ОТЧЕТНОСТЬ

Отчетность в соответствии с МСФО

     Архив

№ п/п

Вопрос

Ответ

Источник

28. Учитывая многогранность и сложность составления финансовой отчетности по МСФО, считаем необходимым разработку Банком России детальных методических рекомендаций по практическому применению Международных стандартов и составлению отчетности. В соответствии с Планом перехода банковского сектора Российской Федерации на МСФО Банком России проведены необходимые методологические мероприятия по подготовке к переходу банковского сектора на МСФО, в том числе: подготовлены Указания Банка России от 25.12.2003 № 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями" и разработаны Методические рекомендации "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" от 25.12.2003 № 181-Т (для составления финансовой отчетности за 2004 и 2005 годы), которые в связи с изменениями, внесенными в действующие стандарты и введением новых стандартов, заменены Методическими рекомендациями от 10.02.2006 № 19-Т (для составления финансовой отчетности за 2006 год), а затем от 30.04.2008 № 51-Т (для составления финансовой отчетности за 2007 год). В указанных документах даны рекомендации по практическому применению Международных стандартов и представлены примеры отчетных форм, порядок их заполнения и подходы к раскрытию информации, содержащейся в финансовой отчетности.

В настоящее время Банк России готовит новую редакцию Методических рекомендаций "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" за 2008 год, в которой будет изложен порядок составления финансовой отчетности, учитывающий требования действующих международных стандартов финансовой отчетности и их интерпретаций, обязательных к применению в отношении годовых периодов, начинающихся с 1 января 2008 года, а так же изменения, произошедшие в связи с введением с 1 января 2008 года в Российских правилах бухгалтерского учета (Положение № 302-П) метода начисления, классификации ценных бумаг в соответствии с МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты – признание и оценка", отражения доходов и расходов по ценным бумагам в зависимости от их классификации по оценочным категориям на счетах доходов или расходов и капитала.

В целях оказания методологической помощи в сети Интернет на сайте Банка России открыт раздел "Информационно-аналитические материалы / Бухгалтерский учет и отчетность / Переход на МСФО", в котором в том числе размещаются проекты Методических рекомендаций и другие материалы по практическому применению МСФО при составлении финансовой отчетности.

Банк России в рамках своей компетенции рассматривает и отвечает на поступающую от кредитных организаций корреспонденцию по вопросам составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО.
Письмо Банка России от 18.12.2008 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности"
27. Региональным банкам трудно обеспечить качественное обучение специалистов теоретическим основам МСФО и практическим навыкам их применения, т.к. это связано с дорогостоящими командировками и не снимает проблемы получения своевременной консультационно-методической помощи. В связи с этим считаем целесообразным создание учебно-методических отделов при территориальных управлениях ЦБ РФ, отдельные специалисты которых регулярно проходят обучение по МСФО при ЦБ РФ. Такой отдел мог бы проводить обучающе-методическую работу и по иным сложным вопросам банковской деятельности, что повысит общий профессиональный уровень банковских специалистов и создаст благоприятные предпосылки для перехода на ведение бухгалтерского учета по МСФО. В целях обеспечения перехода банковского сектора на международные стандарты финансовой отчетности Банком России проделана большая работа по обучению специалистов кредитных организаций.

Во втором полугодии 2003 года и в 2004 году Банк России совместно с ЗАО "ПрайсвотерхаусКуперс" провел 128 учебных мероприятия со специалистами кредитных организаций, на которых рассмотрены общие понятия сущности МСФО, их отличие от российских стандартов по принципам и практике применения, осуществлено обучение теоретическим основам и практическим навыкам по подготовке финансовой отчетности в соответствии с МСФО. В указанных мероприятиях приняли участие около четырех с половиной тысяч представителей кредитных организаций.

В 2007-2008 годах обучение специалистов кредитных организаций проводится по двум программам, по которым предусмотрено обучить 2300 человек:

Программа "Основы МСФО", рассчитана на специалистов в области бухгалтерского учета и внутреннего аудита, обладающих базовыми знаниями в области финансов, банковской деятельности и бухгалтерского учета и не имеющих опыта или имеющих ограниченный опыт применения МСФО на практике. Программа предусматривает рассмотрение теоретических основ и иллюстративных примеров применения МСФО кредитными организациями.

