ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ
Валютные операции
Представление документов и информации при
осуществлении валютных операций
№ п/п | Вопрос |
Ответ |
Источник |
18. | Ассоциация российских
банков по инициативе банков – членов АРБ
обращается с просьбой рассмотреть вопрос о
внесении изменений в Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004
года № 258-П «О порядке
представления резидентами уполномоченным
банкам подтверждающих документов и информации,
связанных с проведением валютных операций с
нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и
осуществления уполномоченными банками контроля
за проведением валютных операций» (далее –
Положение № 258-П). Частью четвертой статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен закрытый перечень документов валютного контроля, включая паспорт сделки, которые могут быть истребованы агентами валютного контроля от резидентов и нерезидентов. Порядок представления этих документов установлен Положением № 258-П. В частности, в соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П резидент обязан представить в банк паспорта сделки установленные законом документы в срок не превышающий: 15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации. По мнению банков – членов АРБ, указанные сроки не учитывают реальные проблемы крупных российских внешнеторговых компаний и обслуживающих их банков. Во-первых, фактические сроки таможенного декларирования товаров при их экспорте и импорте практически идентичны, в то время как в соответствии с Положением № 258-П срок представления подтверждающих документов и справки при экспорте – 15 дней, а при импорте – 45 дней после окончания отчетного месяца. Во-вторых, срок представления подтверждающих документов при экспорте (15 дней), недостаточен для некоторых экспортеров, осуществляющих таможенное оформление экспорта оборудования и материалов в различных регионах России. Учитывая продолжительное время пересылки документов, связанных с таможенными процедурами, необходимость их обработки, анализа и составления справки о подтверждающих документах (далее – справки), у крупных компаний возникают объективные сложности с соблюдением сроков представления таможенных деклараций и справок в банки, где открыты паспорта сделок. Акты (сертификаты) выполненных работ (оказанных услуг, переданных результатов интеллектуальной деятельности) фактически в 90 процентах случаев оформляются с зарубежными контрагентами за пределами Российской Федерации. Указанные документы в основном формируются после предусмотренных условиями контракта контрольных событий временного графика и на определенный период (как правило, месяц). Учитывая время их пересылки из-за рубежа, необходимость их анализа и составления по ним справки, крупные компании также не в состоянии представить акты и справку по ним в банк паспорта сделки в установленный 15-дневный срок, следующий за месяцем, в котором они были оформлены. В-третьих, сроки представления документов валютного контроля, установленные Положением № 258-П, могут не коррелировать со сроками, установленными Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) в тех случаях, когда экспорт товаров (работ, услуг) сопровождается получением кредита. Например, при осуществлении международного строительного подряда в некоторых случаях заключаются контракты, предполагающие, что все расчеты должны осуществляться через счета, открытые в зарубежных банках. В этом случае российские компании оказываются обязанными представлять в банк паспорта сделки в различные сроки формы строгой отчетности по валютным операциям, осуществленным в один и тот же отчетный период. Так, документы, подтверждающие выполнение работ и справка по ним в соответствии с Положением № 258-П должны быть представлены в банк паспорта сделки в 15-дневный срок после окончания месяца, в котором они были оформлены. Справка же о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам в соответствии с Инструкцией № 117-И представляется в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции. На основании изложенного Ассоциация российских банков считает целесообразным установить единый 45-дневный срок для представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах, как при импорте, так и при экспорте товаров, работ или услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них. Учитывая изложенное, просим Вас поддержать инициативу банковского сообщества о внесении соответствующих изменений в пункт 2.4 Положения № 258-П. |
Департамент финансового
мониторинга и валютного контроля (далее -
Департамент) рассмотрел письмо Ассоциации
российских банков от 02.07.2008 № ОА-02/5-392 (далее -
письмо) и сообщает следующее. По первому вопросу. В настоящее время Департаментом проводится работа по внесению изменений в Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П), направленная на решение проблемы, связанной со своевременным представлением резидентом в банк ПС подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в случае экспорта/импорта товаров, включая товары, подлежащие таможенному декларированию, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. Кроме того, указанные изменения уточняют, какие документы являются подтверждающими при экспорте и импорте товаров, подлежащих декларированию таможенным органам, а также товаров, которые не подлежат декларированию в соответствии с требованием таможенного законодательства Российской Федерации. В частности, в соответствии с предполагаемыми изменениями, срок представления резидентом соответствующих подтверждающих документов будет отсчитываться не от месяца, в котором осуществлялся фактический ввоз (вывоз) указанных товаров, а от даты выпуска (условного выпуска) товара либо даты принятия таможенным органом таможенной декларации в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации, то есть фактически от даты оформления подтверждающих документов, что в целом аналогично ранее действовавшему порядку представления подтверждающих документов (ГТД), установленному Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.10.1999 г. № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 91-И, 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров». Доводим до сведения, что указанная работа ведется совместно с Росфиннадзором и ФТС России. По второму вопросу. В соответствии с пунктом 2.3 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ). Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него. На основании изложенного полагаем, что в случае если резидент не успевает представить подлинники подтверждающих документов в банк ПС в сроки, установленные пунктом 2.4 Положения № 258-П, то для своевременного представления их в банк ПС он может представить копии указанных документов, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи от контрагента и заверенные надлежащим образом (например, в порядке, установленном уполномоченным банком). Кроме того, указанными выше изменениями в Положение № 258-П, в том числе уточняется, что считать датой оформления подтверждающих документов при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них. По третьему вопросу. Инструкция Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положение № 258-П определяют требования для оформления 2 видов паспорта сделки (далее - ПС): 1) ПС, оформляемый по кредитным договорам (договорам займа); 2) ПС, оформляемый в случае экспорта/импорта товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В связи с этим установлен разный порядок представления соответствующих подтверждающих документов. В случае, указанном в Вашем письме, резидентом должны быть оформлены два ПС, один по кредитному договору, второй по внешнеторговому контракту строительного подряда. Исходя из указанных нормативных актов Банка России, справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам представляется резидентом в банк ПС для целей учета валютных операций по паспорту сделки, оформляемому по кредитному договору (договору займа). Справка о подтверждающих документах представляется резидентом в банк ПС по ПС, оформляемому по внешнеторговому контракту, для отражения в Ведомости банковского контроля сведений о подтверждающих документах. Учитывая, что справка о подтверждающих документах и справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам предоставляются по разным видам ПС и предназначены для различных целей, отсутствует необходимость устанавливать единые сроки для их представления резидентом в банк ПС. |
Письмо АРБ Председателю
ЦБ РФ Игнатьеву С.М. "О внесении изменений в
пункт 2.4 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 года № 258-П"
от 02.07.2008 № А-02/5-392 Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О внесении
изменений в пункт 2.4 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004
года № 258-П" |
17. | Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков? |
Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений. На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом. В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации). Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, - Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др. Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется. |
Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36 |
16. | Требуется ли оформление паспорта сделки (далее - ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в банке-нерезиденте?
|
Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица - резидента его зарубежными представительствами (филиалами). Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами. В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу - резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам. |
Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36 |
15. | Какая сумма должна быть
указана резидентом в п.6.2 листа
2 паспорта сделки
(ПС) (Приложение 4
к Инструкции № 117-И) при переоформлении ПС по
кредитному договору (договору займа),
оформленному после 18.06.2004 (дата вступления в силу
Федерального закона № 173-ФЗ
"О валютном регулировании и валютном
контроле"): сумма задолженности по основному
долгу, сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных
средств, которые были получены (предоставлены)
и/или возвращены резидентом до переоформления ПС, или сумма
задолженности, указанная в первоначально
оформленном ПС? Какая информация указывается в пп.6.3 и 6.4 листа 2 ПС при переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции № 117-И) по кредитному договору (договору займа)? |
При переоформлении
резидентом ПС по
кредитному договору (договору займа) информация,
указанная в п.6.2 листа 2
ПС, переносится из первоначально оформленного ПС
в переоформляемый ПС без изменения. Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС также без изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по получению (предоставлению) и/или по возврату средств, которые будут осуществляться после даты переоформления ПС, были внесены изменения, при переоформлении ПС указанные изменения должны быть учтены при заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС. |
Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34. |
14. | Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая? | При переводе страховой компанией - резидентом страхового возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080 "прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение 2 к Инструкции № 117-И). | Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34. |
13. | Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов"? | На основании п.3.1 Инструкции № 117-И
действие установленного разделом II Инструкции
№ 117-И порядка оформления паспорта сделки
распространяется, в частности, на валютные
операции между резидентом и нерезидентом,
заключающиеся в осуществлении расчетов за
вывозимые с таможенной территории РФ товары по
внешнеторговому договору (контракту),
заключенному между резидентом (юридическим
лицом и физическим лицом - индивидуальным
предпринимателем) и нерезидентом. В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с пп.7 и 28 ст.2 Федерального закона № 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, т.е. вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе. Вместе с тем Таможенным кодексом РФ (ст.264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов", при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских (речных) судах, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских портах указанное топливо вывозится с таможенной территории РФ в таможенном режиме "перемещение припасов", а не в таможенном режиме "экспорт", оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов не требуется. |
Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34. |
12. | Следует ли включать в базу данных по валютным операциям, ведущуюся по банковским счетам клиентов в соответствии с требованиями, установленными п.1.17 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И), информацию о собственных валютных операциях уполномоченного банка, совершаемых от своего имени и за свой счет? | В соответствии с п.1.1 Инструкции № 117-И действие главы 1 Инструкции не распространяется на валютные операции, осуществляемые кредитными организациями - резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществляемых с использованием специальных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ в порядке, установленном нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов. Таким образом, в электронную базу данных по валютным операциям, ведущуюся уполномоченным банком по счетам своих клиентов в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И, не включается информация о собственных валютных операциях уполномоченного банка. | Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33. |
11. | Какие коды вида валютной операции, приведенные в Приложении 2 к Инструкции № 117-И, должен содержать расчетный документ при осуществлении операции по переводу брокером-резидентом денежных средств в валюте Российской Федерации со своего специального брокерского счета, напр., счета "С", клиенту-нерезиденту на его специальный банковский счет того же вида? | В соответствии с требованиями Приложения 2 к Инструкции № 117-И при кодировании валютной операции, осуществляемой между резидентом и нерезидентом и связанной с переводом денежных средств в валюте РФ со специального брокерского счета резидента на специальный банковский счет нерезидента, в расчетном документе брокером-резидентом проставляется код вида валютной операции "52180". | Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33. |
10. | В случае переоформления резидентом Паспорта сделки (ПС) на основании дополнения к импортному контракту, включающему в себя, кроме импорта товаров, также оказание услуг, какой код вида контракта указывается в четвертой части номера ПС? | В соответствии с п.3.17 Инструкции № 117-И номер ПС, присвоенный при оформлении резиденту ПС банком ПС, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по ПС в банке ПС. В этой связи в случае внесения в контракт на импорт товаров изменений, предусматривающих, помимо импорта товаров, оказание услуг, номер ПС, ранее присвоенный при оформлении резиденту ПС по импортному контракту банком ПС, переносится в переоформленный ПС и, следовательно, в четвертой части номера ПС сохраняется код вида контракта - 2. | Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33. |
9. | Оформляется ли паспорт сделки при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту? | Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокатская деятельность не является предпринимательской. Юридическая помощь оказывается адвокатом доверителю на основе соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (ст.25 Федерального закона № 63-ФЗ). В соответствии с положениями межправительственных соглашений о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств, плата за правовую помощь включена в перечень неторговых платежей. Учитывая изложенное, валютные операции между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту в соответствии с заключенным договором можно классифицировать как неторговые операции, и соответственно указанный договор нельзя квалифицировать как внешнеторговый. Следовательно, требования главы 3 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" не распространяются на расчеты по вышеуказанному договору. Таким образом, паспорт сделки не оформляется при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту. | Информационное письмо ЦБ РФ от 15.06.2005 № 32. |
8. | По каким кодам видов валютных операций, приведенным в приложении 2 к Инструкции № 117-И, следует отражать в базе данных по валютным операциям, а также в отчетности по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках" и по форме 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки" операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента, не идентифицированные резидентом в сроки, установленные валютным законодательством? | Операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента до их идентификации резидентом в порядке, установленном валютным законодательством, могут отражаться уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И, по коду "00000". В случае, если на момент составления отчетности по ф.0409664 резидентом не идентифицированы поступления на транзитный валютный счет резидента (не представлена справка о валютных операциях), уполномоченному банку рекомендуется учесть указанные средства по коду "00000" в отчетности по ф.0409664. После идентификации резидентом поступлений по видам валютных операций уполномоченному банку следует внести изменения в отчетность по ф.0409664 за предыдущие отчетные периоды в соответствии с п.3 Порядка составления и представления отчетности по ф.0409664. Соответствующие уточнения будут внесены в Порядок составления и представления отчетности по ф.0409664 Указания № 1376-У. Информация о средствах в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента и не идентифицированных им на момент составления отчетности по ф.0409665, не может быть включена уполномоченным банком в Ведомость банковского контроля, формируемую в соответствии с приложением 3 к Положению № 258-П, и, соответственно, в отчетность по ф.0409665 до представления резидентом справки о валютных операциях с указанием в ней номера ПС и кода валютной операции. В указанном случае изменения в отчетность за предыдущие периоды вносятся и представляются уполномоченным банком в соответствии с п.1.3 Порядка составления и представления отчетности по ф.0409665 после представления резидентом справки о валютных операциях. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
