ОПЕРАЦИИ С КЛИЕНТАМИ

Валютные операции

Представление документов и информации при осуществлении валютных операций

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

18. Ассоциация российских банков по инициативе банков – членов АРБ обращается с просьбой рассмотреть вопрос о внесении изменений в Положение ЦБ РФ от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее – Положение № 258-П).

Частью четвертой статьи 23 Федерального закона от 10 декабря 2004 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» установлен закрытый перечень документов валютного контроля, включая паспорт сделки, которые могут быть истребованы агентами валютного контроля от резидентов и нерезидентов. Порядок представления этих документов установлен Положением № 258-П.

В частности, в соответствии с пунктом 2.4 Положения № 258-П резидент обязан представить в банк паспорта сделки установленные законом документы в срок не превышающий:

15 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации или оформлены документы, подтверждающие выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

По мнению банков – членов АРБ, указанные сроки не учитывают реальные проблемы крупных российских внешнеторговых компаний и обслуживающих их банков.

Во-первых, фактические сроки таможенного декларирования товаров при их экспорте и импорте практически идентичны, в то время как в соответствии с Положением № 258-П срок представления подтверждающих документов и справки при экспорте – 15 дней, а при импорте – 45 дней после окончания отчетного месяца.

Во-вторых, срок представления подтверждающих документов при экспорте (15 дней), недостаточен для некоторых экспортеров, осуществляющих таможенное оформление экспорта оборудования и материалов в различных регионах России. Учитывая продолжительное время пересылки документов, связанных с таможенными процедурами, необходимость их обработки, анализа и составления справки о подтверждающих документах (далее – справки), у крупных компаний возникают объективные сложности с соблюдением сроков представления таможенных деклараций и справок в банки, где открыты паспорта сделок. Акты (сертификаты) выполненных работ (оказанных услуг, переданных результатов интеллектуальной деятельности) фактически в 90 процентах случаев оформляются с зарубежными контрагентами за пределами Российской Федерации. Указанные документы в основном формируются после предусмотренных условиями контракта контрольных событий временного графика и на определенный период (как правило, месяц). Учитывая время их пересылки из-за рубежа, необходимость их анализа и составления по ним справки, крупные компании также не в состоянии представить акты и справку по ним в банк паспорта сделки в установленный 15-дневный срок, следующий за месяцем, в котором они были оформлены.

В-третьих, сроки представления документов валютного контроля, установленные Положением № 258-П, могут не коррелировать со сроками, установленными Инструкцией Банка России от 15 июня 2004 года № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (далее – Инструкция № 117-И) в тех случаях, когда экспорт товаров (работ, услуг) сопровождается получением кредита.

Например, при осуществлении международного строительного подряда в некоторых случаях заключаются контракты, предполагающие, что все расчеты должны осуществляться через счета, открытые в зарубежных банках. В этом случае российские компании оказываются обязанными представлять в банк паспорта сделки в различные сроки формы строгой отчетности по валютным операциям, осуществленным в один и тот же отчетный период. Так, документы, подтверждающие выполнение работ и справка по ним в соответствии с Положением № 258-П должны быть представлены в банк паспорта сделки в 15-дневный срок после окончания месяца, в котором они были оформлены. Справка же о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам в соответствии с Инструкцией № 117-И представляется в срок, не превышающий 45 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции.

На основании изложенного Ассоциация российских банков считает целесообразным установить единый 45-дневный срок для представления в банк паспорта сделки подтверждающих документов и справок о подтверждающих документах, как при импорте, так и при экспорте товаров, работ или услуг, передаче результатов интеллектуальной деятельности и исключительных прав на них.

Учитывая изложенное, просим Вас поддержать инициативу банковского сообщества о внесении соответствующих изменений в пункт 2.4 Положения № 258-П.
Департамент финансового мониторинга и валютного контроля (далее - Департамент) рассмотрел письмо Ассоциации российских банков от 02.07.2008 № ОА-02/5-392 (далее - письмо) и сообщает следующее.

По первому вопросу.

В настоящее время Департаментом проводится работа по внесению изменений в Положение Банка России от 1 июня 2004 года № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее - Положение № 258-П), направленная на решение проблемы, связанной со своевременным представлением резидентом в банк ПС подтверждающих документов и справки о подтверждающих документах в случае экспорта/импорта товаров, включая товары, подлежащие таможенному декларированию, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом.