Программа "Практика применения МСФО" рассчитана на специалистов в области бухгалтерского учета и внутреннего аудита, обладающих базовыми знаниями в области МСФО и имеющих опыт применения МСФО на практике. Программа ориентирована на рассмотрение и анализ большого количества практических аспектов применения МСФО кредитными организациями и на анализ финансовой отчетности кредитных организаций, составленной в соответствии с МСФО.

При этом кредитным организациям предоставлено право самостоятельного выбора программы обучения на основе уровня теоретических знаний и практических навыков применения МСФО направляемых на обучение специалистов.

По состоянию на 1 октября 2008 года по двум программам обучено около 1800 специалистов кредитных организаций.

В 2008 году по специализированной программе "Международные стандарты финансовой отчетности" прошли обучение 64 аудитора, имеющих квалификационные аттестаты в области банковского аудита.

На веб-сайте (www.banks2ifrs.ru) размещены материалы, содержащие учебные пособия по отдельным МСФО, методические бюллетени, посвященные МСФО, иллюстративные примеры финансовой отчетности по МСФО и другая информация по вопросам МСФО. Продолжение работы веб-сайта предусматривается до 31 марта 2011 года.

Кроме того сообщаем, что в функции Банка России не входит обучение специалистов кредитных организаций.
Письмо Банка России от 18.12.2008 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности"
26. За последние 10 лет стандарты бухгалтерского учета серьезным, если не сказать кардинальным образом менялись дважды (205-П, 302-П). Данные изменения потребовали значительных инвестиций в разработку ПО банков, ее отладку, переучку операционного персонала. Все это не могло не сказаться на изменении стоимости услуг для клиентов коммерческих банков. Предполагалось, что изменения приведут к внедрению МСФО в банках. Тем не менее, настоящие банковские правила учета все еще далеки от МСФО – можно не упоминать в свете текущих событий.

Существует ли программа развития бухучета в банках с тем, чтобы банки могли знать о новых редакциях бухгалтерских правил и могли планировать свои издержки соответственно?

Какое количество изменений в бухгалтерских правилах ожидается?

Существуют ли планы гармонизации банковского учета со стандартами Минфина России?
Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина Российской Федерации от 1 июля 2004 года № 180, предусматривает, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.

В рамках реализации вышеуказанной Концепции Банком России проведен анализ принципов международных стандартов, полноты их применения в принципах бухгалтерского учета, заложенных в положениях Банка России по ведению бухгалтерского учета в банковской системе.

Результаты анализа, проведенного Банком России, положены в основу изменений ранее действующих норм по бухгалтерскому учету, нашедших свое отражение в Положении № 302-П. Указанным нормативным актом введен принцип учета доходов и расходов по методу начисления, классификация ценных бумаг в кредитных организациях приведена в соответствие с МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты – признание и оценка", установлен порядок оценки и отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери и отражения доходов и расходов в зависимости от классификации ценных бумаг на счетах доходов или расходов и капитала.

Дальнейшее сближение российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с международными принципами ведения бухгалтерского учета предусматривает рассмотрение вопросов учета амортизированной стоимости финансовых активов и обязательств с использованием метода эффективной ставки процента, производных финансовых инструментов, векселей, ссуд и дебиторской задолженности, резервов, обесценения активов, операций с нематериальными активами, инвестиционной недвижимостью и ряда других.

Департаментом бухгалтерского учета и отчетности разработан план мероприятий по дальнейшему сближению российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с Международными стандартами финансовой отчетности на 2008 и последующие годы. В указанном плане мероприятий в качестве очередных задач предусмотрено:

- рассмотрение целесообразности и необходимости внесения, с учетом законодательства Российской Федерации, изменений в нормативные акты Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях по отражению нематериальных активов, производных инструментов, убытков от обесценения активов;

- анализ возможности применения международных стандартов в банковской системе Российской Федерации по отражению в бухгалтерском учете финансовых инструментов по амортизированной стоимости с учетом эффективной ставки процента, операций по отложенному налогообложению на базе МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", операций с инвестиционной недвижимостью.

Внедрение принципов МСФО при ведении бухгалтерского учета по операциям, не являющимися банковскими, должно быть регламентировано нормативными актами и методическими рекомендациями Минфина России.
Письмо Банка России от 18.12.2008 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности"
25. Ведется ли разработка программы Банка России для приема отчетности по МСФО в электронном виде? Разработка универсальной программы для приема и обработки отчетности по МСФО в электронном виде в настоящее время не представляется возможной.

