Внутренний контроль в целях ПОД/ФТ (Письмо)
Документ |
Название документа |
Комментарий к содержанию |
Комментарий к документу |
Письмо Банка России от 30.12.2008 № 183-Т | О неприменении к кредитным организациям принудительных мер воздействия за нарушение Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | С 1 января 2009 года введен новый порядок представления кредитными организациями в Росфинмониторинг отчетов в виде электронного сообщения (ОЭС) о денежных операциях, подлежащих обязательному контролю. Поскольку не все кредитные организации настроили свои программные комплексы для работы в новых условиях, территориальным учреждениям Банка России рекомендовано в период с 1 января по 31 марта 2009 года применять к банкам - нарушителям нового порядка только предупредительные меры воздействия. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 14.01.2009, №1). |
Информационное письмо Банка России от 19.12.2008 № 15 | Вопросы применения Положения Банка России от 29.08.2008 № 321-П "О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Разъяснены отдельные вопросы заполнения отчетов в виде электронного сообщения, направляемых банками в Росфинмониторинг в целях противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма. Так, при направлении сообщения о совершении физическим лицом операции купли/продажи наличной иностранной валюты в поле "SUME" указывается полученная лицом сумма денежных средств в рублях по курсу, установленному приказом уполномоченного банка. В поле "CURREN" указывается код иностранной валюты, полученной лицом в результате проведения операции. При заполнении поля "SUM" указывается сумма, полученная лицом, совершающим операцию, в валюте ее проведения, указанной в поле "CURREN". При формировании сообщения об операциях купли-продажи драгоценных металлов и камней в поле "DATA" указывается дата заключения либо вступления договора в силу (если дата вступления договора в силу отличается от даты его заключения). В поле "DESCR" (при необходимости) приводится подробная информация о дате получения кредитной организацией указанного договора (его копии) и обстоятельствах, при которых кредитной организации стало известно о совершении сделки. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 24.12.2008, № 74). |
Письмо Банка России от 22.07.2008 № 85-Т | О направлении в кредитные организации писем о предоставлении информации | Документ опубликован не был. | |
Письмо Банка России от 04.07.2008 № 80-Т | Об усилении контроля за отдельными операциями физических и юридических лиц с векселями | ЦБ РФ сообщено, что в результате осуществления надзорной деятельности были выявлены резко возросшие объемы денежных средств, переводимых в пользу нерезидентов в порядке исполнения российскими кредитными организациями обязательств по предъявляемым к платежу векселям, первыми векселедержателями которых были российские юридические лица. Предъявляют указанные векселя к платежу физические лица - резиденты, действующие на основании доверенностей, выданных нерезидентами, которые во многих случаях зарегистрированы в оффшорных зонах и являются клиентами, в частности, банков Латвии и Кипра. В связи с тем, что целями указанных операций могут быть уклонение от уплаты налогов, таможенных платежей, вывод денежных средств из РФ, ЦБ РФ рекомендовал кредитным организациям при выявлении таких операций направлять сведения о них в Федеральную службу по финансовому мониторингу. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 09.07.2008, № 36). |
Информационное письмо Федеральной службы страхового надзора от 05.06.2008 № 3119/03-04 | О вопросах применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Росстрахнадзором разъяснены некоторые вопросы, наиболее часто возникающие у страховых организаций при применении Федерального закона РФ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Так, в частности, при осуществлении страхования страховые организации обязаны осуществлять идентификацию выгодоприобретателей, например, путем проведения анкетирования. Что касается осуществления контроля Росфинмониторингом, разъясняется следующее. Операция с денежными средствами подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую они совершаются равна или превышает 600 тыс. рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 тыс. рублей, или превышает ее. По своему характеру данная операция относится, например, к выплате физическому лицу страхового возмещения или получение от него страховой премии по страхованию жизни или иным видам накопительного страхования и пенсионного обеспечения. Также, по общему правилу, обязательному контролю подлежит сделка, совершаемая на сумму 3 млн. рублей и более и являющаяся по своему характеру сделкой с недвижимым имуществом. Однако договор страхования недвижимого имущества не является сделкой с недвижимым имуществом, так как при этом не происходит установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей. При этом если документы о праве собственности, праве пользования или распоряжения недвижимым имуществом позволяют получить сведения о ранее совершенной сделке с недвижимым имуществом, страховая организация должна направить в Росфинмониторинг сведения об этой операции. Основным критерием сделки с недвижимым имуществом, подлежащей обязательному контролю (в размере 3 млн. рублей и выше) выступает сумма сделки с недвижимым имуществом (стоимость застрахованного имущества). К иным обязанностям страховых организаций относится сообщение в Росфинмониторинг о совершении таких операций, как открытие страховой организацией депозитного счета и заключение договора банковского вклада, в том числе с целью размещения страховых резервов. Информирование об этом является обязательным лишь при возникновении подозрений, что какие-либо операции осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. | Текст Письма официально опубликован не был. |