Кроме того, указанные изменения уточняют, какие документы являются подтверждающими при экспорте и импорте товаров, подлежащих декларированию таможенным органам, а также товаров, которые не подлежат декларированию в соответствии с требованием таможенного законодательства Российской Федерации.

В частности, в соответствии с предполагаемыми изменениями, срок представления резидентом соответствующих подтверждающих документов будет отсчитываться не от месяца, в котором осуществлялся фактический ввоз (вывоз) указанных товаров, а от даты выпуска (условного выпуска) товара либо даты принятия таможенным органом таможенной декларации в случаях их выпуска таможенными органами до подачи таможенной декларации, то есть фактически от даты оформления подтверждающих документов, что в целом аналогично ранее действовавшему порядку представления подтверждающих документов (ГТД), установленному Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 13.10.1999 г. № 86-И, 01-23/26541 «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию выручки от экспорта товаров» и Инструкцией Банка России и Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 04.10.2000 г. № 91-И, 01-11/28644 «О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров».

Доводим до сведения, что указанная работа ведется совместно с Росфиннадзором и ФТС России.

По второму вопросу.

В соответствии с пунктом 2.3 Положения № 258-П подтверждающие документы представляются резидентом в банк ПС в соответствии с требованиями, установленными частью 5 статьи 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Федеральный закон № 173-ФЗ).

Согласно части 5 статьи 23 Федерального закона № 173-ФЗ документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

На основании изложенного полагаем, что в случае если резидент не успевает представить подлинники подтверждающих документов в банк ПС в сроки, установленные пунктом 2.4 Положения № 258-П, то для своевременного представления их в банк ПС он может представить копии указанных документов, полученные посредством факсимильной, электронной или иной связи от контрагента и заверенные надлежащим образом (например, в порядке, установленном уполномоченным банком).

Кроме того, указанными выше изменениями в Положение № 258-П, в том числе уточняется, что считать датой оформления подтверждающих документов при выполнении работ, оказании услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

По третьему вопросу.

Инструкция Банка России от 15.06.2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» и Положение № 258-П определяют требования для оформления 2 видов паспорта сделки (далее - ПС):

1) ПС, оформляемый по кредитным договорам (договорам займа);

2) ПС, оформляемый в случае экспорта/импорта товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом.

В связи с этим установлен разный порядок представления соответствующих подтверждающих документов.

В случае, указанном в Вашем письме, резидентом должны быть оформлены два ПС, один по кредитному договору, второй по внешнеторговому контракту строительного подряда.

Исходя из указанных нормативных актов Банка России, справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам представляется резидентом в банк ПС для целей учета валютных операций по паспорту сделки, оформляемому по кредитному договору (договору займа).

Справка о подтверждающих документах представляется резидентом в банк ПС по ПС, оформляемому по внешнеторговому контракту, для отражения в Ведомости банковского контроля сведений о подтверждающих документах.

Учитывая, что справка о подтверждающих документах и справка о расчетах через счета за рубежом по кредитным договорам предоставляются по разным видам ПС и предназначены для различных целей, отсутствует необходимость устанавливать единые сроки для их представления резидентом в банк ПС.
Письмо АРБ Председателю ЦБ РФ Игнатьеву С.М. "О внесении изменений в пункт 2.4 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 года № 258-П" от 02.07.2008
№ А-02/5-392

Ответ ЦБ РФ на письмо АРБ "О внесении изменений в пункт 2.4 Положения ЦБ РФ от 1 июня 2004 года № 258-П"
от 14.08.2008 № 12-1-5/1677

17.

Необходимо ли резиденту оформлять ПС в уполномоченном банке при оплате международных пошлин во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (далее - ВОИС) за регистрацию товарных знаков?

Уплата резидентами международной пошлины в ВОИС за регистрацию товарных знаков на основании пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"   является валютной операцией, которая в силу статьи 6 указанного Федерального закона может осуществляться между резидентами и нерезидентами без ограничений.