Совет по МСФО периодически выпускает новые стандарты финансовой отчетности и их интерпретации и вносит изменения в действующие. В связи с этим Банк России разрабатывает Методические рекомендации "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности", которые содержат примерные формы раскрытия информации. Они носят рекомендательный характер и выпускаются для оказания помощи кредитным организациям в подготовке финансовой отчетности по МСФО.

Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО, могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, структуры и специфики операций кредитной организации, объема совершаемых операций, не нарушая при этом требований МСФО, например, путем:

- введения дополнительных статей финансовой отчетности по операциям, размер и характер которых, исходя из принципа существенности, таков, что их отдельное представление в финансовой отчетности повысит прозрачность и качество информации, представленной в данной финансовой отчетности, а также будет способствовать адекватному восприятию финансовой отчетности пользователями;

- исключения либо объединения отдельных статей финансовой отчетности кредитной организации вследствие отсутствия либо несущественности объемов отдельных операций для обеспечения адекватного восприятия финансовой отчетности пользователями.
Письмо Банка России от 18.12.2008 "Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности"
24. В каком виде представлять отчетность по МСФО в территориальные учреждения Банка России: в электронном или на бумажных носителях? Планируется ли разработка программы Банка России и прием отчетности по МСФО в электронном виде? Финансовая отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО представляется в территориальные учреждения Банка России на бумажных носителях.
Рекомендации о возможности использования ИТ-продуктов в процессе подготовки кредитными организациями финансовой отчетности в соответствии с МСФО размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе "Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО" 03.11.2004 (ответ на вопрос № 6).

Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".