Письмо Ассоциации российских банков от 23.05.2008 № А-02/5-305 | О целесообразности осуществления обязательного контроля по счету "Ностро" | Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru). | |
Письмо Банка России от 13.05.2008 № 56-Т | О продлении срока неприменения к кредитным организациям мер воздействия за нарушение ряда норм Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ в целях борьбы с коррупцией на кредитные организации были возложены дополнительные обязанности. Так, в частности, с 15 января 2008 г. безналичные расчеты и переводы денежных средств без открытия счета, осуществляемые на территории РФ и из РФ, должны сопровождаться на всех этапах их проведения информацией о плательщике и номере его счета (при его наличии) путем указания такой информации в расчетном документе или иным способом. Кроме того, банки обязаны выявлять среди принимаемых на обслуживание физических лиц иностранных публичных должностных лиц и уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым указанными должностными лицами. Однако в связи с неготовностью кредитных организаций выполнять указанные требования территориальным учреждениям Банка России было рекомендовано в случае выявления их нарушений до 15 мая 2008 г. применять к банкам лишь принудительные меры воздействия. Поскольку до настоящего времени механизм реализации ФЗ от 28.11.2007 N 275-ФЗ не разработан, Банком России решено продлить срок действия моратория на применение принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение указанных требований до 1 октября 2008 г. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 21.05.2008, № 24). |
Письмо Банка России от 08.05.2008 № 12-1-5/912 | О продлении срока действия моратория на применение принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение требований Федерального закона N 275-ФЗ | Федеральным законом от 28.11.2007 N 275-ФЗ в целях борьбы с коррупцией на кредитные организации были возложены дополнительные обязанности, в частности, обязанность выявлять среди принимаемых на обслуживание физических лиц иностранных публичных должностных лиц и уделять повышенное внимание операциям, осуществляемым указанными должностными лицами. Кроме того, при осуществлении безналичных расчетов и переводов денежных средств без открытия счета банки обязаны указывать в расчетном документе (либо иным способом) информацию о плательщике и номере его счета (при его наличии). В целях адаптации деятельности кредитных организаций к новым требованиям территориальным учреждениям Банка России было рекомендовано в случае выявления нарушений кредитными организациями указанных требований до 15 мая 2008 года применять к ним лишь меры воздействия предупредительного характера. Поскольку до настоящего времени механизм реализации требований ФЗ от 28.11.2007 N 275-ФЗ не разработан, Банк России предлагает продлить срок действия моратория на применение принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение указанных требований до 1 октября 2008 года. Окончательное решение будет принято после консультаций по данному вопросу с Росфинмониторингом. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru) |
Письмо Ассоциации российских банков от 24.04.2008 № А-02/5-252 | О продлении срока действия моратория на применение принудительных мер воздействия к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение требований Закона о ПОД/ФТ | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru) | |
Письмо Ассоциации российских банков от 23.04.2008 № А-02/2-246 | О проекте Указания Банка России "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru) | |
Письмо Департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России от 31.03.2008 № 12-1-5/657 | О применении Федерального закона N 115-ФЗ и Положения Банка России N 207-П | В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" кредитные организации обязаны устанавливать определенные сведения о клиентах (выгодоприобретателях). С 9 августа 2006 г. документы с этими сведениями, а также данные, необходимые для идентификации личности, должны храниться не менее пяти лет. Пятилетний срок исчисляется со дня прекращения отношений с клиентом. Порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, а также об иных операциях, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, регулируется Положением ЦБ РФ. Согласно этому Положению некоторые документы, содержащие сведения о клиентах (выгодоприобретателях), должны храниться не менее 5 лет со дня получения от территориального учреждения ЦБ РФ извещения в виде электронного сообщения. В связи с этим сообщается, что при расхождении норм Закона и норм подзаконного акта действуют правила, установленные Законом. В настоящее время готовится новая редакция Положения ЦБ РФ, определяющего порядок представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru). |