На основании пункта 3.1 Инструкции N 117-И действие установленного разделом II Инструкции N 117-И порядка оформления ПС распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации или ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.

В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Согласно Определению Конституционного суда Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 283-О пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом, а также с регистрацией товарного знака, регистрацией и предоставлением права пользования наименованием места происхождения товара, подпадают под понятие сбора (пункт 2 статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации).

Характеристика указанных пошлин как сборов корреспондирует международным договорам, участником которых является Россия, - Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договору о патентной кооперации, Мадридскому соглашению о регистрации знаков и др.

Учитывая правовую природу указанных пошлин, а также правоотношения, регулируемые пунктом 3.1 Инструкции N 117-И, при осуществлении валютных операций по оплате резидентами международных пошлин в ВОИС за международную регистрацию товарных знаков ПС в уполномоченном банке резидентом не оформляется.

Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36
16.

Требуется ли оформление паспорта сделки (далее - ПС) при совершении валютных операций по внешнеторговым контрактам, заключенным от имени юридического лица - резидента его зарубежным представительством (филиалом) с нерезидентом, при условии осуществления расчетов через счета представительства (филиала) юридического лица - резидента, открытые в банке-нерезиденте?

 

Действующие нормативные акты Банка России, в том числе Инструкция N 117-И, не предусматривают каких-либо изъятий из общих правил оформления ПС по субъектному составу, включая случаи, когда внешнеторговые контракты заключены с нерезидентами от имени юридического лица - резидента его зарубежными представительствами (филиалами).

Статьей 55 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что представительства и филиалы не являются юридическими лицами.

В соответствии с требованиями пункта 3.4 Инструкции N 117-И в случае осуществления всех валютных операций по контрактам через счета, открытые в банках-нерезидентах, юридическому лицу - резиденту следует оформить паспорт сделки в территориальном учреждении Банка России по месту своей государственной регистрации. В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контрактам. 