23. Какие существуют планы по сокращению перечня существующей отчетности кредитных организаций в связи с переходом на регулярную отчетность по МСФО?
Будут ли внесены изменения в положения Банка России о публикуемой отчетности и консолидированной отчетности в связи с отменой Инструкции ЦБ РФ от 01.10.1997 № 17 и выходом Указаний от 16.01.2004 № 1376-У?
В 2003-2004 годах Банком России была проведена работа по оптимизации отчетности, в ходе которой изучен опыт ряда европейских стран по построению форм пруденциальной отчетности, а также предложения банковского сообщества по оптимизации отчетности. В результате было отменено 7 форм отчетности, эффективность использования которых в рамках надзора была невелика (30% от общего числа действующих пруденциальных форм отчетности на 1 января 2004 года). Ряд форм отчетности был переработан в целях повышения их информативности о рисках, принимаемых кредитными организациями.
В частности, Указанием Банка России от 22.09.2004 № 1503-У "Об упорядочении отдельных актов Банка России" отменена инструкция от 01.10.1997 № 17 "О составлении финансовой отчетности", а также входящие в нее приложения, обеспечивавшие в свое время приближение отчетности кредитных организаций к МСФО (Агрегированный балансовый отчет (ф.113), Агрегированный отчет о прибылях и убытках (ф.114), Данные о движении денежных средств (ф.123)). Другие формы пруденциальной отчетности, содержащиеся в указанной инструкции, перенесены в Указание ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации".
Работа по оптимизации надзорных форм отчетности в настоящее время продолжается в рамках проекта ЕС/ТАСИС "Банковский надзор и отчетность", основной целью которого является создание системы пруденциальной отчетности, соответствующей мировой надзорной практике. Уточненные формы публикуемой отчетности и консолидированной отчетности и порядок их заполнения приведены в Указании ЦБ РФ от 16.01.2004 № 1376-У.
Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
22. Для определения справедливой стоимости отдельных инструментов потребуется на основании статистических и экономических данных "смоделировать" определенные рынки инструментов. Что будет, в данном случае, считаться независимой экспертизой, подтверждающей реальность данных, полученных в результате моделирования рынков? В соответствии с МСФО 39 для финансовых инструментов, не имеющих котировок на активном рынке, справедливая стоимость может определяться расчетным путем, при этом МСФО требуют раскрытия методов ее определения и существенных исходных данных, используемых для расчета справедливой стоимости.
В целях обеспечения достоверного расчета справедливой стоимости кредитной организации следует предусмотреть внутренние процедуры, определяющие порядок разработки и утверждения методик расчета справедливой стоимости, а также периодичность их пересмотра и проведения проверок достоверности расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов.
Результаты расчетов справедливой стоимости финансовых инструментов и проверок ее правильности должны предоставляться исполнительному органу кредитной организации. В тех случаях, когда оценка справедливой стоимости финансовых инструментов имеет критическое значение для формирования финансового результата деятельности кредитной организации, отчет о результатах проверки достоверности расчета справедливой стоимости должен представляться органу управления кредитной организации, который несет ответственность за определение справедливой стоимости. Внешняя оценка достоверности определения банком справедливой стоимости финансовых инструментов будет производиться внешним аудитором в рамках аудита финансовой отчетности, составленной кредитной организацией в соответствии с МСФО.
Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
21. Может ли кредитная организация, решив все вопросы с отчетностью по МСФО, претендовать на получение генеральной лицензии вне зависимости от величины капитала?
Будут ли применяться для оценки финансового состояния кредитной организации обязательные нормативы, установленные Инструкцией ЦБ РФ № 110-И, и показатели финансовой устойчивости, установленные Указанием Банка России № 1376-У, или будут другие критерии для оценки финансового состояния?
Когда начнет производиться оценка финансового состояния на основании отчетности, составленной в соответствии с МСФО?
Если в результате применения 29 стандарта "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" у кредитной организации возник непокрытый убыток прошлых лет, как на это будет реагировать Банк России?
Официальное сообщение Банка России о переходе банковского сектора Российской Федерации на международные стандарты финансовой отчетности, опубликованное в июне 2003 года в "Вестнике Банка России", предусматривает концептуальные основы перехода, порядок и сроки составления финансовой отчетности по МСФО, а также использование отчетности, составленной в соответствии с МСФО, для применения мер надзорного реагирования в процессе надзора с 1 января 2006 года. Банк России будет анализировать финансовую отчетность, составленную в соответствии с МСФО, представленную кредитными организациями с целью определения влияния применения подходов МСФО на показатели деятельности кредитных организаций, и причин, вызвавших отклонения однородных показателей в финансовой отчетности по МСФО и отчетности, составленной в соответствии с российскими правилами бухгалтерского учета. Вопрос об использовании финансовой отчетности в целях надзора после 1 января 2006 года Банком России будет рассмотрен дополнительно. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