7. | Какое наименование и цифровой код страны иностранного контрагента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) следует указывать в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС, если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории РФ? | Если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории РФ, в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС указываются наименование и цифровой код страны иностранной компании. Если страна иностранной компании неизвестна, то в графе 2 раздела 2 ПС ставится прочерк, а в графе 3 раздела 2 ПС может быть указан код "997" (с учетом абзаца второго п.III.8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", приложение 1 к Указанию ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". В графе 3 раздела 2 ПС не может быть указан цифровой код Российской Федерации - "643". | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
6. | Возможны ли выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту со счетов резидента, открытых в другом банке (не являющемся банком ПС)? | На основании п.2.8 Инструкции № 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке - нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных ЦБ РФ. Таким образом, выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту осуществляются резидентом со счета, открытого в банке ПС. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
5. | Может ли уполномоченный банк (далее - банк ПС) отказать в подписании паспорта сделки по контракту в случае нарушения резидентом сроков, установленных п.3.14 Инструкции № 117-И? | Основания отказа банка ПС в подписании ПС установлены п.3.12 Инструкции № 117-И. Нарушение резидентом установленных п.3.14 Инструкции № 117-И сроков представления в банк ПС документов для оформления ПС в качестве основания для отказа в подписании ПС в п.3.12 Инструкции № 117-И не предусмотрено. Таким образом, банк ПС при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п.3.12 Инструкции № 117-И, подписывает ПС и в случае представления резидентом необходимых документов с нарушением сроков, установленных п.3.14 Инструкции № 117-И. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
4. | Необходимо ли оформлять паспорт сделки по договорам страхования и перестрахования? | В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в ред. Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) страховые услуги, в том числе услуги по страхованию (перестрахованию), являются одним из видов международных услуг. В связи с этим при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договору страхования (перестрахования) резиденту следует оформить ПС в порядке, установленном Инструкцией № 117-И. В этом случае в четвертой части номера указывается код вида контракта "3" или "4", а в разделе 3 "Общие сведения о контракте" в качестве общей суммы контракта отражается сумма предусмотренной договором страховой премии. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
3. | Необходимо ли оформлять паспорт сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга? | В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в ред. Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) аренда недвижимого имущества и транспортных средств отнесена к услугам, а Инструкция № 117-И определяет именно порядок учета валютных операций. В то же время Таможенный кодекс РФ относит к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Это требование относится в том числе и к арендуемому движимому имуществу и к транспортным средствам, отнесенным к недвижимым вещам. Учитывая изложенное, в целях учета валютных операций при расчетах между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами по договорам аренды / лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при ввозе (вывозе) указанного имущества в РФ (из РФ) должно осуществляться оформление ПС в соответствии с требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции № 117-И. В случаях, когда отсутствует ввоз (вывоз) указанного имущества в РФ (из РФ), Инструкция № 117-И предусматривает возможность оформления ПС по договорам аренды / лизинга этого имущества. В связи с этим при кодировании валютных операций, связанных с платежами в качестве арендной платы по договорам аренды / лизинга, следует использовать коды из группы 20 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанного в приложении 2 к Инструкции № 117-И. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
2. | Каким образом оформляется паспорт сделки (далее - ПС) по контракту, если не указана сумма контракта? | Если резидент исходя из известных ему на дату оформления сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долларов США, то необходимо оформить ПС. В этом случае в графе 5 раздела 3 ПС проставляется символ б/с (п.5 Порядка заполнения ПС, приложение 4 к Инструкции № 117-И). | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
1. | В каких случаях резидент
обязан представить в уполномоченный банк
справку о валютных операциях? Представляется ли справка о валютных операциях при продаже резидентом иностранной валюты уполномоченному банку, покупке иностранной валюты у уполномоченного банка, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, при списании комиссии уполномоченного банка? |
Справка о валютных операциях представляется в уполномоченный банк при идентификации средств в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента, а также при списании средств в иностранной валюте со счета резидента в уполномоченном банке при проведении указанных резидентом валютных операций (пункты 1.2 и 1.3 Инструкции № 117-И). В соответствии с п.1.5 Инструкции № 117-И при поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке в случае, если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка о валютных операциях резидента подписывается сотрудником уполномоченного банка в порядке, установленном п.1.5 Инструкции № 117-И. При продаже резидентом иностранной валюты, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), покупке иностранной валюты и зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, а также при списании комиссии информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И. При этом ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк. | Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30. |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510