Информационное письмо Банка России от 6 августа 2007 № 36

15. Какая сумма должна быть указана резидентом в п.6.2 листа 2 паспорта сделки (ПС) (Приложение 4 к Инструкции № 117-И) при переоформлении ПС по кредитному договору (договору займа), оформленному после 18.06.2004 (дата вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"): сумма задолженности по основному долгу, сложившаяся на день переоформления ПС с учетом денежных средств, которые были получены (предоставлены) и/или возвращены резидентом до переоформления ПС, или сумма задолженности, указанная в первоначально оформленном ПС?
Какая информация указывается в пп.6.3 и 6.4 листа 2 ПС при переоформлении ПС (Приложение 4 к Инструкции № 117-И) по кредитному договору (договору займа)?
При переоформлении резидентом ПС по кредитному договору (договору займа) информация, указанная в п.6.2 листа 2 ПС, переносится из первоначально оформленного ПС в переоформляемый ПС без изменения.
Информация, указанная в пунктах 6.3 и 6.4 листа 2 ПС, при переоформлении ПС переносится из первоначально оформленного ПС также без изменения. Однако в случае если в графики предстоящих платежей по получению (предоставлению) и/или по возврату средств, которые будут осуществляться после даты переоформления ПС, были внесены изменения, при переоформлении ПС указанные изменения должны быть учтены при заполнении пунктов 6.3 и 6.4 листа 2 ПС.
Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34.
14. Какой код вида валютной операции следует указывать в справке о валютных операциях при переводе страховой компанией - резидентом страховых выплат нерезиденту при наступлении страхового случая? При переводе страховой компанией - резидентом страхового возмещения нерезиденту при наступлении страхового случая рекомендуем указывать в справке о валютных операциях код 70080 "прочие платежи резидентов в пользу нерезидентов по неторговым операциям" (Приложение 2 к Инструкции № 117-И). Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34.
13. Требуется ли оформление ПС по валютной операции между резидентом и нерезидентом за бункеровку топливом судов нерезидентов в российских портах, вывозимым с таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме "перемещение припасов"? На основании п.3.1 Инструкции № 117-И действие установленного разделом II Инструкции № 117-И порядка оформления паспорта сделки распространяется, в частности, на валютные операции между резидентом и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов за вывозимые с таможенной территории РФ товары по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом.
В соответствии с п.4 ст.2 Федерального закона от 08.12.2003 № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под внешнеторговой деятельностью понимается деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли, в частности, товарами. При этом в соответствии с пп.7 и 28 ст.2 Федерального закона № 164-ФЗ под внешней торговлей товарами, в частности, понимается экспорт товаров, т.е. вывоз товара с таможенной территории РФ без обязательства об обратном ввозе.
Вместе с тем Таможенным кодексом РФ (ст.264) установлен специальный таможенный режим - "перемещение припасов", при котором товары, предназначенные, в частности, для использования на морских (речных) судах, а также товары, предназначенные для продажи членам экипажей и пассажирам таких морских (речных) судов, перемещаются через таможенную границу без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Учитывая, что при бункеровке судов нерезидентов топливом в российских портах указанное топливо вывозится с таможенной территории РФ в таможенном режиме "перемещение припасов", а не в таможенном режиме "экспорт", оформления паспорта сделки при осуществлении расчетов между резидентом и нерезидентом за бункеровку судов нерезидентов не требуется.
Информационное письмо ЦБ РФ от 06.03.2006 № 34.
12. Следует ли включать в базу данных по валютным операциям, ведущуюся по банковским счетам клиентов в соответствии с требованиями, установленными п.1.17 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция № 117-И), информацию о собственных валютных операциях уполномоченного банка, совершаемых от своего имени и за свой счет? В соответствии с п.1.1 Инструкции № 117-И действие главы 1 Инструкции не распространяется на валютные операции, осуществляемые кредитными организациями - резидентами от своего имени и за свой счет, за исключением валютных операций, осуществляемых с использованием специальных банковских счетов нерезидентов в валюте РФ в порядке, установленном нормативным актом Банка России о видах специальных счетов резидентов и нерезидентов. Таким образом, в электронную базу данных по валютным операциям, ведущуюся уполномоченным банком по счетам своих клиентов в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И, не включается информация о собственных валютных операциях уполномоченного банка. Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33.
11. Какие коды вида валютной операции, приведенные в Приложении 2 к Инструкции № 117-И, должен содержать расчетный документ при осуществлении операции по переводу брокером-резидентом денежных средств в валюте Российской Федерации со своего специального брокерского счета, напр., счета "С", клиенту-нерезиденту на его специальный банковский счет того же вида? В соответствии с требованиями Приложения 2 к Инструкции № 117-И при кодировании валютной операции, осуществляемой между резидентом и нерезидентом и связанной с переводом денежных средств в валюте РФ со специального брокерского счета резидента на специальный банковский счет нерезидента, в расчетном документе брокером-резидентом проставляется код вида валютной операции "52180". Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33.