20. Существенное влияние на финансовый результат деятельности банков в соответствии с МСФО оказывает требование стандарта МСФО по учету отложенного налогообложения. Ведется ли совместная работа Банка России, Минфина России, Федеральной налоговой службы России в части приведения налогового законодательства в соответствие с МСФО? Когда появится возможность исчислять налоги на основе учета по МСФО? Регулирование налогового законодательства является функцией Министерства финансов РФ. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу предусматривает снижение затрат на формирование налоговой отчетности путем существенного приближения правил налогового учета к правилам бухгалтерского учета. Банк России при рассмотрении проектов актов РФ по вопросам налогообложения вносит предложения по его совершенствованию с учетом требований международных стандартов. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
19. Надо ли представлять консолидированную отчетность, если дочерние компании проданы на отчетную дату и доля дочерних компаний в активах группы менее 0,001%? В соответствии с § 23 МСФО 27 "Консолидированная и индивидуальная финансовая отчетность" результаты деятельности выбывшей дочерней компании включаются в консолидированный отчет о прибылях и убытках до даты выбытия, которая является датой утраты материнской компанией контроля над этой дочерней компанией. Отчетность дочерних компаний включается в консолидированную отчетность с учетом принципов уместности и существенности. При этом существенность зависит от размера объекта, включаемого в консолидированную отчетность. Информация считается существенной, если ее отсутствие или искажение могли бы повлиять на экономические решения пользователей, принятые на основании консолидированной отчетности. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
18. Будут ли применяться какие-либо санкции к кредитной организации, которая представит отчетность по стандартам МСФО за 2004 год, аудированную фирмой, не отвечающей по квалификационным характеристикам своих специалистов рекомендациям Банка России? Немногие аудиторские компании могут проводить аудит по МСФО, в частности, из-за отсутствия специалистов. Заключения каких российских аудиторских компаний будут приниматься Банком России? Будут ли установлены нормативные требования к аудиторским организациям, которые могут подтверждать отчетность по МСФО за 2005 год со стороны Банка России? Рекомендации Банка России по применению критериев, применяемых при отборе аудиторских организаций, размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе "Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО" 31.03.2004 (ответ на вопрос № 2). Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
17. Когда будут внесены изменения в Положение Банка России от 05.12.2002 № 205-П с целью его приближения к МСФО? Приказом Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 одобрена Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, которая определяет этапы развития бухгалтерского учета и отчетности в среднесрочной перспективе. На первом этапе развития (2004 - 2007 г.г.) предусмотрено утверждение основного комплекса российских стандартов индивидуальной финансовой отчетности общественно значимых субъектов. Второй этап (2008 - 2010 г.г.) предусматривает переход на МСФО и составление консолидированной финансовой отчетности всех хозяйствующих субъектов. Переход на применение принципов международных стандартов в бухгалтерском учете кредитных организаций будет осуществляться одновременно с реальным сектором экономики. Процесс перехода банковского и реального сектора экономики на ведение бухгалтерского учета в соответствии с принципами международных стандартов должен координироваться датой введения соответствующих изменений Минфина РФ совместно с Банком России. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
16. Будет ли опубликован официальный текст перевода МСФО на русский язык? В результате работы, проведенной Банком России, электронная версия перевода стандартов на русский язык размещена Советом по МСФО на Интернет-сайте: "http://www.iasb.org/resources/translations.asp". Обновление текста стандартов осуществляется СМСФО по мере внесения изменений в действующие стандарты и вступления в силу новых. Для получения официального текста МСФО следует оформить доступ к названному файлу в соответствии с условиями, размещенными на сайте Совета по МСФО. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
15. С какого момента необходимо инфлировать взнос в уставный капитал: с момента взноса или с момента регистрации уставного капитала в Банке России? Рекомендации Банка России об инфлировании взноса в уставный капитал размещены на WEB-сайте Банка России в сети Интернет в разделе "Переход банковской системы Российской Федерации на МСФО" 03.11.2004 (ответ на вопрос № 10). Неденежные статьи, включая акционерный капитал, пересчитываются с учетом положений МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" (п.п. 24, 25) путем применения общего индекса цен с начала первого периода применения стандарта или даты взноса, если она оказывается более поздней. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
14. Как планирует Банк России проводить обучение специалистов коммерческих банков для подготовки финансовой отчетности по МСФО? До настоящего времени эффективность этого вида обучения мала. Обучение хорошего специалиста МСФО по времени оценивается в срок до семи лет.
Планирует ли Банк России и когда выпуск дополнительных методических рекомендаций по МСФО?