Письмо Банка России от 13.03.2008 № 24-Т | О повышении эффективности работы по предотвращению сомнительных операций | В последнее время существенно возросли объемы денежных средств в иностранной валюте и в рублях, переводимых резидентами в пользу нерезидентов в виде авансовых платежей по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования. Выявлены неоднократные случаи нарушения законодательства РФ при проведении указанных операций. В большинстве случаев действительными их целями могут являться уклонение от уплаты налогов, оплата "серого" импорта, отмывание доходов, полученных преступным путем. В связи с этим кредитным организациям необходимо контролировать операции, проводимые между резидентами и нерезидентами по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования, и их участников. Данный контроль следует осуществлять в случаях, когда: плательщиками денежных средств в в пользу нерезидентов являются организации, начавшие проводить операции по истечении трех месяцев после их государственной регистрации; платежи в пользу нерезидентов по договорам об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования резидентами осуществляются практически ежедневно; операции по счетам резидентов-плательщиков связаны с поступлением денежных средств в рублях от значительного числа других резидентов и последующим переводом их в полном объеме в течение одного или нескольких операционных дней в пользу нерезидентов; в договорах об импорте товаров на условиях коммерческого кредитования предусмотрены длительные сроки поставки товаров либо иные условия, не соответствующие общепринятой внешнеторговой практике. Помимо этого, в отношении самих кредитных организаций, необходимо уточнять экономическое содержание операций, проводимых ими по поручению клиентов, обстоятельства их совершения и др. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 19.03.2008, № 13). |
Информационное письмо Банка России от 29.02.2008 № 13 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России | Обязательному контролю подлежат: платежи, совершаемых в рамках договора финансовой аренды (лизинга); операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица; сделки купли-продажи драгоценных металлов и камней; операции по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получению такого займа, если заимодавец и заемщик являются клиентами одной кредитной организации. Обязательный контроль названных операций осуществляется, если сумма платежей либо сумма, на которую совершается операция, равна или превышает 600 000 рублей либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее. Обязательный контроль в отношении операций по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица проводится при осуществлении данным лицом деятельности в течение трех месяцев со дня его регистрации. Данный срок истекает в соответствующее число последнего месяца срока, независимо от того, считается ли день рабочим или нет. Относительно купли-продажи драгоценных металлов и камней обязательный контроль осуществляется путем направления в уполномоченный орган сведений о таких сделках. Контроль операций по предоставлению юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, беспроцентного займа физическому лицу и (или) другому юридическому лицу, а также получению такого займа, если заимодавец и заемщик являются клиентами одной кредитной организации, осуществляется путем направления в уполномоченный орган соответствующего сообщения. | |
Письмо Банка России от 18.01.2008 № 8-Т | О применении пункта 1.3 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Банк России информирует, что Федеральной службой по финансовому мониторингу издано информационное сообщение, размещенное на сайте Росфинмониторинга в Интернете по вопросу определения "иностранных публичных должностных лиц". Кроме того, Банк России сообщает, что определения "публичных должностных лиц" содержатся также в документах, изданных международными организациями. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 23.01.2008, № 3). |
Письмо Банка России от 14.01.2008 № 5-Т | О неприменении к кредитным организациям мер воздействия за нарушение Федерального закона от 28 ноября 2007 года N 275-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется применять только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим в период с 15 января 2008 года по 15 мая 2008 года нарушения требований Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части изменений, внесенных Федеральным законом. | |
Письмо Ассоциации российских банков от 25.12.2007 № А-02/5-664 | О введении моратория на применение мер ответственности к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение пунктов 1.3 и 3.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ (в редакции Федерального закона от 28.11.2007 г. N 275-ФЗ) | Ассоциация российских банков просит рассмотреть вопрос о введении моратория на применение мер ответственности к кредитным организациям за ненадлежащее исполнение пунктов 1.3 и 3.1 статьи 7 Закона о ПОД/ФТ до 1 августа 2008 года. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru). |