10. В случае переоформления резидентом Паспорта сделки (ПС) на основании дополнения к импортному контракту, включающему в себя, кроме импорта товаров, также оказание услуг, какой код вида контракта указывается в четвертой части номера ПС? В соответствии с п.3.17 Инструкции № 117-И номер ПС, присвоенный при оформлении резиденту ПС банком ПС, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по ПС в банке ПС. В этой связи в случае внесения в контракт на импорт товаров изменений, предусматривающих, помимо импорта товаров, оказание услуг, номер ПС, ранее присвоенный при оформлении резиденту ПС по импортному контракту банком ПС, переносится в переоформленный ПС и, следовательно, в четвертой части номера ПС сохраняется код вида контракта - 2. Информационное письмо ЦБ РФ от 30.09.2005 № 33.
9. Оформляется ли паспорт сделки при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту? Согласно п.2 ст.1 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ" адвокатская деятельность не является предпринимательской. Юридическая помощь оказывается адвокатом доверителю на основе соглашения, представляющего собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (ст.25 Федерального закона № 63-ФЗ). В соответствии с положениями межправительственных соглашений о неторговых платежах, заключенных Российской Федерацией с рядом иностранных государств, плата за правовую помощь включена в перечень неторговых платежей. Учитывая изложенное, валютные операции между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту в соответствии с заключенным договором можно классифицировать как неторговые операции, и соответственно указанный договор нельзя квалифицировать как внешнеторговый. Следовательно, требования главы 3 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" не распространяются на расчеты по вышеуказанному договору. Таким образом, паспорт сделки не оформляется при проведении валютных операций между адвокатским образованием, являющимся юридическим лицом - резидентом, и нерезидентом при осуществлении расчетов за оказанные адвокатом - резидентом юридические услуги нерезиденту. Информационное письмо ЦБ РФ от 15.06.2005 № 32.
8. По каким кодам видов валютных операций, приведенным в приложении 2 к Инструкции № 117-И, следует отражать в базе данных по валютным операциям, а также в отчетности по форме 0409664 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых по банковским счетам клиентов в уполномоченных банках" и по форме 0409665 "Отчет о валютных операциях, осуществляемых с оформлением паспорта сделки" операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента, не идентифицированные резидентом в сроки, установленные валютным законодательством? Операции по зачислению средств в иностранной валюте на транзитный валютный счет резидента до их идентификации резидентом в порядке, установленном валютным законодательством, могут отражаться уполномоченным банком в базе данных по валютным операциям, ведущейся в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И, по коду "00000". В случае, если на момент составления отчетности по ф.0409664 резидентом не идентифицированы поступления на транзитный валютный счет резидента (не представлена справка о валютных операциях), уполномоченному банку рекомендуется учесть указанные средства по коду "00000" в отчетности по ф.0409664. После идентификации резидентом поступлений по видам валютных операций уполномоченному банку следует внести изменения в отчетность по ф.0409664 за предыдущие отчетные периоды в соответствии с п.3 Порядка составления и представления отчетности по ф.0409664. Соответствующие уточнения будут внесены в Порядок составления и представления отчетности по ф.0409664 Указания № 1376-У. Информация о средствах в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента и не идентифицированных им на момент составления отчетности по ф.0409665, не может быть включена уполномоченным банком в Ведомость банковского контроля, формируемую в соответствии с приложением 3 к Положению № 258-П, и, соответственно, в отчетность по ф.0409665 до представления резидентом справки о валютных операциях с указанием в ней номера ПС и кода валютной операции. В указанном случае изменения в отчетность за предыдущие периоды вносятся и представляются уполномоченным банком в соответствии с п.1.3 Порядка составления и представления отчетности по ф.0409665 после представления резидентом справки о валютных операциях. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
7. Какое наименование и цифровой код страны иностранного контрагента в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира (ОКСМ) следует указывать в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС, если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории РФ? Если иностранной стороной по контракту (кредитному договору) является представительство (филиал) иностранной компании, расположенное на территории РФ, в графах 2 и 3 раздела 2 "Реквизиты иностранного контрагента" ПС указываются наименование и цифровой код страны иностранной компании. Если страна иностранной компании неизвестна, то в графе 2 раздела 2 ПС ставится прочерк, а в графе 3 раздела 2 ПС может быть указан код "997" (с учетом абзаца второго п.III.8 Порядка составления и представления отчетности по форме 0409402 "Сведения о расчетах между резидентами и нерезидентами за выполнение работ, оказание услуг, передачу информации, результатов интеллектуальной деятельности и операции неторгового характера", приложение 1 к Указанию ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации". В графе 3 раздела 2 ПС не может быть указан цифровой код Российской Федерации - "643". Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