На семинарах по введению в МСФО и их применению, проведенных Банком России, сообщалось, что обучение проводится организациями, имеющими право на обучение МСФО и соответствующих сертифицированных специалистов. Обучение специалистов кредитных организаций задачей Банка России не является. Банком России в настоящее время подготовлен проект методических рекомендаций о порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности с учетом выхода новых стандартов и внесения изменений и дополнений в действующие стандарты, которые будут доведены до кредитных организаций в установленном порядке. Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
13. Какие санкции будут применяться к кредитным организациям за непредставление отчетности в установленные сроки? За непредставление финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями МСФО в сроки, определенные Указаниями Банка России от 25.12.2003 № 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями", территориальные учреждения Банка России вправе применять меры воздействия, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
12. Когда будут внесены изменения в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности"? Когда будет отменено лицензирование? Какие аудиторские объединения будут признаны органами регистрации аудиторской деятельности? Проект Федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" находится на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Законопроектом "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" предусматривается передача ряда функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым аудиторским объединениям, сведения о которых будут внесены в государственный реестр саморегулируемых аудиторских объединений уполномоченным федеральным органом государственного регулирования аудиторской деятельности в случае их соответствия требованиям, установленным федеральным законом.
Лицензирование аудиторской деятельности по инициативе Минэкономразвития России планируется отменить с 1 января 2006 года путем внесения соответствующих изменений в федеральные законы "О лицензировании отдельных видов деятельности" и "Об аудиторской деятельности".
Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
11. Должен ли аудитор получать доступ к закрытой информации, касающейся защиты информации в организации? Где гарантии, что технические аспекты информационной безопасности не станут известны злоумышленникам? Пунктом 3 части 2 ст.6 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" предусмотрено, что при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано не предпринимать каких бы то ни было действий в целях ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.
В соответствии со ст.8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, и обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором аудируемое лицо или лицо, которому оказались сопутствующие аудиту услуги, вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков, что должно быть предусмотрено условиями договора на оказание аудиторских услуг.
Вопросы и ответы ЦБ РФ от 09.09.2005 "По переходу банковской системы на МСФО".
10. Должна ли кредитная организация, являющаяся материнской компанией ряда кредитных и некредитных дочерних и ассоциированных организаций, составлять и представлять территориальному учреждению Банка России неконсолидированную финансовую отчетность или только консолидированную финансовую отчетность? В соответствии с пунктами 2, 15, 29 МСФО 27 "Консолидированная финансовая отчетность и учет инвестиций в дочерние компании" для составления консолидированной финансовой отчетности по группе материнская компания использует свою отдельную (неконсолидированную) финансовую отчетность, как юридического лица, и финансовые отчетности дочерних компаний, как кредитных организаций, так и некредитных организаций. В § 31 МСФО 27 также предусмотрено, что во многих странах в соответствии с требованиями законодательства или другими требованиями материнская компания представляет отдельную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, как самостоятельного юридического лица. Кроме того, в соответствии с изменениями, внесенными в новую редакцию МСФО 27 "Консолидированная и отдельная финансовая отчетность", материнская компания, контролирующая финансовую и операционную политику дочерних компаний с целью получения выгод от их деятельности, подготавливает помимо консолидированной финансовой отчетности также и свою собственную отдельную финансовую отчетность в случае, если такое требование установлено законодательными или нормативными актами по месту регистрации материнской компании. Данное требование применяется для отчетных периодов, начинающихся с или после 01.01.2005. Более раннее применение новой редакции МСФО 27 не рекомендуется. Требование о представлении кредитными организациями в Банк России консолидированной и неконсолидированной (отдельной) финансовой отчетности установлено в Указании ЦБ РФ от 25.12.2003 № 1363-У "О составлении и представлении финансовой отчетности кредитными организациями", зарегистрированном Минюстом РФ 25.12.2003 № 5365, и предусматривает, что кредитная организация, являющаяся материнской в отношении дочерних или зависимых (ассоциированных) компаний, подготавливает и представляет свою неконсолидированную финансовую отчетность как самостоятельного юридического лица, за периоды, начинающиеся с 01.01.2004 и заканчивающиеся 30.09.2004 и 31.12.2004, и консолидированную финансовую отчетность группы, по отношению к которой кредитная организация выступает материнской компанией, - за период, начинающийся 01.01.2004 и заканчивающийся 31.12.2004. Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