Письмо Банка России от 04.12.2007 № 192-Т | О применении отдельных положений Инструкции Банка России от 2 июля 1997 года N 63 "О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации" | Кредитные организации, осуществляющие доверительное управление имуществом, обязаны ежегодно до 10 февраля года, следующего за отчетным, представлять в территориальное учреждение ЦБР информацию о себе по установленной форме (за отчетный год). Указано, что отчетность, включающая информацию о названных кредитных организациях, не входит в перечень форм отчетности, представляемой в ЦБР. В связи с этим такая информация не должна представляться в ЦБР. | |
Письмо Банка России от 02.11.2007 № 12-1-5/2601 | О предложениях АРБ | Банк России сообщает, что в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем кредитным организациям необходимо разработки кредитными организациями правил внутреннего контроля и программы его осуществления. Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Программы осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатываются кредитной организацией с учетом, в частности, характера и основных направлений деятельности кредитной организации, клиентской базы и уровня типичных банковских рисков. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru). |
Письмо Банка России от 19.09.2007 № 04-31-/4000 | О применении абзаца 5 пп. 4 пункта 1 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в отношении некредитных организаций" | В соответствии с ФЗ "О банках и банковской деятельности" коммерческая организация, не являющаяся кредитной организацией, вправе осуществлять без лицензии, выдаваемой Банком России, банковские операции по принятию от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги электросвязи, жилое помещение и коммунальные услуги. При этом в соответствии с ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" указанные операции отнесены к операциям, подлежащим обязательному контролю, если сумма, на которую такая операция совершается, равна или превышает 600 000 руб. либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 руб., или превышает ее. Таким образом, указанные выше организации обязаны направлять сообщения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в уполномоченный орган. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации Российских Банков в Internet (http://www.arb.ru). |
Письмо Банка России от 31.08.2007 № 12-1-5/1971 | Об идентификации | ||
Информационное письмо от 31.07.2007 № 12 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России | Разъяснены отдельные вопросы применения кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны идентифицировать лицо, находящееся у них на обслуживании. В целях идентификации клиента - юридического лица кредитная организация должна получить сведения о присутствии или отсутствии по своему местонахождению юридического лица, его постоянно действующего органа управления, иного органа или лица, которые имеют право действовать от имени юридического лица без доверенности. Конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных юридическим лицом сведений о его присутствии или отсутствии по своему местонахождению законодательством РФ не предусмотрены. По мнению ЦБР, указанные сведения можно подтвердить следующими способами: путем получения от юридического лица письменного подтверждения о том, что его постоянно действующий орган управления либо иной орган или лицо, имеющие право действовать от имени юридического лица без доверенности, фактически располагаются по местонахождению юридического лица; путем выезда по адресу юридического лица в целях подтверждения достоверности сведений о его местонахождении в ходе визуального осмотра; иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными. Также разъясняется, что операция по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) юридического лица, период деятельности которого не превышает трех месяцев со дня его регистрации, подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте. При этом федеральное законодательство не позволяет однозначно определить количество сообщений, которые кредитная организация должна направить в уполномоченный орган при зачислении денежных средств на счет (вклад) и списании денежных средств со счета по операциям между юридическими лицами - клиентами одной кредитной организации в случае, когда период деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя) не превышает трех месяцев со дня регистрации. ЦБР считает возможным в таком случае направлять одно сообщение. При этом в поле DESCR отчета в виде электронного сообщения рекомендуется указывать информацию о периоде деятельности каждого юридического лица (плательщика и получателя). | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.08.2007, № 45). |
Письмо Банка России от 19.07.2007 № 12-1-5/1646 | Об идентификации клиентов | Даны разъяснения по вопросу применения порядка идентификации кредитными организациями клиентов в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. | Текст письма размещен на сайте Ассоциации российских банков в Internet (http://www.arb.ru) |