6. Возможны ли выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту со счетов резидента, открытых в другом банке (не являющемся банком ПС)? На основании п.2.8 Инструкции № 117-И резидент осуществляет валютные операции по кредитному договору только через свои счета, открытые в банке ПС, за исключением валютных операций по кредитному договору, проводимых через счета, открытые в банке - нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ или актами органов валютного регулирования, либо в иных случаях - на основании разрешений, выданных ЦБ РФ. Таким образом, выплата процентов по кредиту и погашение суммы основного долга по кредиту осуществляются резидентом со счета, открытого в банке ПС. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
5. Может ли уполномоченный банк (далее - банк ПС) отказать в подписании паспорта сделки по контракту в случае нарушения резидентом сроков, установленных п.3.14 Инструкции № 117-И? Основания отказа банка ПС в подписании ПС установлены п.3.12 Инструкции № 117-И. Нарушение резидентом установленных п.3.14 Инструкции № 117-И сроков представления в банк ПС документов для оформления ПС в качестве основания для отказа в подписании ПС в п.3.12 Инструкции № 117-И не предусмотрено. Таким образом, банк ПС при отсутствии оснований для отказа, предусмотренных п.3.12 Инструкции № 117-И, подписывает ПС и в случае представления резидентом необходимых документов с нарушением сроков, установленных п.3.14 Инструкции № 117-И. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
4. Необходимо ли оформлять паспорт сделки по договорам страхования и перестрахования? В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в ред. Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) страховые услуги, в том числе услуги по страхованию (перестрахованию), являются одним из видов международных услуг. В связи с этим при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договору страхования (перестрахования) резиденту следует оформить ПС в порядке, установленном Инструкцией № 117-И. В этом случае в четвертой части номера указывается код вида контракта "3" или "4", а в разделе 3 "Общие сведения о контракте" в качестве общей суммы контракта отражается сумма предусмотренной договором страховой премии. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
3. Необходимо ли оформлять паспорт сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами по договорам аренды и лизинга? В соответствии с Временным классификатором услуг по внешнеэкономической деятельности (в ред. Постановления Госкомстата России от 06.02.2001 № 11) аренда недвижимого имущества и транспортных средств отнесена к услугам, а Инструкция № 117-И определяет именно порядок учета валютных операций. В то же время Таможенный кодекс РФ относит к товарам любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Это требование относится в том числе и к арендуемому движимому имуществу и к транспортным средствам, отнесенным к недвижимым вещам. Учитывая изложенное, в целях учета валютных операций при расчетах между резидентами (юридическими лицами и физическими лицами - индивидуальными предпринимателями) и нерезидентами по договорам аренды / лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, при ввозе (вывозе) указанного имущества в РФ (из РФ) должно осуществляться оформление ПС в соответствии с требованиями пунктов 3.1 и 3.3 Инструкции № 117-И. В случаях, когда отсутствует ввоз (вывоз) указанного имущества в РФ (из РФ), Инструкция № 117-И предусматривает возможность оформления ПС по договорам аренды / лизинга этого имущества. В связи с этим при кодировании валютных операций, связанных с платежами в качестве арендной платы по договорам аренды / лизинга, следует использовать коды из группы 20 Перечня валютных операций клиентов уполномоченных банков, указанного в приложении 2 к Инструкции № 117-И. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
2. Каким образом оформляется паспорт сделки (далее - ПС) по контракту, если не указана сумма контракта? Если резидент исходя из известных ему на дату оформления сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долларов США, то необходимо оформить ПС. В этом случае в графе 5 раздела 3 ПС проставляется символ б/с (п.5 Порядка заполнения ПС, приложение 4 к Инструкции № 117-И). Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.
1. В каких случаях резидент обязан представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях?
Представляется ли справка о валютных операциях при продаже резидентом иностранной валюты уполномоченному банку, покупке иностранной валюты у уполномоченного банка, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, при списании комиссии уполномоченного банка?
Справка о валютных операциях представляется в уполномоченный банк при идентификации средств в иностранной валюте, поступивших на транзитный валютный счет резидента, а также при списании средств в иностранной валюте со счета резидента в уполномоченном банке при проведении указанных резидентом валютных операций (пункты 1.2 и 1.3 Инструкции № 117-И). В соответствии с п.1.5 Инструкции № 117-И при поступлении иностранной валюты на счет резидента в уполномоченном банке в случае, если договором между уполномоченным банком и резидентом предусмотрено, что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку о валютных операциях, указанная справка резидентом в уполномоченный банк не представляется. В этом случае справка о валютных операциях резидента подписывается сотрудником уполномоченного банка в порядке, установленном п.1.5 Инструкции № 117-И. При продаже резидентом иностранной валюты, переводе иностранной валюты с транзитного валютного счета на текущий валютный счет (специальный банковский счет), покупке иностранной валюты и зачислении (списании) наличной иностранной валюты на счет (со счета) резидента, а также при списании комиссии информация об операциях резидента по расчетам с уполномоченным банком вносится уполномоченным банком в электронную базу данных по валютным операциям в соответствии с п.1.17 Инструкции № 117-И. При этом ответственность за правильность проставления кода валютной операции несет уполномоченный банк. Информационное письмо ЦБ РФ от 31.12.2004 № 30.

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510