9. Просим разъяснить методику применения индекса-дефлятора при определении стоимости основных фондов со дня их приобретения до 01.01.2004 в целях применения МСФО 16 "Основные средства: признание, оценка и раскрытие в отчетности". Возможно ли применение при определении стоимости основных фондов индекса изменения потребительских цен вместо индекса-дефлятора? В п.5 МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" определено использование общего уровня цен, который отражает изменение общей покупательной способности денег, и в РФ для этих целей рекомендуется применять индексы потребительских цен, рассчитываемые и публикуемые Федеральной службой государственной статистики. В целях определения стоимости основных средств со дня их приобретения до 01.01.2003 в соответствии с МСФО 29 "Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции" рекомендуется использовать индексы потребительских цен в РФ. При определении стоимости основных средств с учетом положений МСФО 29 необходимо следующее:
- подготовить информацию о первоначальной стоимости приобретения и датах приобретения объектов основных средств;
- пересчитать стоимость каждого объекта с учетом индексов цен с даты его приобретения по отчетную дату, принимая во внимание тот факт, что гиперинфляция в РФ прекратилась, начиная с 01.01.2003;
- рассчитать накопленную амортизацию на отчетную дату и амортизационные отчисления за отчетный период на основании пересчитанной стоимости основных средств;
- отразить выбытие основных средств с баланса кредитной организации в течение отчетного периода исходя из пересчитанной стоимости основных средств.
Характеристики экономической ситуации в РФ указывают на то, что гиперинфляция прекратилась, начиная с 01.01.2003, поэтому кредитные организации не применяют положения МСФО 29. Балансовые суммы в финансовой отчетности на 01.01.2004 и за последующие отчетные периоды отражаются в единицах измерения, действующих на 01.01.2003.
Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
8. Каким образом рассчитываются временные / постоянные разницы по отложенным налоговым активам / обязательствам (МСФО 12 "Налоги на прибыль"):
- в части инфлированной и переоцененной по нормам МСФО накопленной амортизации. Какой временный лаг принимается к учету для корректировок балансовых показателей - с момента возникновения объекта и с учетом инфляционных изменений (МСФО 29) или за период, принятый в международной практике, глубиной 3-5 лет;
- в части дисконтирования векселей - за какой период рассматривается изменение стоимости инструментов с целью определения налоговых разниц: за отчетный период или в разрезе каждой сделки с момента возникновения истории, глубиной 3-5 лет;
- в части переоценки кредитов под нерыночную ставку - какой процент доходности экстраполируется на эту группу кредитов: средний по городу или внутреннюю ставку доходности по банку, за какой период рассчитываются налоговые разницы?
В § 5 МСФО 12 "Налоги на прибыль" (далее – МСФО 12) временные разницы определяются как разницы между балансовой стоимостью актива или обязательства для целей отражения в финансовой отчетности и их налоговой базой для целей расчета налога на прибыль. Параграф 16 МСФО 12 предусматривает, что в самом отражении актива заложено будущее возмещение его балансовой стоимости в форме экономических выгод, которые кредитная организация получит в будущих периодах. В связи с этим основой для расчетов налоговой базы активов являются:
- для основных средств - срок их полезной службы;
- для учтенных векселей - период с момента их приобретения до момента погашения или продажи;
- для предоставленных кредитов - период с момента выдачи денежных средств до момента погашения суммы основного долга и процентных платежей.
В § 67 МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка" отмечено, что в случае если рыночные цены финансового инструмента нельзя определить с достаточной степенью достоверности, то справедливая стоимость возмещения финансового инструмента рассчитывается как сумма всех будущих платежей или поступлений денежных средств, дисконтированная с использованием преобладающей рыночной ставки процента для аналогичного инструмента (аналогичного в отношении валюты, срока, типа процентной ставки и других факторов). В связи с этим при расчете справедливой стоимости кредитов и невозможности определения рыночной ставки по ним с достаточной степенью уверенности, возможна экстраполяция процентной ставки, рассчитанной по финансовым активам с аналогичными условиями, имеющимися в кредитной организации, городе, районе, области, крае и т.д.
Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
7. Какой порядок подписания заключения аудиторской организации по финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)? Если при проведении аудита аудиторская организация применяет Международные стандарты аудита (МСА), то в соответствии с п.26 МСА 700 "Аудиторское заключение по финансовой отчетности" аудиторский отчет (заключение) должно быть подписано от имени аудиторской фирмы, лично от имени аудитора или, если это целесообразно, обеими подписями. Аудиторский отчет (заключение) обычно подписывается от имени аудиторской фирмы, т.к. фирма принимает на себя ответственность за проведение аудита. Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
6. В какой валюте должна составляться отчетность кредитных организаций в соответствии с МСФО? В соответствии с МСФО 21 "Влияние изменений валютных курсов" и ПКИ 19 "Валюта отчетности - измерение и представление финансовой отчетности в соответствии с МСФО 21 и МСФО 29" необходимо различать два понятия:
- валюта измерения финансовой отчетности - валюта, используемая для измерения элементов финансовой отчетности, и
- валюта представления финансовой отчетности - валюта, используемая для целей представления финансовой отчетности.
