деятельность в сфере валютного регулирования и валютного контроля, территориальные учреждения Банка России вправе направить ходатайство об отзыве у уполномоченного банка лицензии на осуществление банковских операций. | |
Письмо Банка России от 12.07.2000 № 133-Т | О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 31.03.97 № 59 | О порядке применения пункта 20 Инструкции Банка России от 31.03.97 № 59 | |
Письмо Банка России от 15.06.2000 № 120-Т | О работе территориальных учреждений Банка России по оценке финансового состояния кредитных организаций | Банк России на основе анализа отчетности кредитных организаций, представляемой в рамках надзора, другой имеющейся в его распоряжении информации о финансовом состоянии кредитных организаций, а также оценки адекватности применяемых территориальными учреждениями Банка России к кредитным организациям мер воздействия отмечает недостатки в работе территориальных учреждений по определению финансового состояния кредитных организаций. | |
Письмо Банка России от 10.04.2000 № 82-Т | Об усилении контроля за своевременностью поступления платежей в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды | Территориальным учреждениям Банка России предлагается принять меры по усилению контроля за достоверностью отчетности кредитных организаций в части полноты и своевременности отражения неоплаченных расчетных и других платежных документов с учетом рекомендаций Банка России по анализу балансов кредитных организаций для оперативной оценки состояния расчетов и соблюдения платежной дисциплины от 16.03.1998 № 227-Т. | |
Письмо Банка России от 13.03.2000 № 64-Т | О контроле за составлением кредитными организациями сводной отчетности и порядке передачи отчетности филиалов | Банк России, рассмотрев и проанализировав протоколы расхождений отчетности, составляемой и представляемой кредитными организациями, и отчетов, сформированных Главным центром информатизации на основе данных филиалов, полученных от кредитных организаций в соответствии с УказаниемБанка Россииот 28.09.99 № 650-У, а также информацию территориальных учреждений Банка России о причинах непредставления отдельными филиалами указанной отчетности по состоянию на 01.11.99 и 01.12.99, обращает внимание территориальных учреждений Банка России на отсутствие должного контроля за качеством отчетности филиалов и кредитных организаций. | |
Письмо Банка России от 02.11.1999 № 306-Т | О порядке заполнения и ведения информационных баз данных о мерах воздействия к кредитным организациям, представляемых территориальными учреждениями в Банк России в соответствии с Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59 | ||
Письмо Банка России от 07.10.1999 № 289-Т | О мерах по повышению уровня внутреннего контроля в банках | ||
Письмо Банка России от 13.08.1999 № 240-Т | О порядке применения разъяснений Банка России, данных в Указании оперативного характера от 18.06.99 № 182-Т | Разъясняет применение Письма Банка России от 18.06.99 № 182-Т, Приказ Банка России от 31.03.97 № 02-139 (ред. 30.11.1998), Федеральный Закон от 02.12.90 № 394-1 (ред. 08.07.1999) | |
Письмо Банка России от 18.06.1999 № 182-Т | О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 | Разъясняет применение Приказа Банка России от 31.03.1997 № 02-139. | |
Письмо Банка России от 09.06.1999 № 170-Т | О порядке распространения информации о ценных бумагах, выбывших из владения их законных держателей помимо воли последних, получаемой Банком России | ||
Письмо Банка России от 02.03.1999 № 78-Т | Об особенностях применения мер воздействия к кредитным организациям со 100-процентным иностранным участием (с иностранными инвестициями, составляющими 100 процентов уставного капитала) | См. также Приказ Банка России от 31.03.1997 № 02-139. | |
Письмо Банка России от 30.07.1998 № 168-Т | О порядке отражения в бухгалтерском учете и отчетности ряда совершаемых кредитными организациями операций | ОТМЕНЕНО - Указанием ЦБ РФ от 26.11.2007 N 1918-У. | |
Письмо Банка России от 02.04.1998 № 85-Т | О порядке применения мер воздействия к реорганизующимся кредитным организациям | См. также Положение Банка России от 30.12.1997 № 12-П. | |
Письмо Банка России от 30.12.1997 № 73-Т | О рекламе кредитных организаций Российской Федерации и банков - нерезидентов | ||
Письмо Банка России от 28.07.1997 № 492 | О применении отдельных положений Инструкции "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности" | См. Инструкцию Банка России от 31.03.97 № 59, утв. Приказом Банка России от 31.03.97 № 02-139. | |
Письмо Банка России от 28.02.1997 № 419 | О мерах по усилению надзора за деятельностью кредитных организаций | Изм. Приказом Банка России от 25.09.1997 № 02-414, Указанием Банка России от 22.01.1999 № 488-У. | |
Письмо Банка России от 23.02.1995 № 26 | Об операциях коммерческих банков с векселями и изменениях в порядке бухгалтерского учета банковских операций с векселями | ОТМЕНЕНО - Указанием ЦБ РФ от 26.11.2007 N 1918-У. |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510