Письмо Банка России от 05.04.2007 № 44-Т | О проверке осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг) | Разъяснен порядок проведения проверок осуществления кредитными организациями идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг). Так, у кредитной организации рекомендуется запросить договоры с клиентами, а также иные документы, на основании которых осуществляется дистанционное банковское обслуживание. Если из представленных документов следует, что используемая технология дистанционного банковского обслуживания предусматривает для уполномоченного лица (лиц) клиента возможность распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете, используя аналог собственноручной подписи, коды, пароли и иные средства, рекомендуется установить, осуществлено ли кредитной организацией установление личности лица (лиц), уполномоченного распоряжаться денежными средствами, а также получены ли копии документов, удостоверяющих личность указанного лица (лиц). Кроме того, следует проверить, отнесены ли операции клиентов, осуществляемые с использованием интернет-технологий, к операциям повышенной степени (уровня) риска их совершения в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. | |
Письмо Банка России от 10.01.2007 № 1-Т | О Методических рекомендациях по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю | Центральный банк Российской Федерации направляет для использования в работе "Методические рекомендации по проведению проверок работы кредитных организаций по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю. Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения кредитными организациями (их филиалами) требований по выявлению, фиксированию и направлению в уполномоченный орган сведений по операциям с денежными средствами в наличной форме, подлежащим обязательному контролю, установленных Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". | |
Информационное письмо Банка России от 29.09.2006 № 10 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России | Даны разъяснения о применении отдельных положений Инструкции Банка России от 28.04.2004 № 113-И "О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц" с учетом того, что указанная Инструкция применяется в части, не противоречащей Федеральному закону от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Банк России разъясняет также порядок применения Указания Банка России от 09.08.2004 № 1486-У "О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за соблюдение правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и программ его осуществления в кредитных организациях". | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 11.10.2006, № 55). |
Письмо Банка России от 30.08.2006 № 115-Т | Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" в части идентификации клиентов, обслуживаемых с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг)" | При проведении операций по всем банковским счетам (банковским вкладам) кредитные организации должны идентифицировать не только лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада), но также и лиц, которым предоставляются либо будут предоставлены полномочия по распоряжению банковским счетом (банковским вкладом), включая полномочия по распоряжению банковским счетом (банковским вкладом) с использованием технологий дистанционного банковского обслуживания (включая интернет-банкинг). Невыполнение данного требования рассматривается Банком России как нарушение Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и Положения об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утв. Банком России 19.08.2004 № 262-П. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 07.09.2006, № 50). |
Письмо Банка России от 07.06.2006 № 81-Т | О нормативном акте Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН США), устанавливающем требования к открытию и ведению финансовыми институтами США корреспондентских счетов, счетов иностранных граждан и счетов влиятельных политических лиц | Банк России доводит до сведения кредитных организаций содержание нормативного акта Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН США) с целью оказания методической помощи по организации внутреннего контроля в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при установлении и поддержании корреспондентских отношений с банками США. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 15.06.2006, № 34). |
Письмо Банка России от 01.02.2006 № 12-Т | О порядке предоставления кредитным организациям сведений, содержащихся в государственных реестрах, в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Банк России сообщает, что федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции и в порядке, согласованном ими с соответствующими надзорными органами, предоставляют организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, сведения, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, сводном государственном реестре аккредитованных на территории РФ представительств иностранных компаний, а также сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов. Установлено, что единый государственный реестр юридических лиц и единый государственный реестр налогоплательщиков ведет Федеральная налоговая служба. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 08.02.2006, № 7). |