В соответствии с § 5 ПКИ 19 в качестве валюты измерения может быть выбрана та валюта, которая в большей степени используется кредитной организацией при осуществлении операций или валюта, которая может оказывать значительное влияние на кредитную организацию. Параграф 4 МСФО 21 не определяет валюту, в которой компания должна представлять финансовую отчетность, но отмечает, что "обычно компания использует валюту страны, в которой она, в основном, осуществляет свою экономическую деятельность". Для целей представления финансовой отчетности в Банк России валютой представления является российский рубль.
Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
5. Необходимо ли использовать МСФО 29 при оценке акционерного капитала и основных средств в ходе составления финансовой отчетности в соответствии с МСФО за 9 месяцев 2004 года? Несмотря на тот факт, что характеристики экономической ситуации в РФ указывают на прекращение гиперинфляции, начиная с 01.01.2003, КМСФО требует ретроспективного применения всех МСФО при составлении финансовой отчетности по МСФО впервые для целей правильного расчета входящих сальдо. Поэтому при составлении финансовой отчетности по МСФО за 9 месяцев 2004 года кредитные организации должны применять положения МСФО 29 для оценки всех неденежных статей, в т.ч. акционерного капитала и основных средств для расчета входящих сальдо на 01.01.2004. При оценке неденежных статей, включая акционерный капитал, с учетом положений МСФО 29 необходимо следующее:
- пересчитать неденежные статьи с даты их формирования по отчетную дату с учетом индексов потребительских цен, принимая во внимание тот факт, что гиперинфляция в РФ прекратилась, начиная с 01.01.2003;
- пересчитанные с учетом индексов потребительских цен суммы неденежных статей по состоянию на 01.01.2003, используются при составлении финансовой отчетности по МСФО последующих периодов.
Порядок применения положений МСФО 29 в отношении определения стоимости основных средств приведен в ответе на пятый вопрос.
Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
4. Можно ли Положение ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" применять для расчета резервов по МСФО? Для обеспечения подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО при формировании резервов под обесценение кредитного портфеля для целей подготовки финансовой отчетности в соответствии с МСФО рекомендуется руководствоваться МСФО 39 "Финансовые инструменты : признание и оценка" (пункты 109-115), 32 "Финансовые инструменты: раскрытие и представление информации" (п.47), 30 "Раскрытие информации в финансовой отчетности банков и аналогичных финансовых институтов" (пункты 8, 43, 49). Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
3. Можно ли в примечаниях к финансовой отчетности в соответствии с МСФО за 9 месяцев 2004 года отразить наиболее существенные выборочные пояснительные примечания, что предусмотрено в пунктах 6 и 8 МСФО 34 "Промежуточная финансовая отчетность"? Если кредитная организация, составлявшая финансовую отчетность в соответствии с МСФО за предыдущий отчетный год, не публиковала и не представляла ее в Банк России, а также если кредитная организация составляет впервые финансовую отчетность в соответствии с МСФО, то в финансовой отчетности за 9 месяцев 2004 года информация в пояснительных примечаниях должна быть раскрыта полностью. Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
2. В соответствии с §§ 67, 69, 73 и 111 МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", а также с примечанием 4 "Принципы учетной политики" приложения 1 к Методическим рекомендациям, введенным вышеназванным Указанием ЦБ РФ, ссуды, предоставленные клиентам, должны учитывать в сумме амортизированных затрат, рассчитанной с использованием метода эффективной ставки процента. В качестве ставки дисконтирования должна использоваться ставка по аналогичным кредитам, действующая на дату предоставления кредита. При наличии признаков обесценения сумма резерва рассчитывается как разница между балансовой и оценочной возмещаемой стоимостью кредита, рассчитанной как текущая стоимость ожидаемых будущих денежных потоков, включая суммы, возмещаемые по гарантиям и обеспечению, дисконтированные с использованием первоначальной эффективной процентной ставки по данному кредиту. В отличие от требований МСФО в Положении ЦБ РФ от 26.03.2004 № 254-П "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" отсутствует требование дисконтирования кредитов, выданных под рыночную процентную ставку. В связи с этим просим уточнить, можно ли не пересчитывать резервы, созданные в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ № 254-П в отношении указанных кредитов для целей финансовой отчетности? При наличии признаков обесценения финансового инструмента резерв под его обесценение должен быть рассчитан в соответствии с МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка". Интернет-сайт ЦБ РФ.
03.11.2004.
1. Каким образом будет организована работа по доведению до банковского сектора текста МСФО на русском языке? Банк России получил согласие Комитета международных стандартов финансовой отчетности на продажу Банку России необходимого количества экземпляров сертифицированного перевода МСФО на русском языке. По сообщению КМСФО официальный перевод МСФО на русский язык практически готов. Банк России надеется на получение необходимого количества экземпляров в середине 2004 года. После получения от КМСФО необходимого количества экземпляров текста МСФО на русском языке по одному экземпляру будет направлено кредитным организациям. Вопросы и ответы Банка России от 31.03.2004 "По переходу банковской системы на МСФО".

АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510