Письмо Банка России от 23.12.2005 № 157-Т | О порядке применения Письма Банка России от 13.07.2005 № 98-Т | Банк России обращает внимание, что Письмо Банка России от 13.07.2005 № 98-Т носит рекомендательный характер; оно не должно применяться механически, без анализа и учета всей имеющейся у территориальных учреждений Банка России информации и сведений о характере, степени опасности и причинах допущенных нарушений, общей оценки работы кредитных организаций по исполнению требований законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Банк России просит руководствоваться настоящими разъяснениями при принятии решения о применении мер воздействия к кредитным организациям, рекомендованных указанным Письмом, действуя при этом взвешенно и соизмеряя жесткость мер воздействия с реальным размером рисков, которые возникают в деятельности банков в связи с выявленными недостатками. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 28.12.2005, № 70). |
Информационное письмо Банка России от 31.08.2005 № 8 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и принятых во исполнение него нормативных актов Банка России | Банк России разъясняет некоторые вопросы, возникающие при применении Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и нормативных актов Банка России. | Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля. Текст документа опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 07.09.2005, № 47). |
Письмо Банка России от 01.08.2005 № 12-4-7/1922 | О применении п. 1.1 ст. 6 Федерального закона N 115-ФЗ | Даны разъяснения по вопросу о необходимости направления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений о сделках с недвижимым имуществом, подлежащих обязательному контролю в соответствии Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Если кредитная организация при проведении расчетной операции клиента по сделке с недвижимым имуществом не располагает всей необходимой информацией, на основании которой она может сделать вывод о проведении операции, подлежащей обязательному контролю, и указанная операция не отнесена к операции, в отношении которой возникает подозрение, что она связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, обязанности по направлению соответствующих сведений в уполномоченный орган не возникает. | Текст письма опубликован в газете "Бизнес и банки", октябрь 2005 г., № 38. |
Письмо Банка России от 13.07.2005 № 98-Т | О Методических рекомендациях по применению Инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия" при нарушениях кредитными организациями нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Меры воздействия применяются к кредитной организации за нарушение законодательства РФ в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", издаваемых в соответствии с ним постановлений Правительства РФ, которые распространяются на кредитные организации, нормативных актов Банка России, а также неисполнение предписаний Банка России (нарушение в области ПОД/ФТ). При применении ТУ Банка России мер воздействия к кредитным организациям, допустившим нарушение в области ПОД/ФТ, необходимо учитывать установленный Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" срок применения мер воздействия, который не должен превышать пяти лет со дня совершения такого нарушения. | |
Письмо Банка России от 13.07.2005 № 99-Т | О Методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. | Текст письма опубликован в "Вестнике Банка России" (ВБР, 20.07.2005, № 37). |
Письмо Банка России от 06.05.2005 № 12-4-7/1119 | О порядке применения актов Банка России | В целях повышения эффективности работы кредитных организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций кредитные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления с учетом рекомендаций, утверждаемых Банком России. Право принимать окончательное решение о необходимости классификации той или иной операции с денежными средствами или иным имуществом в качестве подозрительной операции входит исключительно в компетенцию кредитной организации. Однако уполномоченные представители Банка России, проводящие проверку кредитной организации, на основании документов (информации), полученных от кредитной организации, вправе составить профессиональное мотивированное суждение и дать оценку степени соответствия ее деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма рекомендациям Банка России. | |
Письмо Банка России (Методические рекомендации) от 06.04.2005 № 56-Т | О Методических рекомендациях по проведению проверок соблюдения кредитными организациями требований законодательства Российской Федерации и нормативных актов Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Методические рекомендации разработаны в целях повышения эффективности проведения проверок соблюдения кредитными организациями Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", нормативных актов Правительства РФ и Банка России в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. | |
Информационное письмо Банка России от 21.02.2005 № 7 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России дает ответы на вопросы по применению Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ. | |
Письмо Банка России от 26.01.2005 № 17-Т | Об усилении контроля за операциями с наличными денежными средствами | В связи с тем, что получение физическими лицами - клиентами кредитных организаций наличных денежных средств относится к операциям повышенной степени (уровня) риска их совершения в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, приводится примерная схема и характерные признаки операций, которые могут быть связаны с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Которые необходимы для повышения эффективности работы кредитных организаций по выявлению в деятельности клиентов подозрительных операций, связанных с получением наличных денежных средств с банковских счетов (вкладов). | |
Письмо Банка России от 21.01.2005 № 12-Т | Методические рекомендации по усилению контроля за операциями покупки физическими лицами ценных бумаг за наличный расчет и купли-продажи наличной иностранной валюты | Приводятся схемы проведения операций приобретения физическими лицами ценных бумаг, а также купли-продажи иностранной валюты целью осуществления которых является уклонение от процедур обязательного контроля со стороны кредитных организаций и оцениваемые, как операции повышенной степени (уровня) риска. Сведения об операциях, в отношении которых возникают подозрения об их осуществлении в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма подлежат направлению в уполномоченный орган. | |
Письмо Банка России от 16.12.2004 № 12-4-7/3968 | О порядке применения отдельных положений Федерального закона № 115-ФЗ | Департамент валютного регулирования и валютного контроля Банка России разъясняет порядок применения отдельных положений федеральных законов от 07.08.2001 № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" и от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". | |
Письмо Банка России от 07.10.2004 № 119-Т | О неприменении к кредитным организациям принудительных мер воздействия за нарушение нормативных правовых актов в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Территориальным учреждениям Банка России рекомендуется применять только предупредительные меры воздействия к кредитным организациям, допустившим в период до 21.12.2004 нарушения требований нормативных актов Банка России, в части изменений, внесенных Федеральным законом от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". | Текст Указания оперативного характера опубликован в "Вестнике Банка России" от 13.10.2004 № 60. |
Письмо АРБ от 30.08.2004 № А-02/5-648 | О вопросах, касающихся порядка реализации положений Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ | Включает в себя ряд вопросов, возникающих в практике кредитных организаций, касающихся порядка реализации положений Федерального закона № 88-ФЗ при осуществлении ими функций, установленных федеральным законодательством, в связи с опубликованием Федерального закона от 28.07.2004 № 88-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма". | |
Письмо Банка России от 19.08.2004 № 103-Т | Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями (их филиалами) Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | ||
Информационное письмо Банка России от 15.06.2004 № 6 | Обобщение практики применения Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Банк России разъясняет отдельные вопросы применения процедур обязательного контроля, предусмотренного Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", при осуществлении некоторых видов валютных операций, в частности, при осуществлении операций покупки (продажи) иностранной валюты и при приобретении физическими лицами у кредитной организации векселей, выдаваемых самой кредитной организацией. | |
Письмо Банка России от 09.06.2004 № 62-Т | Об отношениях кредитных организаций с банками, зарегистрированными на территории острова Анжуан | Кредитным организациям рекомендуется воздерживаться от установления корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными на территории острова Анжуан, и рассмотреть вопрос о прекращении ранее установленных корреспондентских отношений с указанными банками. | |
Письмо Банка России от 15.03.2004 № 014-12-6/831 | Об исполнении кредитными организациями требований Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ | Банк России обращает особое внимание кредитных организаций на неукоснительное соблюдение требований Федерального закона и Положения Банка России от 20.12.2002 № 207-П в части соблюдения сроков направления сведений в уполномоченный орган по операциям под кодом 7001. | |
Письмо Банка России от 11.08.2003 № 117-Т | О применении к кредитным организациям мер принуждения за нарушения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | Учитывая общеправовые принципы разрешения коллизий норм права, при выявлении в деятельности кредитных организаций нарушений требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" меры принуждения к кредитным организациям применяются Банком России. В случае применения мер принуждения территориальные учреждения Банка России используют порядок применения мер, предусмотренный Инструкцией Банка России от 31.03.1997 № 59 "О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности". | |
Письмо Банка России от 25.06.2003 № 98-Т | О перечне должностных лиц КФМ России | В дополнение к Указанию оперативного характера Банка России от 21.02.2003 № 27-Т "О Приказе КФМ России от 24.12.2002 N 102 "Об утверждении Положения о форме письменных запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации" направляется перечень должностных лиц КФМ России, которым предоставлено право подписания письменных запросов в кредитные организации. | |
Письмо Банка России от 08.04.2003 № 53-Т | О внесении изменений и дополнений в Вольфсбергские принципы | Банк России направляет текст доработанных Вольфсбергских принципов (Приложение 2) для ознакомления с новыми международными подходами в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. | |
Письмо Банка России от 21.02.2003 № 27-Т | О Приказе КФМ России от 24.12.2002 № 102 "Об утверждении Положения о форме письменных запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации" | В соответствии с абзацем 2 подпункта 3 пункта 1 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" от 07.08.2001 № 115-ФЗ и пунктом 11 Положения о представлении информации в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2002 года N 245, Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с Центральным банком Российской Федерации издал Приказ от 24.12.2002 № 102 "Об утверждении Положения о форме письменных запросов и перечне должностных лиц, имеющих право направлять запросы в кредитные организации" | |
Письмо Банка России от 31.01.2003 № 15-Т | О взаимодействии уполномоченных банков с нерезидентами, зарегистрированными на территории Республики Черногория | Банка России рекомендует уполномоченным банкам, ранее установившим корреспондентские отношения с банками, зарегистрированными на территории Республики Черногория, в том случае, если правовой статус этих банков-корреспондентов подтвержден лицензией Министерства финансов Республики Черногория, прекратить корреспондентские отношения с указанными банками. Лицензии на осуществление банковской деятельности, ранее выданные Министерством финансов Республики Черногория банкам, созданным на территории Республики Черногория в соответствии с Законом "О компаниях, которые основываются и работают в особых условиях", с 1 августа 2002 года объявлены недействительными. | |
Письмо Банка России от 24.01.2003 № 12-Т | Об усилении контроля при установлении корреспондентских отношений с кредитными организациями-нерезидентами | Руководствуясь Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", Банк России рекомендует кредитным организациям воздерживаться от установления корреспондентских отношений с банками, зарегистрированными на территории Республики Науру, а также не имеющими физического присутствия в какой-либо стране, и рассмотреть возможность прекращения ранее установленных с ними корреспондентских отношений. | |
Письмо Банка России от 20.01.2003 № 7-Т | Об исполнении Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" | Кредитным организациям следует идентифицировать лицо, заключающее договор банковского счета (банковского вклада) - клиента (вкладчика); лиц, осуществляющих от имени клиента (вкладчика) распоряжения о перечислении или выдаче средств со счета; третьих лиц, которые вносят денежные средства на счет клиента (вкладчика). При этом рекомендуется при заключении кредитными организациями договоров банковского счета (вклада) отказаться от использования в их наименовании слова "номерной". | |
Письмо Банка России от 16.01.2003 № 6-Т | О внесении изменений и дополнений в Указание оперативного характера Банка России от 28.11.2001 № 137-Т "О рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученых преступным путем" | Основным принципом разработки правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, является обеспечение участия всех сотрудников кредитной организации независимо от занимаемой должности в рамках их компетенции в выявлении в деятельности физических лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, находящихся на обслуживании в кредитной организации, операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. Рекомендации дополнены рядом программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, разрабатываемых кредитными организациями. | |
Письмо Банка России от 24.12.2002 № 177-Т | Об осуществлении Банком России контроля за исполнением кредитными организациями Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма | ОТМЕНЕНО - Письмом ЦБ РФ от 25.07.2003 N 115-Т. | |
Письмо Банка России от 20.09.2002 № 127-Т | В дополнение к Указаниям оперативного характера от 30.10.2001 N 127-Т и от 01.02.2002 N 12-Т | ||
Письмо Банка России от 20.08.2002 № 116-Т | В дополнение к Указаниям оперативного характера Банка России от 30.10.2001 № 127-Т и от 01.02.2002 № 12-Т | ||
Письмо Банка России от 28.11.2001 № 136-Т | В дополнение к Указанию оперативного характера от 30.10.2001 г. N 127-Т | ||
Письмо Банка России от 15.02.2001 № 24-Т | О Вольфсбергских принципах | В целях более активного применения международных стандартов в области осуществления мер борьбы с отмыванием "грязных" денег Банк России направляет для использования в работе кредитных организаций Вольфсбергские принципы для разработки ими собственной политики противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также для организации работы с клиентами. | |
Письмо Банка России от 03.07.1997 № 479 | О Методических рекомендациях по вопросам организации работы по предотвращению проникновения доходов, полученных незаконным путем, в банки и иные кредитные организации |
АИСС БКБ, www.orioncom.ru, tel (495) 783-5510